Найти тему
Звук и мысль

Магнетизм звука. Звук и психическая энергия исполнителя. Главная ценность жизни

Петергоф. Фото автора
Петергоф. Фото автора

Магнетизм звука, эта главная и вечная эмпирическая ценность исполнительского искусства, в настоящее время уже может рассчитывать на поддержку так называемого «точного знания».

Прямо или косвенно можно определить качество энергетики звука, но и на этом пути главным инструментом тоже будет являться психическая энергия, или сердечный огонь, тонко реагирующий на все качества энергии.

Магнетизм звука – обобщённо – магнетизм психической энергии исполнителя, обладающего достаточным мастерством для осуществления качественного исполнения произведения. Не существует изолированных явлений, психическая энергия проявляется во всём, в каждом внутреннем и внешнем движении музыканта.

Поэтому понятие мастерство (включающее в себя множество умений, координирующих внутренние действия с внешними, слышимое ухом и слышимое сердцем) по мере утверждения понятия психическая энергия и таких её характеристик, как магнетизм (звука), сердечность и др., будет всё более утверждаться в своём тонком измерении. (Заметим, Тонкий План – основной в искусстве, ибо все ценности явлений искусства определяются степенью Светоносности).

Основа магнетизма человека – любовь как вечное устремление духа к Красоте и Гармонии. Любовь к музыке, любовь к красоте, доходящая в творчестве до самозабвенности, является источником особого качества энергии.

Музыкальность, мастерство, уровень мысли и культуры исполнителя в синтезе проявятся как особое качество звука, музыкальной мысли, интонирования. (Речь идёт об исполнении классической музыки, то есть наиболее благородных образцов мирового музыкального творчества.)

На вопрос о том, что является наиболее притягательным в исполнении, многие почитатели искусства ответят, что это особенное качество звучания.

Чаще говорят об индивидуальности звука, и это почти точное определение, но «магнетизм» звука добавляет аспект психической энергии, аспект огненности, означает присутствие тонких вибраций мысли, духа.

(Изучение тонких свойств звука в зависимости от проявленной в нём энергии сознания даст новые определительные, которых так не хватает и которые так необходимы для продвижения знания.)

Казалось бы, истина о ведущей роли чувства красоты и качества мысли в музыкальном творчестве давно утверждена, однако она, как многие другие фундаментальные принципы, в век узости целей оказывается оставленной вниманием. Тонкость достижений в искусстве часто заменяется внешней яркостью.

В скором будущем понятия «культура звука», «культура исполнения», становясь, по мере продвижения науки в область исследования человеческого Огня, обозначением определённых степеней качества энергетики, перестанут быть обозначением лишь качества внешних приёмов.

С самого начала обучения музыканта и в последующем важно сохранить естественность звучания и интонирования, избегать напускной выразительности.

Целенаправленно воспитывать музыкальность на основе чувства красоты и формировать технику как умение в разнообразии инструментально-исполнительских приёмов: во-первых, не терять естественности внутреннего пения, звучания, во-вторых, осуществлять это звучание как выражение мысли.

Вопрос о равновесии техники и художественности в исполнении может быть решён только в свете понимания ценности тонких энергий звучания. А также ценности развития духовности, то есть психической утончённости самого музыканта как основы музыкальности.

В комплексе качеств, составляющих основу исполнительской музыкальности, ещё не оценены сердечность и эстетическая утончённость.

То особенное тепло сердца, излучаемое исполнителем, особым тоном окрашивающее звук и придающее интонациям жизненность и одухотворённую выразительность, не только делает исполнение художественно ценным, но является главной ценностью жизни.

Излучения сердечной энергии, будучи осмысленной реальностью искусства, по мере продвижения науки в области познания тонких энергий изменят искусство, а в будущем, по мере увеличения числа людей, обладающих тонкими восприятиями жизни, станут восприниматься как научный путь преобразования всей жизни.

Человек с музыкальным инструментом в руках – это человек, умеющий гармонизировать свои внутренние звучания, привести в гармонию звук инструмента со звучанием внутренним – звучанием сердца, мысли, и это человек, который в результате процесса искания гармонии внутреннего ритма с найденными вибрациями звуковыми обретает музыку как путь тонкого общения с ритмами Бытия. Затем, по мере роста мастерства, он помогает на этом пути другим людям – слушателям, исполнителям.

Традиционное обучение технике игры на музыкальном инструменте чаще всего не только не устраняет барьер между человеком и инструментом, чему должна служить техника, но именно наоборот, ставит преграды между исполнителем и инструментом, что выражается в безжизненности звука, утрате естественности выражения.

Проблема утраты жизненности звука в детском исполнительстве и отсутствия сознательной одухотворённости во взрослом исполнительском творчестве, даже в случаях, когда исполнитель обладает всеми необходимыми качествами музыкальности, объясняется не столько недостатком техники, как принято считать, сколько поверхностностью процесса её формирования, применением отчуждающих приёмов формирования.

Автор статьи Гореликова М. В.

Уважаемые читатели, тема будет продолжена в следующих публикациях. Полностью эту нашу статью: "Техника музыканта и магнетизм звука", – можно прочитать на нашем сайте "Живая Школа".

Благодарим Вас за внимание к нашему новому каналу. Спасибо всем за поддержку за то, что подписываетесь, оставляете "лайки" и комментарии. Спасибо!

Наука
7 млн интересуются