Большая четвёрка уже давно является определённым эталоном на рынке, на который ориентируется профессиональное сообщество. Когда-то давно этих компаний не было в нашей жизни, как и многих других вещей, которые принёс с собой иностранный бизнес.
В деятельности Большой четвёрки в России были самые разные периоды. Был период становления, были определенные провалы и колебания, но, в целом, многолетний тренд был восходящим, бизнес шёл в гору.
Практики росли как количественно, так и качественно.
Становление и рост
Большая четвёрка (тогда ещё Большая восьмёрка, немного позже Большая шестёрка) начала свою работу в России в конце 80-х – начале 90-х годов. Время было лихое, иностранный бизнес только начинал осторожно заходить в Россию. Российский большой бизнес находился в стадии становления тех структур и процессов, которые можно назвать бизнесом.
Российский бухгалтерский учёт перестраивался с советских рельс, аудит в современном виде только зарождался. Для приходящего иностранного бизнеса местные аудиторские компании были ещё одними туземцами. Обращаться за услугой, которая предполагает раскрытие довольно конфиденциальной информации, к местным непонятным компаниям никто из иностранцев не хотел.
Крупнейшие российские компании предпочитали пользоваться услугами Четвёрки, так как для иностранных контрагентов вес могла иметь только отчётность, заверенная аудитором с репутацией, то есть Четвёркой. Ну, а получить заёмное финансирование в Европе или США без заключения Четвёрки было практически невозможно.
Поэтому в 90-х дела у местных компаний Четвёрки шли в гору. Они осваивались на новом для себя рынке, обслуживая, в основном, иностранный бизнес в России, а также зародыши нашего нынешнего крупного бизнеса. Например, где-то в это время крупнейшие российские нефтегазовые компании стали аудироваться у Четвёрки.
Точкой разворота как для всей российской экономики, так и для местных компаний Четвёрки, стал кризис 1998 года. Компании Четвёрки пострадали в ходе него, также как и другие. Но бизнес Четвёрки был еще небольшим, среди клиентов были избранные компании, которые, конечно, тоже пострадали, но остались на плаву.
После кризиса 1998 года российская экономика пошла в рост, а когда в начале «нулевых» подоспела благоприятная ценовая конъюнктура на углеводороды, рост стал еще более мощным.
Если рост российской экономики до 2008 года можно охарактеризовать как грибы после дождя, то для роста бизнеса Четвёрки в России нужно подбирать другие сравнения. Бизнес рос как грибы после радиоактивных осадков с инъекциями гормона роста.
Из этого времени к нам пришли истории, когда люди становились партнерами до 30 лет. Желающие могут посмотреть в поисковике про Андрея Елинсона, Александру Бурико и других.
Из этого же времени байки от коллег, которые релоцировались или отправлялись на стажировку в европейские офисы и слушали там доклады про успешные годы, в которых эти европейские офисы росли на 2-3% в год. Сравните с ростом выручки российских практик Четвёрки в те годы на 20-50% в год.
Аттракцион щедрости от вселенной продолжался до 2008 года. Прилив был настолько мощным, что поднял до партнерских высот людей, которые были готовы к этому с натяжкой. Или, выражаясь языком Четвёрки, business case позволял становиться партнерами даже людям со спорным personal case.
Иностранные компании ломились в Россию, расталкивая друг друга. Российские компании осознали, что у них достаточно ресурсов, чтобы выходить на другие рынки, и стали покупать активы в Европе и Северной Америке. Почти каждый месяц выходили новости про IPO какой-нибудь крупной российской компании.
Разрыв между потребностями рынка и количеством подготовленных кадров в распоряжении Четвёрки в России был настолько велик, что клиенту, который приходил за сопровождением сделок в январе, прямо говорили, что смогут им заняться только в ноябре.
Современные офисы
В период бурного роста бизнеса в середине «нулевых» компании Четвёрки почти синхронно решили переехать в новые, более просторные и современные офисы. Например, PwC в то время сидели в Riverside Towers, внешний вид которого сегодня выглядит настолько «колхозным», что на него тяжело смотреть даже в летний солнечный день. Как раз в середине «нулевых» в Москве начали вводиться в эксплуатацию или были в процессе строительства качественные офисные здания, которые не уступали лучшим офисам в той же Европе. Площади Четвёрка арендовала с расчётом на продолжение бурного роста.
В 2003 году EY переехали в Аврору и продолжали занимать новые площади при расширении бизнес-центра.
KPMG переехали в новый офис в Башне на Набережной в Москва-Сити в 2008 году, когда:
- из метро работали только Выставочная, которая тогда была еще Деловым Центром, и Международная; сравните это с текущей транспортной доступностью Москва-Сити и еще раз оцените инфраструктурное развитие Москвы за прошедшие годы;
- вокруг была сплошная стройка, еще не был открыт Афимолл и нельзя было пройти из метро в офис не выходя на улицу;
- идти от метро в офис приходилось не через ландшафтный дизайн и небоскребы, а мимо заборов строек;
- из крупных компаний почти никого не было в Сити.
В 2008 году это было очень неудобное место как для сотрудников, так и для бизнеса. Представляете, как торопились застолбить нужную локацию.
Оцените локацию на фото. Башня С, в которую переехали KPMG, почти готова, в башнях A и В уже горит свет, на заднем плане достраивается Башня Федерация, рядом возводятся бетонные конструкции Города Столиц, и вокруг одна сплошная стройка и куча бытовок.
В 2008 году во время переезда было уже получше, но не намного. Сейчас, когда почти все башни введены в эксплуатацию, уличное благоустройство уже сделано, люди добираются на работу в Москва-Сити с совсем другими ощущениями.
Сравните с более современной панорамой, снято примерно с одной и той же точки.
Правда, ходят слухи, что локальный офис KPMG, уже в лице Kept, собирается покинуть Москва-Сити и скоро переедет в новый офис.
В 2009 году достроили Белую Площадь, PwC и Deloitte также переехали в новые офисы. Этот бизнес-центр и сейчас выглядит как один из лучших в Москве. Не счесть любителей и профессионалов, сфотографировавших Никольскую старообрядческую церковь в створе башен бизнес-центра.
В 2023 году российский офис PwC уже после выхода из сети арендовал для размещения центрального офиса Multispace Dinamo, уже в формате гибкого офиса.
Кризис 2008-2009
Мировой экономический кризис разразился в 2008 году, в 2009 году он полноценно докатился до России. Огромные офисные площади, арендуемые на вырост, из необходимого условия дальнейшего развития стали превращаться в обузу. Вместо проблемы «где разместить сотрудников?», пришлось решать проблему «куда девать лишние площади?».
Но это были не главные проблемы, точнее, эти проблемы возникли как следствие более глобальных проблем. Стал резко сокращаться портфель заказов, в первую очередь на услуги, связанные с сопровождением сделок. Клиенты, в целом, старались сократить некритичные затраты, и услуги Четвёрки попадали в эту категорию с высокой вероятностью.
Самим компаниям Четвёрки удалось обойтись без существенных сокращений персонала. Где-то перевели на 4-дневную рабочую неделю, были ужесточены требования по оценке. В итоге, значительная часть людей ушла сама, и не всегда это были low performers.
Как правило, в кризисных ситуациях происходит перераспределение доли слабых игроков в пользу сильных игроков. В России из Четвёрки слабым игроком оказался Deloitte. Сокращение портфеля заказов было очень сильным, новый офис с площадями на вырост стал занимать еще более значительную долю в расходах. В результате местных партнеров не то чтобы выкинули на мороз, но отстранили от управления. Российский офис Deloitte перешел в собственность консорциума европейских офисов во главе с британским офисом, местных партнеров оставили, но управленческие решения в отношении российского офиса стали принимать в европейских офисах.
***
К концу 2009 года прошла острая фаза кризиса и компании Четвёрки продолжили свой путь на российском рынке.
В следующей статье расскажу о том, как компании Четвёрки в России встретили кризис 2014 года.
Ссылки на статьи из серии Большая четвёрка в России:
- Часть 1 (эта статья)