Продолжаю рассказ о книге "Гиблиотека" Майкла Лидера и Джейка Каннингема и истории студии в её работах.
Каждая глава книги посвящена отдельной работе "Гибли"и рассказывает о:
- истории создания фильма,
- его создателях,
- сюжете и его темах-посланиях
- персонажах
- сильных и слабых сторонах картины.
В первой части обзора я остановилась на фильмах 1988 года, которые, хотя и собрали неплохую кассу, но того восторга, что вызвала у зрителей "Навсикая", не было. На тот момент. Студии нужен был новый хит.
"Ведьмина служба доставки" (1989 год)
Уже на следующий день после окончания работы над "Тоторо", Миядзаки приступил к планированию нового проекта - анимационной адаптации знаменитого романа для детей "Ведьмина служба доставки" Эйко Кадоно. В начале Хаяо решил взять перерыв на отдых и в работе над этой картиной выступить в роли продюсера, но потом передумал.
Процесс экранизации детского произведения стал настоящим испытанием для режиссера, особенно когда дело доходило до обсуждения картины с автором книги. В её романе не было серьёзных конфликтов, писательница лишь делилась с читателями эпизодами из жизни Кики, а Миядзаки решил добавить в свою картину больше цельности и эмоциональности, и некоторые моменты его версии были приняты Эйко в штыки и вызвали серьёзные споры. Но оно того стоило — в итоге мультфильм стал хитом и занял третье место по кассовым сборам после "Индианы Джонса и последнего крестового похода" и оскароносного "Человека дождя". Эта картина стала воплощением духа волшебства и посланием к тем, кто переживает творческий кризис, как маленькая ведьмочка Кики, таланты которой ещё развиваются и ей нужно дальше много работать над собой. Главный посыл фильма: если вы понимаете, что если у вас пока не хватает сил на великие свершения — это нормально, а волшебство можно встретить в самых обычных вещах.
"Ещё вчера" (1991 год)
Сначала Хаяо Миядзаки решил сам работать над экранизацией ностальгической манги Хотару Окамото и Юуко Тонэ, рассказывающей историю взросления девушки по имени Таэко, но в итоге не придумал, как лучше перенести картинки из книг на экран, и пришел к выводу, что с такой задачей сможет справится только Исао Такахата.
В этой картине Такахата педантично создавал безжалостный реализм. Он даже снял работу актеров озвучки,чтобы постановщик анимационных сцен Есифуми Кондо смог придать персонажам реалистичные выражения лиц и мимику. Он настолько дотошно вникал во все, что касалось сцен фильма, что даже ездил в Ямагату, чтобы узнать подробности выращивания и сбора шафрана и заснять всё на камеру, таким образом получив материал для рисовки пасторальных сцен фильма. Всё окупилось — "Ещё вчера" ждал ошеломительный успех. Правда, зрители других стран смогли увидеть картину только в 2006 году, но в итоге фильм полюбился во всем мире и стал культовым.
"Порко Россо" (1992 год)
— "Вы поверите, что свинья может летать!" "Порко Россо" стал фильмом, в котором Миядзаки наконец смог проявить свою страсть к самолетам. Картина выросла из небольшой манги, зарисовок и иллюстрированных эссе, которые режиссер публиковал в журнале "Model Graphix". В начале "Порко Россо" был задуман как фильм для развлечения пассажиров, который заказала студии авиакомпания "Japan Airlines".
Работа шла быстро. В этом фильме Миядзаки впервые применил приём "телега впереди лошади" — сначала он создавал ключевые сцены, а уже потом занимался раскадровкой и последовательностью эпизодов.
Войны в Персидском заливе Югославии заставили режиссера изменить концепцию фильма — представления о мире, как о месте спокойном и свободном от волнений. Он добавил смысловых слоёв и серьёзные темы. Он писал: "Мы вступаем в XXI век с неразрешенными конфликтами. Проблемы никуда не исчезли, нам придется перенести их в новую эру и жить с ними, повторяя одни и те же ошибки".
Летом 1992 года картина вышла на экраны и стала хитом японского проката, а по итогам года возглавила чарт по кассовым сборам, обойдя популярные голливудские фильмы.
"Здесь слышен океан" (1993 год)
1993 год ознаменовал приход на студию нового поколения. Этот фильм по мотивам новеллы Саэко Химуро стал первым, в работе над которым не принимал участие ни один из основателей "Гибли", он был всецело отдан в руки молодому поколению. Режиссером был назначен Томоми Мотидзуки.
В лучших традициях "Ghibli" работа над картиной затянулась, бюджет оказался превышен, а сроки сорваны. Бедный Мотидзуки после этого больше не сотрудничал со студией, из-за постоянного стресса у него открылась язва. Ко всем прочим трудностям, премьера фильма состоялась на телевидении, что привело к тому, что прекрасная история о любви "Здесь слышен океан" стала наименее известной картиной студии.
"Помпоко: война тануки в период Хэйсей" (1994 год)
Идея проекта пришла в голову Хаяо Миядзаки, посчитавшего, что снять анимационную притчу на тему экологии, где действовать будут тануки, после выхода фильма о приключениях свина-летчика станет логичным решением. Такахата написал сценарий о губительном влиянии урбанизации на природу и тех бедствиях, что она принесла хитрым мифологическим существам, защищавшим свою среду обитания. По нему он же сам и снял фильм, который стал очередным хитом студии в Японии, оказавшись самым кассовым в кинопрокате страны 1994 года, а вот на Западе этот смелый эксперимент не оценили.
Дело было в их волшебных яичках (да, да, не куриных, а тех самых :)), которые волшебные звери использовали для превращений. Например, атакуя людей с воздуха, тануки использовали свои гениталии в качестве парашютов или пушечных ядер. Ещё одна фишка фильма — именно в "Помпоко" впервые появляются безликие, которыми потом прославятся "Унесенные призраками".
"Шёпот сердца" (1995 год)
К этому времени в студии назрел вопрос о приемнике Такахаты и Миядзаки. И, как считали тогда, если и есть режиссер, который сможет продолжить дело мэтров, то это Ёсифуми Кондо. Проект "Шёпот сердца" написал и разработал сам Хаяо в качестве идеальной стартовой площадки для первых режиссерских ходов планируемого приемника.
Это была анимационная адаптация одноименной манги Аой Хиираги, романтической сказки в жанре сёдзё, рассчитанная на девочек-подростков. "Шёпот сердца" стал проектом, не похожим ни на что из ранее созданного "Гибли". В нем мир повседневности унылого пригорода Токио, нарисованного с географической точностью, растворяется в фантазиях главной героини фильма Сидзуку, взамен ему на экранах появляются ослепительные пейзажи, созданные рукой замечательного художника Наохисы Иноуэ.
И этот фильм стал самым кассовым фильмом года в японском прокате. Но эта история любви стала последней режиссерской работой Ёсифуми Кондо, вернувшись к обязанностям аниматора в следующем полнометражном фильме студии "Принцесса Мононоке", после завершения работы над ним он скоропостижно скончался в январе 1998 года. Его смерть сала символом постоянных переработок и тяжелых нагрузок в японской индустрии анимации.
"Принцесса Мононоке" (1997 год)
Эта картина стала для Миядзаки новым творческим стартом. Идею анимационного ретеллинга "Красавицы и чудовища" Хаяо вынашивал двадцать лет. Ещёв 1980 году он создал серию чудесных акварельных набросков истории о принцессе, живущей в лесу со странным диким зверем по имен Мононоке. Но тогда идеей никто не заинтересовался. Со временем мировоззрение режиссера изменилось, как и видение сюжета. В 1993 году он совместно с Тосио Судзуки переиздал оригинальную историю "Принцессы Мононоке",чтобы впоследствии воплотить свою идею в новом фильме, начав с чистого листа. В итоге идея воплотилась в жизнь в 1997 году в виде масштабной эпопеи, действие которой разворачивалось в легендарный исторический период Муромати, во времена, когда человек вторгся в девственный мир природы и начал вытеснять старых богов.
Работа над фильмом потребовала тщательности и впервые студия отошла от традиции выпускать новые картины каждый год. Говорили, что Хаяо сам прорисовал 80 000 кадров из 140 000, при этом не забывая о руководстве всем процессом этого изнурительного кинопроизводства. Из-за первого опыта использования в некоторых сценах дорогостоящей в то время компьютерной анимации, бюджет вырос в четыре раза. Для того, чтобы окупить затраты и добиться успеха, нужно было продать 4 миллиона билетов.
"Принцесса Мононоке" вышла в июле 1997 года и сразу стала блокбастером — только летом на показ картины в кинотеатрах было продано более 12 миллионов билетов. Также картина вышла и в мировой прокат, и несмотря на сложности, связанные со спорными моментами в плане некоторых изменений в адаптации для западной публики, тоже обрела популярность, став кульминацией определенного этапа в карьере режиссера. После "Мононоке" Миядзаки побил все рекорды и стал восходящей звездой на Западе. Выданные авансы надо было как-то оправдать...
"Наши соседи Ямада" (1999 год)
Это тоже был эксперимент. И снова на него пошел Исао Такахата, создав из газетного комикса "Ноно-тян" довольно радикальную анимационную версию. Он не только вольно обошелся со структурой повествования, разбавляя довольно размеренный поэтический рассказ о семейной жизни вкраплениями из коротких смешных историй, но и изменил стиль рисовки, отказавшись от присущей "Гибли" детализации в пользу минималистичности и простоты, сделав акцент на действиях персонажей.
Работа над фильмом из-за радикальной смены стиля потребовала кропотливости в рисовке, так как идея заключалась в стремлении Такахаты раскрыть яркость и динамику карандашных набросков, а также в процессе понадобилось использование новых компьютерных технологий. Источники приводят такие цифры: на производство фильма ушло около двух миллиардов иен. "Наши соседи Ямада" стали для "Гибли" первым кассовым провалом, фильм собрал примерно 1,5 миллиарда и даже не окупился. Но новый метод работы остался определяющим в последних картинах Такахаты, взявшим на себя роль художника-экспериментатора.
"Унесенные призраками" (2001 год)
1998 год стал периодом отпуска для Хаяо Миядзаки. Но только от кинопроизводства. За период своего "отдыха" он снял фильм о своем путешествии, в котором повторил полетный маршрут Антуана де Сент-Экзюпери через Сахару; рядом со штаб-квартирой "Гибли" обустроил офис, где вёл свой семинарский курс для начинающих режиссеров; начал продумывать план по созданию музея студии. Но и про отдых он всё же не забыл, проведя время с друзьями семьи и их маленькими дочками, заодно ознакомившись с абсолютно не впечатляющей мангой, которую те читали. И вдохновился новой идеей — создание картины о десятилетней девочке, заброшенной в другой мир, где ей предстояло бы пройти множество испытаний, познать истинную ценность дружбы, узнать, что такое самопожертвование и попытаться вернуться в свою реальность. Так начала воплощаться в жизнь побившая все рекорды японская анимационная сенсация, принесшая Миядзаки громкий успех и мировую славу.
Идеи для дизайна жуткого и непонятного мира духов Хаяо нашел в Архитектурном музее Эдо-Токио. Своей задачей он поставил ясно отобразить в фэнтезийном мире ту нашу реальность, тот наш мир, который угрожает поглотить и уничтожить нас.
Работа над фильмом шла мучительно и долго. Поставленные сроки отодвигались и даже были сомнения, что фильм выйдет в 2001 году. Но в июле фильм вышел. И собрал 30 миллиардов иен, что примерно столько же, сколько "Перл-Харбор", "Ганнибал", "Искусственный разум" и "Планета обезьян" вместе взятые. И принес Миядзаки и студии "Гибли" премию "Оскар".
Впереди рассказ о ещё нескольких фильмах студии, в том числе "Ходячем замке Хаула", "Рыбке Поньо на утесе". Продолжение следует...