Главным инициатором развития промышленности в первой четверти XVIII в. было государство. 43% предприятий открывались на госу дарственные средства. Указами Петра І предписывалось, какие то- вары производить, в каком количестве, из какого материала, каки- ми приёмами, а за их неисполнение грозили жестокие наказания вплоть до смертной казни.
Купцы, строившие заводы, получали льготы (правительство по- могало деньгами и материалами). Владельцы заводов освобождались с детьми и мастерами от службы, они были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, не платили подати и внутренние пошлины, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструмен- ты и материалы. Их дома нельзя было использовать для военного постоя. Правительство награждало успешных фабрикантов и подвер гало строгим взысканиям нерадивых. Благодаря покровительствугосударства крупнейшим заводчиком стал бывший тульский кузнец Никита
Демидов.
Для управления купцами и ремесленниками Пётр І создал сначала Бурми- стерскую палату, а потом Главный магистрат, который должен был заботить ся о росте и процветании крупного и мелкого производства. По указу 1722 г. мастера-ремесленники объединились в цехи. Цехи, с одной стороны, способ- ствовали кооперации купцов и ремесленников, с другой тормозили лич ную инициативу, сдерживали возникновение и развитие рыночных отноше ний.
Что вы помните о цехах в средневековых городах?
Государство передко продавало купцам убыточные предприятия. Они долж ны были в принудительном порядке создавать компанию, которая выступала арендатором мануфактуры. Во главе компании стоял государственный служа- щий. Государство привлекала в такой форме организации промышленности круговая порука, связывающая купцов обязательствами. А у купцов была уверенность в получении государственного заказа и гарантированном сбыте продукции. Поощрялась государством также и добыча полезных ископаемых. Так, в 1719 г. была издана «Берг-привилегия», по которой любому человеку предо-
ставлялось право искать и перерабатывать полезные ископаемые. Условием была плата «горной подати» государству (1/10 стоимости добычи) и 32-й доли владельцу земли, где были найдены залежи руды. За утайку руды или по- пытку препятствовать добыче полезных ископаемых виновным грозила кон- фискация земли или телесное наказание. Благодаря подобной политике в Рос- сии в короткий срок были открыты крупные месторождения горного хруста ля, сердолика, селитры, торфа, каменного угля.Пётр привлекал иностранцев к развитию российского производства. В од
ном только Амстердаме он нанял около 1000 человек. В 1702 г. по всей Ев-
ропе был опубликован указ Петра, приглашавший на промышленную службу
в Россию иноземцев на очень выгодных для них условиях. Русским послам при европейских дворах Пётр приказал искать и нанимать на русскую служ бу разных мастеров. В то же время царь принимал меры по подготовке отечественных квали фицированных специалистов, отправляя молодых людей на учёбу за границу. При многих мануфактурах были созданы технические школы и ремесленные училища. В 1719 г. для олонецких заводов Пётр велел набрать 300 учеников.
На уральских заводах тоже возникли горные школы, куда набрали в ученики грамотных солдатских, подьяческих и поповских детей. В этих школах учили не только знанию горного дела, но и арифметике и геПётр привлекал иностранцев к развитию российского производства. В од
ном только Амстердаме он нанял около 1000 человек. В 1702 г. по всей Ев-
ропе был опубликован указ Петра, приглашавший на промышленную службу
в Россию иноземцев на очень выгодных для них условиях. Русским послам при европейских дворах Пётр приказал искать и нанимать на русскую служ бу разных мастеров. В то же время царь принимал меры по подготовке отечественных квали фицированных специалистов, отправляя молодых людей на учёбу за границу. При многих мануфактурах были созданы технические школы и ремесленные училища. В 1719 г. для олонецких заводов Пётр велел набрать 300 учеников.
На уральских заводах тоже возникли горные школы, куда набрали в ученики грамотных солдатских, подьяческих и поповских детей. В этих школах учили не только знанию горного дела, но и арифметике и геометрии