Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одна из целей российского образования – формирование самостоятельности личности, а результатом образования является умение школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
Если говорить научным языком, то учебная самостоятельность – это «личностное качество ученика, характеризующееся познавательной инициативностью, предвидением содержания учебной деятельности, умением самостоятельно осуществлять учебные действия, проводить их контроль и оценку».
В Центре Татьяны Гогуадзе знают, как научить ребёнка быть самостоятельным и начать делать уроки самому без посторонней помощи!
А если говорить простыми словами, то учебная самостоятельность – это способность ученика самому осуществлять свою учебную деятельность и брать на себя ответственность за результат.
Но сегодня всё больше школьников не способны самостоятельно учиться!
У них нет навыков самостоятельности, самодисциплины и самоконтроля, проще говоря, они не умеют учиться. И среди таких детей очень много старшеклассников.
Более того, с каждым месяцем растёт количество обращений от родителей старшеклассников в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе. Какую помощь оказывает Центр Дислексии ученикам старших классов, подробно рассказано на сайте Dyslexia.ru.
Как понять, что у ребёнка нет навыка учебной самостоятельности?
Всего выделяют 4 стадии развития учебной самостоятельности:
1. Отрицательный. У ребёнка есть только начальные предметные знания и умения, которыми он пользуется при воспроизведении изученного учебного материала.
Стадия характеризуется избирательным интересом к изучаемому материалу, учебные действия выполняются только по прямому указанию. У ученика полностью отсутствует потребность контролировать и оценивать свои действия.
2. Начальный. Ученик уже владеет опорными знаниями и может их самостоятельно использовать при решении типовых задач.
Может удерживать поставленную цель и её корректировать с помощью учителя. Наблюдается интерес с проявлением положительных эмоций к учебным задачам, которые способны вызвать затруднения в процессе решения.
3. Средний. У ученика есть познавательный интерес к поиску нового способа учебного действия.
Ребёнок способен сам формулировать, удерживать и корректировать цели своей деятельности с помощью учителя. Он аргументированно оценивает результаты своей деятельности и при наличии ошибок способен их самостоятельно исправить.
4. Достаточный. У школьника есть глубокие предметные знания и умения, он их самостоятельно актуализирует и использует в решении нетиповых задач.
Ученик способен решать задачи любого типа, а учебная деятельность приобретает поисковый характер. Все учебные действия он осуществляет полностью самостоятельно.
Если максимально упростить данную таблицу, то о нахождении ребёнка на 3 и 4 стадиях учебной самостоятельности можно судить по следующим признакам:
1. Внутренние признаки:
- хочу и могу учиться;
- ребёнок прикладывает усилия, направленные на достижение цели без посторонней помощи.
2. Внешние признаки:
- планирование своей деятельности;
- выполнение заданий без непосредственного участия педагогов;
- контроль за ходом и результатом выполняемой работы;
- объективная оценка своей деятельности;
- коррекция выявленных ошибок;
- рефлексия.
Конечно, основная обязанность по развитию учебной самостоятельности у детей лежит на родителях.
Но объективно многие российские родители не владеют нужными техниками и методиками формирования самостоятельности у ребёнка на разных этапах его развития.
Как помочь самостоятельно своему ребёнку?
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе работает под девизом «Все дети хотят и могут учиться самостоятельно».
Мы более 10 лет помогаем детям с трудностями в обучении развить навыки самодисциплины и самоконтроля, стать более уверенными в себе, показывая их истинный интеллектуальный потенциал.
Наша новая онлайн-программа «Тренируйся и учись!» направлена на оказание помощи школьникам всех возрастов, которые хотят:
- преодолеть трудности с обучением;
- повысить уровень академической успеваемости;
- развить навыки самостоятельности, самоконтроля и саморегуляции.
Тренируйся и учись!
Это уникальный и единственный в своём роде онлайн-тренинг, который разработала Татьяна Гогуадзе для школьников всех возрастов,чтобы помочь детям обрести самостоятельность в решении школьных проблем.