Всегда интересно немного порассуждать о природе коллекционированиях, особенно виски. Правда здесь не будет научной психологии, всё ненаучно и скорее всего непопулярно, но просто мне интересно взглянуть на тему коллекционирования с точки зрения психологии.
Марки, монеты, наклейки, а теперь и виски… что такого особенного в этих вещах, что заставляет нас хотеть их коллекционировать? Как считают теоретики эволюции, что коллекция была для человека способом привлечь потенциальных партнеров, сигнализируя о его способности накапливать ресурсы. Что ж, возможно, это сработало для наших предков каменного века, но почему-то запас старых марок, старинных комиксов или бутылок Macallan Fine & Rare в наши дни не имеет такой особой притягательной силы, как вы можете себе представить. Как утверждают многие исследователи: «коллекционирование — это то, что любят многие мужчины, а большинство женщин просто этого не понимают».
Если вы скажете многим своим знакомым и людям, с которыми знакомитесь, что вы коллекционер виски, к примеру, та навряд ли на это обратят внимание, а могут ещё и чего-то плохого подумать. Ведь любое коллекционирование - это личный процесс, который интересен только тем, у кого есть подобное увлечение. Вот тогда беседы могут затянуться на часы.
Самое интересное, что совет многих коллекционеров «никогда не собирать для инвестиций» обычно игнорируется коллекционерами виски. Думаю, что многие любители виски стали уже на этот скользкий путь, покупая 2-3 бутылки одного виски (одну попробовать самому, остальное оставить для инвестирования, ведь все знают, что цены на виски только растут). И вот тут, когда у вас в наличие есть редкие бутылки и вы стали на путь инвестирования надо помнить про правило двух D - не выпивать (don’t drink it) и не ронять (don’t drop it).
И помним, что весь вторичный рынок виски сидит на трёхногом табурете пьющих, коллекционеров и инвесторов, причем последние полагаются на двух других. Если редкий виски станет слишком дорогим для питья или коллекционирования, то стул развалится. Нет ни одного коллекционера виски, который не жаловался бы на высокие цены на аукционах и на самих производителей. Есть идеи, чтобы производители виски продавали несколько редких бутылок, открытых и не запечатанных, только для питья. Это хорошая идея, но есть большие сомнения, что она является главным приоритетом в штаб-квартире Macallan.
И хорошей стратегий для покупки редких бутылок виски на аукционах - это спокойствие и расслабленность. Не надо паниковать (кто помнит, это Не Паникуй - это то, что написано в путеводителе автостопом по галактике), если не смогли купить виски сейчас, то он может ещё раз появится в другой раз. В любом случае виски это не какое-то сокровище, это всего лишь выдержанный в бочках дистиллят из соложёного ячменя. Если только вы не спекулянт, делающий ставку на рост цен на редкий виски, то для вас есть бойкий совет: «вы всегда можете пропить свои инвестиции, если их стоимость упадет». Но вот у многих среднестатистических любителей покупать редкие бутылки вкус этой финансовой потери действительно застрянет в горле.
При этом многие коллекционеры признают, что они никогда не откроют большинство редких бутылок в своей коллекции. Вот правда с собой её в гроб не положишь, а родственники и дети могут уже сделать что угодно, в том числе распить или продать по той цене, которую вы озвучивали. Ведь ничего не гарантирует, что тема коллекционирования виски им будет интересна. Но желание оставить наследие и что-то солидное, что переживет вас, считается распространенным психологическим мотивом коллекционирования вещей, как и простое удовольствие от обладания. Многие коллекционеры получают даже большее удовольствие только от рассматривания редких бутылок, чем от процесса их распития.
И не забываем то, что покупка виски на аукционах это практически такой же азарт, как и в карточных играх, казино и делании ставок. Хороший совет здесь «сделай ставку и уходи», правда он не всегда работает, многие так увлекаются в процессе погони за новой редкой бутылкой, что их сложно оторвать от этого процесса. Хорошо, когда финансовые возможности позволяют это делать. Особенно это заметно, когда вы гоняетесь в поисках полного набора виски. И вот тут хорошо подходит поговорка «лучше постоянно путешествовать, чем добраться к цели». Ведь всегда приятно отправится за недостающими бутылками, произведёнными самим маэстро Сильвано Самароли, чем дойти до конца и понять, что игра окончена. Очень часто достижение желаемой цели приносит удовлетворение лишь на секунду, а дальше идёт либо опустошение, что же делать дальше, либо поиск новой темы для коллекционирования. Этот охотничий инстинкт явно является частью психологии коллекционирования. Особенно для мужчин, образ охоты как поиска дичи и как формы игры, пропитанный духом мужественности коллекционирования, узаконил его превосходство в Дарвиновском мире. К сожалению, как обсуждалось выше, такое предполагаемое превосходство совсем ничего не значит для женщин. Грубо говоря, куча старого виски не является магнитом для привлечения очередной красотки. Даже наоборот, если сбор выйдет из-под контроля, это может иметь противоположный эффект.
Если вам более приятен процесс поиска новой редкой бутылки или разглядывание вашей коллекции, чем простые развлечения в спальне, то вы можете остаться один. И, если вы обнаружите себя лежащим в спальне в обнимку с новой бутылкой виски, а не с женщиной, то вы достигли крайней стадии коллекционного маньячества.
Для психолога тёмная сторона коллекционирования заключается в том, что оно всегда скатывается к некому, кроме вас, ненужному накопительству. Но, если вы регулярно отрываете бутылки из вашей коллекции и делитесь ими со своими единомышленниками, то не всё потеряно. Ведь пить виски, произведённый 30-40 лет, не меньше наслаждение, чем просто его иметь. Даже если это последняя бутылка в мире, пусть будет так. Ведь виски и создаётся для того, чтобы каждая бутылка была открыта и выпита. Согласны?
А на какой стадии коллекционирования находитесь вы?
Употребляйте крепкие напитки умеренно. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ! Всем отличного настроения! Slàinte!