Декабрь не только время предновогодней суеты, но и добрых дел. Конечно, делать их стоит круглый год, но накануне одного из самых любимых праздников сильнее хочется радовать не только близких, но и далеких — людей, которых мы не знаем, но которым хотим и можем помочь. Тем более если эта помощь им нужна. Система быстрых платежей (СБП) вместе с фондом «Старость в радость» запустила проект «Поделись заботой». Мы поговорили с руководителем центра управления брендом и медиа НСПК (Операционный платежный и клиринговый центр СБП) Валентиной Косаревой о важности благотворительности и о том, как легко и быстро с помощью СБП совершить пожертвование и помочь пожилым людям, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации.
— СБП становится все более популярным способом оплаты. Подключаются к сервису и некоммерческие организации. Чем им это удобно и какие дает преимущества?
— Некоммерческие организации стали подключаться к Системе быстрых платежей уже давно, с самого запуска сервиса. Мы предоставляем удобный инструмент как для благотворительных организаций, так и для людей, которые хотят помочь. Для первых это выгодно, ведь комиссия по СБП, которую организация платит банку за совершения платежа, достаточно низкая — 0,4%. Для вторых — удобно. Пожертвование можно сделать моментально с помощью мобильного телефона.
— Расскажите, как и когда появилась идея помогать благотворительным фондам и использовать Систему быстрых платежей как инструмент для сбора пожертвований?
— В прошлом году мы стали больше рассказывать о СБП — говорить и пользователям, и представителям бизнеса, в чем преимущества оплаты с помощью сервиса. А еще объяснять, что оплата с помощью смартфона все еще доступна как для владельцев телефонов на базе IOS, так и на Android.
Кроме того, мы начали анализировать, на ком сильнее всего отразилась новая реальность в финансовом секторе. И это не только потребители, но и все бизнесы, включая НКО, которые сразу почувствовали, что число пожертвований уменьшилось: по оценкам исследования Frank RG, россияне сократили траты на благотворительность на 30–40%.
Плюс накладывалось то, что для помощи фонду человек должен был пройти достаточно сложный клиентский путь. Нужно было зайти на сайт, ввести данные карты или привязать ее, если хотелось помогать регулярно. А желание помочь часто бывает эмоциональным и спонтанным. И надо быть достаточно сознательным человеком, чтобы это желание донести до дома, сесть за компьютер и осуществить задуманное. Поэтому нам стало понятно, что СБП — удобный инструмент, который позволит моментально делать пожертвования.
Нам предстояло изменить привычный паттерн поведения: продемонстрировать простоту использования QR-кода СБП, вдохновляя людей возможностью сделать свой вклад в большое доброе дело. Так, мы запустили проект «Поделись теплом», в рамках которого вместе с фондом «Добро вместе» помогали людям через QR-код СБП жертвовать средства на помощь бездомным животным. Как раз наступала зима, а в этот период им особенно нужна поддержка. И нам эта идея откликнулась.
— Вы перечислили ряд инсайтов, из которых сложился проект «Поделись теплом». А были еще какие-то внешние факторы? Ведь сейчас в мире есть тренд на то, что благотворительность становится хорошим тоном для многих крупных компаний и сервисов.
— СБП — инструмент, который соединяет тех, кто хочет помочь, с теми, кому эта помощь нужна. И мы сами задали тренд на территории благотворительности — возможность делать пожертвования по QR-коду.
Наш первый проект стал показательным кейсом для других фондов, которые начали подключать СБП и использовать QR-код для совершения пожертвований. Я не буду называть фонд, но он достаточно крупный и сейчас использует QR-коды в телевизионных роликах. Человеку достаточно просто отсканировать его с экрана и подтвердить операцию в приложении мобильного банка. Чем проще сделать пожертвование, тем больше пожертвований будет.
— Сколько проекту «Поделись теплом» удалось собрать денег?
— Нам удалось собрать больше 6 млн рублей за достаточно короткий период. Чуть больше месяца длилась акция. И для фонда это, если сравнивать их показатели, было в 6 раз больше, чем за аналогичный период годом ранее. И сама сумма пожертвований была в 9 раз больше средней. То есть для фонда это были действительно значительные деньги.
— Как вы выбираете фонд, с которым решаете сотрудничать?
— В первую очередь, конечно, мы внутри компании выбираем актуальную тему. Пожилые люди, животные — это важные направления и, по данным исследований, наиболее популярные среди тех, кто поддерживает благотворительные организации. Кроме того, сам фонд должен вызывать доверие у людей. Поэтому, конечно, мы смотрим на величину и надежность.
— Сейчас у вас запустился проект «Поделись заботой» с фондом «Старость в радость». Расскажите об этом подробнее.
— Проект «Поделись заботой» стартовал совсем недавно, в начале декабря. Это уже масштабирование нашего первого проекта. Мы запустили «Поделись заботой» не только в Москве, а в пяти городах, еще в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани.
Мы размещаем наружную рекламу, рекламу в такси, в метро и на остановках, на стаканчиках с кофе. В рекламной кампании нам важно учесть два фактора. Первый — человеку должно быть удобно отсканировать QR-код. И здесь контакт должен быть чуть длиннее, чем у короткой рекламы. Второй — нам важно вызвать эмоциональный отклик. Когда человек садится с холодной улицы в теплое такси, он чувствует эту сопричастность острее.
— Цель проекта — собрать деньги для пожилых людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Есть какие-то конкретные задачи, на которые пойдут средства?
— С фондом «Старость в радость» мы собираем деньги на дрова, которыми пожилые люди смогут отапливать свое жилье, на продуктовые наборы, на медицинское оборудование, медицинские кровати. У нас есть сайт, на котором размещен прогресс-бар, и мы каждый день видим, сколько мы собрали и как закрываются те или иные потребности.
— Раз мы добрались до продуктов СБП и местах размещения рекламы, расскажите о способах пожертвований и где и как их можно совершить?
— Как я уже сказала, совершить пожертвование можно с помощью QR-кода СБП и NFC-метки. Для этого сначала нужно скачать приложение СБПэй, привязать в нем банковский счет и дальше выбрать удобный способ оплаты. Либо отсканировать QR-код и подтвердить благотворительный платеж в приложении, или приложить смартфон с открытым приложением СБПэй к NFC-метке. Сейчас у нас как раз в нескольких каналах коммуникаций используется второй способ оплаты. Например, в печатной прессе. Помните, раньше в журналы вкладывали пробники? А мы надежным способом вклеиваем карточки с NFC-метками.
У нас есть фиксированная сумма пожертвования — 11 рублей. Нам очень важно, чтобы она была доступна каждому. Но по QR-коду, если есть желание, можно перевести любую сумму.
— Сколько по времени готовится такой благотворительный проект?
— Если брать именно ту часть, когда уже идет работа над рекламной кампанией, то это два-три активных месяца. У нас есть сложные технологические конструкции типа кубов, которые мы размещаем в торговых центрах. Они довольно долгие в производстве, зато связаны с нашим сайтом, где размещен прогресс-бар. В кубы мы также интегрировали два способа оплаты — по NFC и QR-коду, а чтобы людям было понятнее, как и для чего совершать пожертвование, мы пригласили промоперсонал, который рассказывает о проекте.
— Проект стартовал две недели назад. Какую динамику по сборам вы видите?
— Чуть больше чем за две недели мы собрали больше 1,6 млн рублей и уже закрыли сбор на дрова и продуктовые наборы. Сейчас собираем на гигиенические средства.
— Как долго продлится проект «Поделись заботой»?
— Он продлится до конца года, но часть инструментов будет доступна и в январе. А сам QR-код вообще бессрочный. Так было и в проекте «Поделись теплом». Я часто рассказываю про него на конференциях и всем предлагаю поделиться теплом, поделиться заботой, показываю QR-код. Вообще «Поделись теплом» высоко оценило профессиональное сообщество, мы получили много наград, в том числе стали победителями одной из номинаций премии E+ Awards.
— С какими еще благотворительными фондами сотрудничает СБП? И как вы планируете дальше развивать социальные проекты?
— Кроме наших текущих проектов «Поделись теплом» и «Поделись заботой» у нас есть и другие кейсы, где СБП стала мостиком между теми, кто хочет помочь, и благотворительными фондами. Например, в рамках спортивных мероприятий мы строим бренд-зоны и предлагаем за 11 рублей при оплате через СБП получить сувениры, напитки, попкорн или мерч, а все вырученные средства направляются в благотворительный фонд Константина Хабенского.
И, конечно, мы бы хотели развивать благотворительное направление в качестве инструмента, который помогает людям совершить пожертвование. Мы понимаем, что тренд уже задан, и нам важно его поддерживать. Причем не только использовать QR-коды в конкретном проекте, но и приучать людей помогать на глобальном уровне. Чтобы они понимали, что нужно поддерживать друг друга, поддерживать фонды. Чтобы люди погружались в проблематику и осознавали, что проблема существует. Хочется верить, что у нас в стране люди чувствующие, сопереживающие, поэтому я уверена, что у многих возникнет чувство причастности и желание помочь. А мы дадим для этого удобный инструмент.
Как сделать пожертвование
Совершить пожертвование можно с помощью смартфона по QR-коду СБП или NFC-метке, которые будут размещены на специально подобранных носителях — остановках общественного транспорта, стикерах в метро, стаканчиках для горячих напитков в кофейнях, в прессе и т. д.
Все, что нужно — заранее скачать приложение СБПэй и привязать свой банковский счет, а затем выбрать удобный способ оплаты.
Пожертвовать можно как 11 рублей при оплате в одно касание, так и любую сумму с помощью QR-кода СБП.
Проект стартовал одновременно в пяти крупных городах страны — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани. Помочь фонду можно также из любой точки страны, перейдя на сайте проекта.
Фото: пресс-служба НСПК