Мы недавно выпустили серию постов, посвященную самолету Як-11 и вот к нам в руки попала раритетнейшая инструкция летчику самолёта Як-11, изданная военным издательством Министерства Вооруженных сил Союза ССР в 1949 году. Полное наименование книги, "Инструкция Летчику по Эксплоатации и технике пилотирования самолета Як-11 с мотором АШ-21".
Редактор издания инженер-полковник Коваленко, Художники Новицкий и Вентцель. Техническим редактор Никитин и корректор Снигирев. Данная Инструкция, выполнена в том же художественном стиле ,что ранее рассмотренная нами инструкция самолета Як-3. Инструкция насыщена рисунками демонстрирующими порядок работы с органами управления и оборудованием кабин летчиков, что характеризуется термином мурзилка). Инструкция поделена на 5 основных разделов, которые в свою очередь поделены на конкретные этапы, требующие определенного порядка действий. Каждый раздел выделен красочной иллюстрацией Як-11 на различных этапах эксплоатации. Общий объем инструкции 115 страниц. Что вполне комфортно для освоения курсантами начальных курсов военных училищ.
Первым разделом является "Подготовка к полету". В этот раздел входят действия летчика перед посадкой в кабину, действия летчика после посадки в кабину, подготовка мотора к запуску, запуск и опробование мотора. Отдельным пунктами вынесены проверка и подготовка радиостанции и радиополукомпаса РПКО-10М.
Второй раздел назван "Взлет и набор высоты"
В него включены: Руление, действия летчика перед взлетом и собственно выполнение взлета и набора высоты.
Раздел 3 это "Горизонтальный полет"
При этом в разделе всего два пункта:
1. Управление вооружением в полете
2. Управление аэрофотоаппаратом.
Основным разделом инструкции является 4й раздел "Пилотаж".
В нем отдельными пунктами разобраны правила выполнения различных фигур простого и сложного пилотажа, а именно: Вираж, Боевой разворот, Переворот, Бочка, Петля Нестерова, Имммельман, Штопор, Ранверсман, Скольжение, Пикирование. Отдельно рассматривается Покидание самолета в аварийных ситуациях. Но при этом, в отличие от более поздних инструкций, в этой инструкции все действия завершаются порядком действий при аварийном сбросе фонаря кабины.
Пятый раздел: "Окончание полета"
В этом разделе рассматриваются следующие пункты: Действия летчика перед посадкой, аварийный выпуск шасси, планирование, нормальный выпуск посадочных щитков, аварийный выпуск щитков, подготовка к посадке, уход на второй круг, посадка, заруливание и действия после окончания полета.
В общем и целом инструкция понятна и приятна в работе. Все разжевано до мелочей, что очень правильно для курсантов, первых послевоенных наборов, многие из которых хлебнули лиха войны в своем детстве. Простота инструкции выгодно отличает ее от более поздних инструкций на учебные самолеты следующих поколений.
.