Полковник Морлан, отчаянный храбрец, как многие в армии Наполеона, всё же больше известен не своей жизнью, и даже не смертью, а посмертными приключениями тела.
Живописал их Рональд Делдерфилд в книге «Маршалы Наполеона»:
«Тело Морлана было отправлено во Францию для захоронения в проектируемом Зале героев и временно хранилось в бочке с ромом в Зале захоронений Дома инвалидов. Прошли годы, и Зал героев так и не был сооружен. Про героя все забыли, пока однажды, вскоре после первого отречения Наполеона, бочка от старости не распалась на части, и тело генерала, лицо которого теперь украшали длинные бакенбарды, было передано в медицинскую школу для вскрытия.»
Но прежде чем двигаться дальше и даже до того, как рассказать, где погиб Морлан, нужно пробежаться по всей его биографии.
Полное имя героя: Франсуа-Луи де Морлан. Отметим эту частицу «де». Отец Морлана, хоть и не сильно голубых кровей, но всё-таки дворянин Франции Старого порядка, отставной лейтенант. Хотя в революционные годы частица «де» политкорректно исчезла.
Франсуа-Луи родился в 1771 году. Ничем особым его ранняя биография не выделяется. В 1791 году молодой Морлан вступил в 11-й полк конных шассеров. Это полк старой армии, а не Национальной гвардии. Так что сын пока еще следовал по стопам отца – офицера королевской армии.
Но продвижение в чинах у Морлана пошло по-революционному быстро. Времена такие. Через полгода он уже… как это по-русски… су-лейтенант, младший лейтенант. Еще через год в августе 1792 года (монархия уже пала) лейтенант. Еще год – август 1793 года – капитан.
17-18 сентября 1794 года состоялось сражение при Спримоне. Это в Бельгии, откуда французы изгоняли австрийцев. Последнее сражение кампании 1794 года, и в нем капитан Морлан был ранен.
Дальше карьера капитана вдруг замерла, и он упустил тот момент, когда будущие маршалы Империи начали пробиваться в генералы. С 1794 по 1797 год капитан Морлан служил в Арденнской армии и в армии Самбры и Мааса. Позже он перешел в армию на Рейн, где и служил до 1801 года.
В сентябре 1801 года Морлан наконец получил повышение, став командиром эскадрона в том же 11-ом полку конных шассеров. А через год перешел в полк конных шассеров консульской (с 1804 года императорской) гвардии.
И вот уже в гвардии, без участия сражениях, Морлан продвигается дальше. До майора в 1804 году и до полковника в 1805 году. Делдерфилд в своей книге называет Морлана генералом, но увы и ах, до генерала он не дослужился, поскольку принял участие в Аустерлицком сражении 2 декабря 1805 года.
При Аустерлице Морлан командовал полком конных шассеров Гвардии. Уже после атаки Сульта на Праценские высоты вперед ринулась русская конная гвардия, которая смяла два французских пехотных полка. Тогда против русской кавалерии была брошена французская конная Гвардия.
Полковник Морлан повел в первой волне два эскадрона из своего полка. Вместе с другими подразделениями он смог опрокинуть русскую кавалерию, но наткнулся на пехотные каре русской гвардии. Приблизительно в этой атаке Морлан и получил смертельное ранение картечью.
Скончался полковник 5 декабря 1805 года в Брюнне. Тут-то и начались посмертные приключения тела Морлана, о которых поведал Делдерфилд.
Но до вскрытия тела героя Аустерлица дело не дошло. Делдерфилд:
Про это прослышали родственники генерала и потребовали прах себе, чтобы захоронить его должным образом. Процесс длился несколько лет, дело выиграла семья, и генерал наконец почил в мире примерно через десять лет после кончины.
Вот так вот, почти десять лет в бочке с ромом да еще чуть не попал в анатомический театр. Но всё закончилось благополучно, и сегодня тело Морлана покоится в церкви Сен-Мартен в Суйи на северо-востоке Франции.