Найти тему

Как в российской семье формируется мировоззрение?

По данным ВЦИОМ, в наши дни россияне представляют себе идеальную семью, в основе которой взаимопонимание, взаимоуважение, забота друг о друге. Так считают две трети наших сограждан (66%), и это почти в три раза больше, чем десять лет назад (26%).Каждый гражданин сделали этот вывод, опираясь на свое мировоззрение.

Источник: https://ru.freepik.com/
Источник: https://ru.freepik.com/

Что такое мировоззрение?

По мнению русского философа А. Ф. Лосева (1893–1988), «мир есть вся действительность в целом, в ее прошедшем, в ее настоящем и в ее будущем. Частей мира бесконечное количество, но мир один, и вся бесконечность его частей есть нечто одно, а именно сам мир и ничто другое». Под «воззрением» он понимал «здравый смысл, то есть прямое и непосредственное усмотрение и наблюдение».

По мнению отечественных философов, основными компонентами мировоззрения являются знания и ценности. Система знаний выражается в представлениях и понятиях. Однако знания можно рассматривать как компонент мировоззрения только тогда, когда они становятся убеждениями, когда человек уверен в истинности знаний и готов в соответствии с ними действовать, совершать поступки. Значимым компонентом мировоззрения являются ценности. Ценности находят свое выражение в идеалах, которые придают осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности.

Источник: https://www.istockphoto.com/ru
Источник: https://www.istockphoto.com/ru

Как формируется мировоззрение у детей?

В дошкольном возрасте полноценное мировоззрение еще не развито и можно говорить лишь о его предпосылках. Однако и в дошкольном возрасте ребенок стремится к максимально доступному для него обобщению своих действий и отношений в окружающем мире. Д. Б. Эльконин пишет об ответах детей на мировоззренческие вопросы, для которых у ребенка заведомо нет знаний: «В действительности ответ определен всей суммой имеющихся у ребенка представлений. Он просто переносит знания из одной сферы в другую, дает обобщение значительно более широкого характера, чем те, на которые уполномочивает фактическое содержание имеющегося у него знания». И далее: «Очевидно, что те особенности представлений о мире, на которые указывает Пиаже, — результаты неправомерных обобщений, самостоятельно производимых ребенком. В их неправомерности, в недоучете специфических особенностей предметов и явлений — основная ошибка дошкольника. Но в то же время это и тенденция к обобщению, к установлению связей, ярко проявляющаяся у детей дошкольного возраста. Она составляет ту основу, на которой формируется абрис мировоззрения, первая попытка создать картину мира — природы и общества».

Таким образом, в соответствии с идеями Д. Б. Эльконина можно утверждать, что у детей наблюдается в дошкольном возрасте интенсивное развитие предпосылок мировоззрения.

Источник: https://ru.freepik.com/
Источник: https://ru.freepik.com/

Как родители осуществляют свое влияние на процесс формирования мировоззрения у детей?

Опираясь на работы Л. С. Выготского: воспитательная деятельность фактически является формой участия или влияния родителя на «миродействие» ребенка. В отличие от «миродействия» ребенка, мировоззрение взрослого существует свернуто, поэтому прямое вмешательство в мировоззренческий пласт сознания взрослого практически невозможно. У ребенка отношение к миру существует развернуто, в виде «миродействия» и поэтому доступно для участия и влияния со стороны взрослого. Во многих действиях ребенка взрослый усматривает определенное отношение к окружающему миру, т. е. «миродействие». Принимая участие в этом «миродействии», взрослый обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом изменится отношение ребенка к миру. Воспитательная деятельность направлена на согласование «миродействия» ребенка с нормативным образом отношения к миру, существующим в сознании родителя. Данная деятельность тесно переплетается с «миродействием» ребенка, иногда поддерживая, усиливая его, иногда вступая с ним в противоречие. В процессе этого совместного «миродействия» согласуются два источника активности: активность ребенка и активность родителя.

Источник: https://ru.freepik.com/
Источник: https://ru.freepik.com/

Таким образом, взрослые обеспечивают связь ребенка с окружающим миром с самого рождения. Дети совершают те или иные действия, руководствуясь ценностями, заложенными родителями. Однако придерживаться им или противоречить – выбор ребенка.

Алёна БОБОНАЗАРОВА
Людмила ВАСКОВСКАЯ