Найти в Дзене

«Слово на слайде»: может ли презентация стать искусством? (и может ли увлечь нехудожественная книга?)

Оглавление

Мало кто знает, что я, находясь в отпуске по уходу за ребёнком, прошла несколько обучений профессиям «контент-менеджер», «копирайтер», «контент-маркетолог». Курсы были серьёзными: не вебинары самоучек, а проработанные программы в институтах повышения квалификации. Лекции я честно прослушала, в семинарах поучаствовала, домашние задания выполнила. Но ни копирайтером, ни тем более контент-менеджером так и не стала. И знаете почему?

Из-за подхода. Что объединяло все эти курсы? Ориентация на жёсткий прагматизм. Главными словами, которые я там слышала, были «попасть в боль клиента», «закрыть потребности потребителя», «вызвать и удержать его интерес». Как будто передо мной, специалистом, не люди, способные мыслить, а стадо тупых баранов, которых путём нехитрых манипуляций нужно подвести к нужному мне решению и целевому действию: подпишись, купи, закажи, проголосуй…

К концу меня от этих профессиональных хитростей слегка подташнивало. Поэтому, изначально мечтая сменить сферу деятельности, я от этой идеи отказалась. Ну не для меня такой подход, не для моей чуткой филологической души. Тексты, написанные мною с чувством, с душой, с «красивостями», работодатель забраковывал из раза в раз, требуя сделать их холодными и безэмоциональными. Ну а поработать с заказчиками как контент-менеджер я так и не решилась…

Прошу прощения за длинное вступление. Навеяло. 

К чему я все это? А к тому, что летом мне в руки попала книга, развеявшая представления о сфере профессиональной работы со словом как о скучной и прагматичной тягомотине. Она показала, что даже «продающие тексты» могут быть интересными и живыми. Заприметила я ее в статье Ирины Книжная аптека, запомнила, но не купила. Знакомство случилось спустя пару месяцев. И это

«Слово на слайде» Александра Григорьева

Летом со мной связался автор и предложил познакомиться с фрагментом его работы, чтобы решить, хочу ли читать книгу целиком. Я прочитала и так впечатлилась, что не глядя заказала бумажный экземпляр как один из славных образцов нехудожественной литературы. Чем же меня впечатлила книга? О чем она?

Содержание

В своём произведении «Слово на слайде» Александр Григорьев рассказывает о правилах создания презентации. Нет, не той, где оратор стоит перед зрительным залом, а за его спиной мелькают слайды в лучшем случае с картинками и графиками, а в худшем дублирующие произносимый текст. По мнению автора, в такой презентации слово уходит на второй план, на первый же выходит личность выступающего, его харизма, жестикуляция, поведение. Хороший оратор может увлечь публику вообще безо всяких костылей в виде слайдов.

-2

Нет, в книге речь идёт о презентациях, которые отсылаются по электронной почте и являются единственным источником информации для принимающей стороны. Александр Григорьев считает, что у такого продукта задача намного важнее, чем в предыдущем случае: привлечь внимание, удержать его, донести основное содержание максимально ясно, доступно и выразительно. Шанс у подобной презентации быть дочитанной очень мал - всего 2 минуты, после чего неудачную работу закроют и забудут. Как эффективно распорядиться этими двумя минутами? Об этом книга.

В ней содержатся такие главы:

  • Во избежание недоразумений;
  • Чувство слайда;
  • Искусство быть понятным;
  • Общая теория презентаций;
  • Слайд в вакууме (выделите главное, удалите лишнее, проявите структуру, скажите то же самое проще);
  • Ускоритель чтения;
  • Первый и последний; 
  • История в кавычках;
  • Объяснительный маркетинг;
  • Лекарство против безликости.

То есть, как видим, здесь не только практические приемы создания хороших презентаций, но и их обоснование, что для меня не менее ценно.

-3

Достоинства

Их множество, и вот основные:

  1. Доступность. Книга написана максимально простым языком, без ненужных канцеляризмов, штампов и усложнений. 
  2. Наглядность. В произведении более 150 слайдов, причём подавляющее большинство взято из жизни - из реальных работ клиентов или заказчиков.
  3. Образность. Чувствуется, что книгу написал человек, профессионально и мастерски владеющий русским языком. В ней много примеров не только из практики, но и их классической литературы. Оказывается, Александр Григорьев - кандидат филологических наук, автор диссертации о творчестве Достоевского. И в прикладной, абсолютно не художественной книге это очень ясно ощущается.
  4. Самое главное - подход. Вся книга - это не столь ненавистное мне желание заставить, воздействовать, призвать, привлечь, манипулировать. Одним словом, добиться своего любыми способами. Нет, в основе «Слова на слайде», как мне показалось, лежит искренняя любовь к родному языку, восхищение им и (главное!) бесконечное уважение к читателю, «потребителю» контента. Автор учит, что главная цель создателя презентации - донести информацию максимально понятно, комфортно и интересно. Чтобы ее было легко и приятно читать, чтобы пояснения не требовались, чтобы, закрывая слайды, клиент (в широком смысле) остался с ощущением того, что все понял правильно.

И вот эта гуманистическая позиция уважения, равноправия мне очень близка. Она призывает считать клиента не бараном, а компаньоном, собеседником, достойным затрачиваемых усилий.

-4

Кому читать

Смело рекомендую книгу «Слово на слайде» людям, профессионально работающим с русским языком, тем, кто по работе создаёт презентации. Студентам и ученикам. И, конечно, учителям. Например, меня книга не только научила многому, но и объяснила те моменты, до которых я сама дошла, но в истинности которых сомневалась. 

И вот несколько цитат для ознакомления:

Когда мне предложили писать тексты для презентаций, я подумал: «Что за чепуха?» - и отказался. Прошло два года, и предложение прозвучало вновь. На этот раз я скрепя сердце согласился - как на временную и не слишком приятную подработку. Отсутствие энтузиазма объяснялось тем, что продажа через текст - это прежде всего продажа, а не работа со словом. На поиск удачной фразы не жалко потратить часы, в продавать - скучно и противно, думал я. К тому же в твою речь почти неизбежно проберется все ужасное, что так часто звучит на деловых встречах, появляется в бизнес-книгах и рекламных текстах. Полубессмысленные корпоративные штампы, обычно дурно переведённые с английского. Навязшие в зубах банальные перечисления банальных выгод и преимуществ. Самозабвенное раздувательство, стилистическая безликость, приступы деланого восторга. Да и вообще, зачем кому-то платить за текст презентаций?..

В точности мои мысли!

Если презентация удалась, она обязательно сохранит самобытность идеи, услуги, технологии, бизнеса и тех, кто за ним стоит. Сохранит на уровне интонации, характерных слов, смысловых акцентов. На уровне отдельных аргументов и общей логики. Удавшаяся презентация не просто рассказывает о чём-то: она в какой-то мере воплощает в себе свой предмет. Наглядно и убедительно представляет его тем, кому нужно. Пусть ваша следующая будет именно такой.

Друзья, это, конечно, совсем не такой контент, к которому вы привыкли на моем канале. Но мне трудно промолчать и не быть многословной при встрече с замечательным произведением, пусть даже не художественным. Надеюсь, мне удалось донести до уважаемых читателей чувство радости и теплоты, накрывшие меня после чтения книги. Советую рассмотреть «Слово на слайде» Александра Григорьева в качестве новогоднего подарка близким, попадающим в целевую аудиторию :)

Не забудьте оставить лайк и приходите в комментарии, если есть что сказать по теме или просто так :)

Спасибо, что прочитали!