И не только кабинетов, а вообще - любые двери. И сам "ломастер" - маленький только по возрасту, а по габаритам - ну очень крепкий, широкий и плечистый. И размер обуви - как у хорошего взрослого дяденьки. Но слово "ломастер" - здесь ключевое.
Речь пойдет об очередном воспитаннике нашего спецучреждения для детей с особенностями развития, где я веду творческие кружки.
К сожалению, за последние годы моей работы заметила, что в наше "заведение" поступают преимущественно детки с ментальными нарушениями, чаще всего - грубыми и глубокими.
Еще какое-то время назад - таких деток бы признали необучаемыми, и, направляя их к нам на курс, рекомендовали бы им только медицинские "мероприятия".
Но теперь - все-все педагогические занятия, существующие в учреждении, рекомендовано посещать всем-всем детям без исключений. Посему, даже на "драмкружки-кружки по фото" - тоже берут ВСЕХ. И тяжелых "неуправляемых" деток в том числе.
Мальчик М.
Одним из таких был мальчик М. (12 лет) из недавней смены в нашем стационаре. Нет, он - вовсе не "агрессор-злоумышленник" в классическом понимании. Он не стремится целенаправленно кого-то обидеть или кому-то сделать больно. Он не собирается нарочно ломать стулья, пособия или казенные игрушки.
Вот честно, в ситуациях с ним, как бы неправдоподобно это ни звучало, вещи ломаются сами! Без желания М. это сделать!
Просто он - очень большой, очень сильный, очень подвижный. И порой кажется, что ни одна деятельность его не интересует, кроме беготни, прыжков и кружений. Но он совсем не замечает, что сшибает на своем пути мебель или информационные щиты со стен. Он не слышит, как всё это с грохотом падает на пол.
Сотрудники и мамы других детей - стараются прижиматься к стеночке (и малышей прижимать), когда наш М. движется по коридору. Вот уверена, что он, сам того не желая, может затоптать любого маленького ребенка и не заметить этого. А ведь у нас в стационаре есть и совсем малыши (2-3 лет), которые тоже ходят по общему коридору.
Мама мальчика М.
А мама М. - едва поспевая, несется за сыном, и единственное, что может делать - это вовремя поворачивать его передом по направлению к дверям нужных кабинетов (тех, в которых у него в это время должны быть занятия).
Хоть его мамочка - сама по себе женщина отнюдь не хрупкая, но и она не в силах придерживать сыночка. Да и не тореадор она, а всего-навсего женщина и мама.
Но ведь... и наша тоненькая дефектолог, и психолог, недавно вышедшая после перелома руки, и коллега "по кружкам", которая вот-вот в декрет уходит, да и я - "от горшка два вершка" со швами на голове - все мы не тореадоры!
Но по "маршруту" - занятия ребенку нужны!
И ребенок, как уже привых, "входит" на каждый урок одним только способом - сгруппировавшись и напрыгнув боком на дверь кабинета.
Бабах! Дверь, открывшись за полсекунды, чуть ли не с брызгами ударяется в стену - и парень залетает в кабинет на занятие... например, к психологу.
А там на столе - ух ты! Большие деревянные фигуры лежат (как "Пифагор", только размером и толщиной примерно с видеокассету).
М., не видя и не слыша психолога, честно, как порядочный ученик, плюхается за стол, и... бах! бах! бах! Усердно строит из фигур башню (как попало). Но при этом, в "сидячем" положении, ноги М. - постоянно в движении.
Стол, конечно, качается - башня, естественно, разваливается, а фигуры - с грохотом падают: какие - на стол, какие - на пол. Типа - всё, задание - выполнено, дело - сделано, можно вскакивать из-за стола и бежать к...
... О, бизи-борд на стене! Замочки, цепочки, крючочки... Дёрг за цепочку! Дёрг! Дёрг! Не отрывается? Удивительно! (и мне - тоже). Интерес к бизи-борду - теряется.
И психолог - тоже теряется
Нет, она уже давно растеряна, причем вдребезги. А к мальчику подойти - боится. Не потому что она - плохой психолог, и не потому что она осознает, что никакие "АВА"-фокусы не работают в ситуации "здесь и сейчас". Она - боится. Боится, как женщина, как любой человек, находящийся в опасности.
Мамочка М. в дверях что-то ему командует, но М. - не слышит, отпихивает маму, выбегает в коридор и... продолжает "путешествие", маршрут которого известен только ему одному.
А при чем тут двери в названии?
Ну, видимо, больше всего запомнилось взаимодействие М. именно с дверями. И по этому случаю, что мы имеем...
- В кабинете логопеда с двери упала информационная ячейка (которая находилась на ней уже лет 10). Но это - так, ерунда.
- У нас, в кружковом кабинете, на двери - внизу большая трещина, а вверху - вмятина.
- У двери туалета в его палате - вообще ручка круглая вывалилась. Плотник приходил чинить.
И, не успел еще плотник уйти далеко после успешно выполненной работы, как случилось ЭТО!
Удачное стечение обстоятельств
Возвращаясь с очередного "спринта" (т.е. занятия) в свой стационар, наш М. с та-акой силищей "жахнул" (открыл) дверь на этаж, что доводчик - "тупо хрястнул" (резко сломался) и повис... И дверь "продолжила стремительное движение".
А следом за М. - шла худенькая и слабенькая маленькая девочка Яна (с двигательными нарушениями) с процедур...
И чудом(!), за долю секунды, воспитательница, которая несла сзади простынку Яны, и мама М. - резко рванули девочку к себе и отпрянули... Успели! А то бы произошла настоящая беда... ведь Яна как раз могла находиться между дверью и стеной!
Фу-ух...
Яна, конечно, испугалась, но не сильно плакала. А воспитатели и мама М. - успокаивали ее и говорили, что он - не нарочно, он - не хотел ее обидеть.
Но, как говорила та воспитательница-"свидетель", другие мамы отнеслись к этому скептически, и я понимаю, почему. И, несмотря на то, что мы (сотрудники) не должны "делить" деток и кого-либо судить, я сама - на стороне других мам.
И мне даже обидно, что Янина мама не лежала с ребенком в стационаре, а то бы она... может быть, стала первым "звонком на перемену" в нашей нелепой системе, где кислое, соленое, сладкое, острое, горькое и пресное - варят в одной кастрюле.
И маму М. - тоже жалко
Она-то ничегошеньки не сможет сделать, только покинуть вместе с сыном стены заведения, дабы избежать косых взглядов и о(б)суждений. Но ведь и они нуждаются в услугах! И ее сын - такой же "особенный ребенок, имеющий право..."
А что потом?
- Ничего особенного(?) Плотник вернулся в течение часа и всё исправил.
- Мама М. - купила для Яночки пакет разных вкусняшек в качестве извинений.
- Ну а дежурные воспитатели написали докладную начмеду. Хотя, что начмед? Она и так всё знает и понимает... И следит, чтобы ни один "койко-день" не сорвался у детей.
А что будет дальше - я не знаю. Думаю, что всё заглохнет в зародыше. Ладно, на этом и закончу.
А Вам, дорогие читатели, спокойствия и равновесия!