Период обучения грамоте очень ответственный в жизни каждого дошкольника. И чем лучше ребенок будет ориентироваться в звуковом составе слова, тем быстрее и легче он научится соединять буквы в слоги и слова.
На практике лучше всего работает следующая игровая технология. Рассмотрим на примерах как ребенку в форме игры объяснить разницу между гласными, твердыми и мягкими согласными.
Итак, приступим.
На начальном этапе слушаем и пропеваем гласные звуки, поясняем, что такие звуки -ГЛАВНЫЕ и называть мы их будем -ГЛАСНЫЕ звуки.
Рассмотрим на примере слова "Машина". Произносим звуки М-Ш-Н, проглатывая гласные звуки, и спрашиваем: "Какое слово ты услышал?". Ребенок отвечает -"Что не услышал никакого слова", тогда взрослый продолжает: "А сейчас?", и пропевая гласные звуки произносит: "МАА-ШИИИ-НАА", и ребенок без затруднений отвечает - "Я услышал слово - МАШИНА", Взрослый может произнести ребенку еще несколько примеров с другими словами.
- Звуки, которые мы можем пропеть с голосом,а язык, губы и зубы нам не мешают их произносить. Мы называем -ГЛАСНЫЕ звуки и обозначать их будем фишкой красного цвета. ГЛАСНЫЕ -ГЛАВНЫЕ звуки, все важные предметы обычно обозначаются красным цветом и гласные звуки мы тоже будем отмечать фишкой красного цвета." Каким цветом мы будем отмечать гласные звуки? - спрашиваем у ребенка.
- Красным цветом.
Далее предлагаем ребенку фишку красного цвета и просим его "нажать"на нее пальчиком и пропеть, а, у, о, ы, и, э.
Ну а далее взрослый утрированно произносит Д-Д-Д-Д и спрашивает:"Как ты думаешь,мы можем "Пропеть" звук Д?"
- Нет.
- Совершенно верно, звук Д, мы пропеть не можем, но он согласен дружить с гласными звуками послушай "(Взрослый предлагает пофантазировать, как будто на большом пальце "сидит" звук - Д, а на указательном звук - А, соединяет большой и указательный пальцы, имитируя два звука) , и произносит : "ДА", аналогично проигрывается ситуация с остальным гласными звуками,(ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ)
- Звуки вместе запели и нашему [Д] стало весело, и он согласился дружить с гласными звуками. И с тех пор звуки, которые мы пропеть НЕ можем называем - СОГЛАСНЫЕ звуки. А теперь послушай как "твердо" произносится звук ДДДа , он такой твердый, как камень, как гора! А гора бывает огромная, высокая до самого неба, и наш звук Д-Д тоже хочет быть таким огромным и расти до самого неба, а небо какого цвета- синего, голубого.
Вот и решили согласные звуки, которые мы проговариваем твердо называть ТВЕРДЫМИ СОГЛАСНЫМИ звуками и отмечать их фишками синего цвета. Аналогично работа проводится и с другими согласными звуками. Далее ребенку предлагается нажать на фишку синего цвета и произнести твердые согласные звуки.
- А теперь давай послушаем. как будут весело петь звуки [Д] [И].
-ДИ!
-Умница, давай послушаем [ДЬДьи]. Скажи, звук [ДЬ] такой же твердый как гора?
-Нет.
-Конечно, он маленький, мягкий, как травка. А травка твердая?
- Нет.
- Конечно травка мягкая. Какого цвета травка?
-Зелёного!
Вот и решили согласные звуки, которые мы проговариваем мягко, называть МЯГКИМИ СОГЛАСНЫМИ звуками и отмечать их фишками зеленого цвета. Аналогично работа проводится и с другими согласными звуками. Далее ребенку предлагается нажать на фишку зеленого цвета и произнести мягкие согласные звуки.
Дети обычно прекращают путать определения звуков! Легко и быстро строят слоговую схему слова! Успехов!
Переходите на наш канал , там много интерактивных бесплатных игр и упражнений, занимайтесь с удовольствием!