В середине 80-х годов двадцатого века на территории нашей страны закончилась эпоха паровой тяги на железных дорогах. Вместе с этим завершила свою историю серия паровозов Эр. Некоторые из них до сих пор хранятся на специальных базах, в музеях и служат памятниками прошлому. Однако, имеется и ряд паровозов, которые были полностью восстановлены и сейчас активно используются.
История паровозов серии Э началась в 1909 году, когда выдающийся инженер В. И. Лопушинский разработал эскизный проект паровоза типа 0-5О-0. Рабочий проект для Владикавказской железной дороги был утвержден 29 октября 1911 года. В 1912 году Луганский паровозостроительный завод выпустил первые 15 паровозов, которые были заказаны Владикавказской дорогой.
История паровозов серии Эр тесно связана с их модернизированной модификацией - серией Эм. В 1933 году инженерам удалось значительно снизить вес паровозов серии Эм, благодаря применению сварки в конструкции котла и отказа от питательного колпака, водоочистителя и грязевика. Однако, уменьшение веса также повлекло за собой снижение нагрузки на 4-ю и 5-ю оси с 17 до 14,4 тонн. Это привело к неравномерному распределению нагрузки на оси и несколько ухудшило характеристики паровоза.
В связи с этим, конструкторы начали искать способы смещения центра тяжести и более оптимального распределения веса между осями паровоза. Инженер Института реконструкции тяги И. В. Пирин предложил решение, которое заключалось в удлинении топки паровоза, при этом сохраняя ее ширину. Эта модификация не только немного увеличила вес паровоза, но и повысила нагрузку на задние оси. Таким образом, сила тяги паровоза увеличилась как за счет расширения колосниковой решетки и объема топочной части, так и за счет увеличения сцепного веса.
В лето 1933 года был готов проект переделки паровозов серии Эм. Все звучало просто: необходимо было просто сварить полосы шириной 539 мм в коробку топки и ее кожух, а также удлинить раму паровоза в задней части. Первый паровоз, прошедший такую модернизацию, был собран в конце 1933 года на Муромском паровозоремонтном заводе. В январе-феврале 1934 года он прошел тягово-теплотехнические испытания на опытном кольце НИИРТ в Щербинке. В результате испытаний ему был присвоен индекс «р», что означало "реконструированный".
Эти испытания также показали, что новые паровозы Эр на 10-15% мощнее и на 8% эффективнее, чем паровозы серии Эм. С конца 1934 года Брянский, Луганский и Ворошиловградский заводы полностью переключились на производство паровозов серии Эр. В период с 1934 по 1936 год Луганский и Брянский заводы, по заказу НКПС, построили около 300 единиц паровозов серии Эр. Опыт эксплуатации довоенных паровозов серии Эр показал их значительное превосходство не только над паровозами серии Эм, но и перед некоторыми зарубежными моделями.
С началом Великой Отечественной войны строительство паровозов в СССР было прекращено, но история паровозов серии Эр продолжилась. После окончания военных действий, железнодорожный парк Советского Союза оказался в плачевном состоянии. Восстановление страны и экономики требовало срочного выпуска новых паровозов.
Заводом машиностроения "Коломна" было принято решение о модернизации довоенных паровозов серии Эр. Был разработан проект модифицированного паровоза с внутренним обозначением "П-28". В рамках модернизации, "П-28" был оснащен новым типом тендера "П-27" с бортами, достигающими крыши рубки. С 1943 по 1944 годы, завод "Коломна" выпустил 22 паровоза серии Эр.
После окончания войны, Румыния, Венгрия, Чехословакия и Польша также присоединились к выпуску этих паровозов. Примечательно, что Венгрия и Румыния, как бывшие союзники Германии, поставляли паровозы в рамках репараций. Все эти страны также пострадали от войны, и поэтому одной из ключевых требований к проекту была простота и надежность паровозов. Всего было построено 2700 паровозов серии Эр послевоенного периода, половина из них была произведена в Венгрии на заводе MAVAG. Паровозы серии Эр эксплуатировались на советских железнодорожных и промышленных территориях до 1980-х годов. Именно им было уготовано стать последними паровозами на железнодорожных путях Советского Союза.
Вот такая история у данной серии паровозов "Эр". Благодарим за внимание, не забывайте подписываться и ставить лайки!