Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Полная множества динамичных фигур, как и положено произведению в стиле барокко, картина Джованни Баттисто Тьеполо называется "Заступничество святой Фёклы за город Эсте во время чумы 1630 года". Большую часть вертикального полотна занимает то, что творится на небесах, где сам Бог и ангелы находятся в активном движении, а собственно Фёкла изображена внизу, с лицом, обращенным к ним. Рядом с ней страдают чумные больные.
Понятно, что картина совершенно аллегорическая, поскольку реальная Фёкла жила в I веке, и в XVI уж никак не могла бы помочь жителям Эсте иначе, как мистически. Трудно сказать, почему она защищает именно этот итальянский город, в то время, как сама жила на территории нынешних Турции и Сирии и в Эсте никогда не бывала.
Подписывайтесь на другие мои каналы: Лидия, неисправимый гуманитарий и Это просто поэзия, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Но каждый город вправе выбирать себе защитников как на земле, так и на небесах, так что, почему бы и не Фёклу. Она считается святой как в католической, так и православной церкви в лике равноапостольных. Как уже говорилось выше, она жила в I веке и была современницей апостола Павла. Именно проповеди Павла, когда он прибыл в Иконию (сейчас это город Конья в Турции) привлекли Фёклу к христианству. Она была из богатой и знатной семьи, готовилась выйти замуж, но Павел так повлиял на нее, что девушка решила посвятить себя Богу. Её жених, Фамирид, был в шоке от такого решения и обвинил Павла в препятствовании их браку. Апостола арестовали и посадили под замок.
Тут его посетила Фёкла, подкупив стражника своими драгоценностями. Тут уж взбеленились её родители, и родная мать (!) стала требовать сжечь дочь на площади, чтобы другим девам неповадно было отказываться от брака.
Так написано в апокрифе «Деяния Павла и Фёклы», а что там было в действительности, сейчас не узнать. Павла бичевали и изгнали из города, а Фёклу, значит, возвели по заказу матери на костер (автор апокрифа, несомненно, имел извращенную фантазию...). Однако, девушка не сгорела, ибо внезапный дождь потушил огонь. После такого она, конечно, не захотела оставаться с родителями и ушла из города, нашла Павла и вместе с ним прибыла в Антиохию. Тут ее начал домогаться наместник Сирии, но Фёкле после костра все было нипочем, она разодрала на нем хламиду и сорвала с его головы венок. После чего ее присудили к истерзанию зверями, а именно медведицей и львицей.
Однако львица стала, наоборот, защищать Фёклу, убила медведицу и потом еще и льва, после чего издохла сама от ран. На Фёклу же тогда напустили тюленей и быков, но и тем не удалось убить девушку. Зато от такого зрелища царица Трифена упала в обморок. После этого Фёклу освободили, она опять отыскала Павла и стала его ученицей. Потом вернулась домой в Иконию и, что бы вы думали? — обратила в христианство свою мать. Выполнив это благое дело, она ушла в Селевкию и там успешно проповедовала. Ее преследовали языческие жрецы, но гора скрыла ее в своей пещере, где проповедница и почила в 90 лет. Над этой пещерой сейчас находится монастырь имени святой Фёклы.
Бурная была жизнь, что тут сказать. Или фантазия автора апокрифа была бурная... Тут каждый вправе сам решать, что ему ближе.
Читайте еще на моем канале:
Удивительная судьба первого чернокожего депутата французского Конвента
За что публика обожала Ференца Листа и сделала его воистину звездой