Найти тему
Ремарк Клуб

Наталья Палей, внучка Александра II и любимая женщина Э. М. Ремарка

Ценители Ремарка в основном знают о романе писателя с Марлен Дитрих. Именно она стала прототипом главной героини в романе «Триумфальная арка». Издана книга на русском с их перепиской. Некоторые еще знают про Полетт Годдар, американскую актрису, которая стала женой Ремарка в 1958 году и была ей до смерти писателя в 1970 году. Но мало кто знает о романе Ремарка и Натальи Палей, а между тем это был один из главных любовных романов в жизни Ремарка. О значимости этих отношений для Ремарка мы расскажем в конце статьи.

Наталья Павловна Палей родилась 5 декабря 1905 года в Париже. Она была внучкой императора Александра II. Ее отцом был великий князь, генерал Императорской гвардии Павел Александрович, младший брат царя Александра III. Её мать, Ольга Валериановна Карнович, была незнатного рода, но Наталья по праву относилась к династии Романовых и унаследовала княжеский титул. Правда, русской назвать ее трудно: появившаяся на свет во Франции, она провела в Европе почти всю жизнь, а умерла в Америке. У её матери помимо русских корней были венгерские и литовские.

Ольга Палей, мать Натали. При жизни издала книгу «Воспоминаний о России». Рекомендуем к прочтению!
Ольга Палей, мать Натали. При жизни издала книгу «Воспоминаний о России». Рекомендуем к прочтению!

Мама девушки была красавицей. Наталья тоже отличалась красотой. Говорят, что все, кто встречался с Натали Палей (так ее звали на Западе), попадали под магическое влияние ее красоты. При этом Натали была не только красива, но и умна.

Дворец княгини Ольги Палей. Находится в Царском Селе
Дворец княгини Ольги Палей. Находится в Царском Селе

Наталья жила и в России. Она приходилась двоюродной сестрой Николаю II. Говорят, что император засиживался в гостях у ее семьи, а маленькая Наташа играла с цесаревичем Алексеем.

Натали Палей в 1928 году
Натали Палей в 1928 году

Привычное течение жизни изменилось с началом революции в 1917 году. В роскошном особняке Палей разместили солдат, а семью держали под домашним арестом. Матери Натальи с двумя дочерьми чудом удалось спастись, и семья бежала в Европу. Мужчинам спасти не удалось. Отец и брат, князь Владимир Палей, были арестованы большевиками. Брат был отправлен в ссылку сначала в Вятку, затем Екатеринбург и 18 июля 1918 года вместе с ещё семью членами династии Романовых был казнён у Новой Селимской шахты в 18 км от Алапаевска Пермской губернии. Отец вместе с двоюродными братьями Дмитрием Константиновичем и Николаем и Георгием Михайловичами утром 30 января 1919 года был расстрелян как заложник в Петропавловской крепости в Петрограде в ответ на убийство Люксембург и Либкнехта в Германии.

Натали Палей в 1933 году
Натали Палей в 1933 году

Несмотря на родство с королевской династией, семье Палей приходилось непросто. Денег становилось все меньше, и Натали пришлось устроиться на работу. Она приняла решение стать манекенщицей. Работала в Париже.

Вскоре ее красота и талант привлекли внимание ведущих кутюрье. Она стала одной из самых востребованных моделей в мире, снимаясь для модных журналов и демонстрируя одежду самых престижных домов моды.

Рекламная съемка 1935 года
Рекламная съемка 1935 года

В высшем парижском обществе Палей познакомилась с Коко Шанель, а та порекомендовала ее кутюрье Люсьену Лелонгу. Дизайнер моментально пал под чарами Палей и сделал ее в 1927 году не только своей любимой манекенщицей, но и женой. Но их отношения были недолгими, хотя официально Палей развелась только в 1937 году.

Натали Палей с мужем Льюсеном Лелонгом
Натали Палей с мужем Льюсеном Лелонгом

В 1932 году она пережила роман с поэтом Жаном Кокто.

Она снималась для журналов и демонстрировала одежду самых престижных модных домов Парижа. В том числе, Палей ставили на обложку престижного журнала Vogue.

Палей в 1938 году
Палей в 1938 году

В 1933 году переехала в США. В 1930-х годах она сыграла в нескольких фильмах с Морисом Шевалье, Шарлем Буайе, Кэри Грантом и Кэтрин Хепбёрн. Снималась в Голливуде. Дружила с Сержем Лифарем, Лукино Висконти, Марлен Дитрих.

В сентябре 1937 года в Америке она вышла замуж за преуспевающего режиссера и театрального продюсера Джона Уилсона. Отношения со вторым мужем тоже не стали самыми главными для Натали.

Натали Палей со вторым мужем Джоном Уилсоном
Натали Палей со вторым мужем Джоном Уилсоном

У нее были любовники, самые знаменитые из них — Антуан де Сент-Экзюпери и Эрих Мария Ремарк. Бурного романа с Сент-Экзюпери не получилось, но она была в переписке с Антуаном до конца его жизни.

Роман с Ремарком длился больше десяти лет. Ей даже казалось, что наконец-то она счастлива. Но Ремарк в итоге влюбился в другую.

Интернет утверждает, что это Натали Палей с Ремарком. Но нам кажется, что на этом фото нет ни Палей, ни Ремарка
Интернет утверждает, что это Натали Палей с Ремарком. Но нам кажется, что на этом фото нет ни Палей, ни Ремарка

Натали Палей познакомилась с Ремарком в конце 1930-х. Она дружила с Марлен Дитрих, а он тогда с ней встречался. О Палей он написал после одной из первых встреч: «Наташа П. Красивое лицо, серые глаза, стройная, как подросток. Несколько слов, флирт, нежная кожа лица и губ, внезапно требовательная... »

Сначала их отношения были бурными и страстными, но также и сложными, со сценами ревности с обеих сторон, но затем все более и более спокойными. Их отношения угасли, когда писатель влюбился в актрису Полетт Годдар.

После смерти своего второго мужа Натали заперлась в своем доме и двадцать лет жила, почти никуда не выходя. Детей у нее не было. В последние годы Натали практически не видела, много пила и ни с кем не общалась. Умерла в 1981 году в возрасте 76 лет.

Главную героиню последней книги Ремарка «Тени в раю» (есть еще вариант романа под названием «Земля обетованная») зовут Наташей — так Ремарк еще раз признался Наталье Палей в любви. Что бы там ни было, его воспоминания о Палей остались нежными и романтичными.

Иллюстрация к книге Э. М. Ремарка «Тени в раю»
Иллюстрация к книге Э. М. Ремарка «Тени в раю»

На последней странице неоконченного романа находим следующие строки Ремарка:

«Странно, со временем в моих воспоминаниях все чаще стала появляться Наташа. Я не чувствовал ни сожаления, ни раскаяния, но только теперь я осознал, чем она была для меня. <...>

Чем дальше было то время, тем явственнее было убеждение, что, хотя я этого тогда и не сознавал, Наташа явилась самым важным событием в моей жизни. К этому убеждению не примешивалось никакой сентиментальности, никакого сожаления, что я познал это слишком поздно. Мне даже казалось, что если бы я понял это в Нью-Йорке, Наташа, наверное, оставила бы меня. Моя независимость, проистекавшая из того, что я не принимал ее всерьез, по-видимому, и заставляла ее быть со мной. <...> Чем дальше тянулось время, тем более тревожным становилось осознание того, что Наташа была самым важным событием в моей жизни, о котором я даже не подозревал...»