Найти тему
Этобаза

Шеф, два счетчика! Почему в СССР было круто работать в такси, а сами таксисты считались хозяевами жизни?

Оглавление

Это сегодня таксист - всего лишь рядовой водитель по найму от двери до двери.

А в Советском Союзе водить такси считалось одной из крутейших профессий в принципе. Таксистов их восхищенные пассажиры уважительно называли не иначе как шеф или командир...

Сейчас объясню, почему так сладко таксистам в СССР жилось.

Как зарабатывали таксисты

Кто закалывал такси на Дуброуку?
Кто закалывал такси на Дуброуку?

Начну с того, что таксисты вообще отличаются от большинства остальных работяг своей невероятной свободой. Целый день по сути без начальства, едешь куда желаешь, везешь, кого хочешь.

В Советском Союзе таксисты, как минимум и с 1960-х годов, попутно жили при фактическом капитализме. Почему так? Да все просто - сдавали после 12- или 14-часовой смены кассиру таксопарка установленный план в пятьдесят-семьдесят рублей. А остальную выручку, за вычетом туда-сюда обслуживающему персоналу парка (мойщицам, мастерам ТО и т.д) десятки-другой, оставляли себе.

Причем такая де-факто левая выручка могла достигать в сутки до полтинника. И это при том, что у таксиста имелась еще фиксированная немалая зп в 200 рублей!

Таксист из крупного города, Москвы или Ленинграда, вообще мог возить не знающего местности провинциала хоть кругами, даже "забыв" включить счетчик. Или вовсе не выключая оный после прошлого клиента - авось новый лопух не заметит.

Поймай меня, если сможешь

-3

И никто ж не придерется, попробуй такую вольную птицу проконтролируй-ка, дорогой друг ОБХСС... Хотя, справедливости ради, старались стражи порядка, тайно гоняли за такси на своих машинах, голосовали, прикидываясь случайными пассажирами. Иначе б таксисты без присмотру со стороны органов вообще до ранга воров в законе доросли.

Впрочем, наказать таксиста по всей строгости, даже поймав на левых доходах, было делом очень непростым. Ибо эти ушлые ребята за время развоза пассажиров умудрялись обрастать весьма полезными связями. В том числе среди высшего милицейского и прокурорского начальства.

А вот советское кино таксистов уважало. И посвящало труженикам баранки довольно трогательные фильмы
А вот советское кино таксистов уважало. И посвящало труженикам баранки довольно трогательные фильмы

Интересно, что советские таксисты додумались и до "работы по приложению", выражаясь современным языком. То бишь, говорили надежным пассажирам свои номера телефонов.

А те уже потом "персональных" водителей заказывали просто по звонку. Спрос на такие услуги имелся - ибо даже на всю Москву имелась всего одна диспетчерская такси, где машинки присылали, лишь заслышав "важные" фамилии - например, звезд или министров.

Вообще, при плановой экономике таксист сам по себе еще тот дефицит. За него нужно и подраться бывало. Потому что ну никак не желало наше советское правительство увеличивать число "моторов", мол, нечего трудящихся баловать.

Темные дела

Таксист спер, мне его рожа сразу не понравилась...!
Таксист спер, мне его рожа сразу не понравилась...!

Таксисты же с 1960-х активно начали включаться в "темные дела". Развозили "на моторах" ночных бабочек. Незаконно продавали по ночам из багажников дефицит, особенно алкоголь. Причем, купив бутылку воды за установленные государством пять с полтиной рублей, толкали оную уже за все 16... Нехило наживались, это вам не баран чихнул!

Вот и получалось, что таксисты советские, зарабатывая в месяц свыше 500 рублей, считались подлинными королями жизни. Носили заграничную обувь, американские джинсы и кожаные куртки, от души гуляли в дорогих ресторанах, селились в кооперативных квартирах.

В рту у таксистов исправно блестели установленные дантистами на дому золотые фиксы. Ездили демонстративно не включая поворотники и нарушая все возможные ПДД. Еще и нередко подшофе - дябнув к концу смены рюмку водки.

До сих пор в нашем языке осталось уже по сути реликтовое выражение - "что ты ездишь как таксист, а...?". То есть лихо, дерзко, наплевав на все правила и "здоровье" собственного автомобиля.

Короче, резонно слыли эти ребятами крутейшими мужиками своих городов, самыми желанными женихами.

Как стать советским таксистом

Аркадий Райкин, наш замечательный сатирик, про таксистов не забывал...
Аркадий Райкин, наш замечательный сатирик, про таксистов не забывал...

Но все же попасть в таксисты было не так просто как сейчас. Например, в Москве зачастую требовалось окончить специальное училище.

На зубок требовалось знать весь огромный город - никаких навигаторов-то еще не существовало в природе. Не случайно таксисты так не любили кататься на безликие Богом забытые окраины - потом не так просто оттуда выезд найти.

Брали в таксисты лишь по достижении 21 года, и только без судимостей. После срочной службы в армии, при наличии хороших связей. И нередко требовалось занесли на лапу куда надо огромные по тем временам деньги - тысячу рублей.

А чтоб начать нормально зарабатывать, легально и легально, стартовать молодому таксисту нужно было, как говорится, с нуля. Разъезжая по-первой на старой регулярно ломавшейся развалюхе и нарабатывая "боевой опыт".

Обычно карьера советского таксиста начиналась со "шляповоза" - т.е просто подбиравшего случайных личностей у обочин и бордюров. А уже потом наш герой зеленого огонька дорастал до уважаемого "вокзальщика", возившего солидных людей с вокзалов или из аэропортов.

Наши люди в булочную на такси не ездят

-7

Сами регулярные поездки на такси среди обычных трудовых граждан СССР тесно ассоциировались с зажиточностью, темными делами и в целом свободными нравами. Ибо рядовые наши товарищи на такси могли ездить всего максимум 2-3 раза за год - с вокзала, в больницу, поздно вечером с какого-нибудь представления в театре.

Так что фраза "наши люди в булочную на такси не ездят" это не просто так сказана была управдомом Плющ.

Минусы таксистов

Тот самый культовый и ныне уже подзабытый зеленый огонек
Тот самый культовый и ныне уже подзабытый зеленый огонек

Впрочем, были и, как в любом деле, у таксистов свои минусы. Таксистом даже в самые спокойные советские годы работать было и просто небезопасно.

Именно водители с "зеленым огоньком" чаще всего становились мишенью для мелкого криминала, желавшего поживиться их скромными доходами... Водителю такси всегда не лишни были крепкие кулаки, монтировка под сиденьем. А сами таксисты объединялись в особое "боевое братство", горой стоявшее друг за дружку.

Нужно было делиться еще и с гаишниками - те тоже любили с таксистов брать на свой кусок хлеба с маслом. Причем, намного более, чем с частников.

Короче, сама работа требовала особого склада характера и бизнес-жилки. Потому особо массово, скажем так, все советские водители в таксисты и не рвались, в отличие от современных шоферов :)

Так проходит земная слава

Корона с голов таксистов стремительно упала уже в начале лихих 1990-х. Все больше новых хозяев жизни начали считать водителей такси просто рядовыми извозчиками за баранкой, недостойных и грамма уважения... Сегодня таксисты - просто рядовые труженики капитализма, ничем не хуже и не лучше прочих людей...

-9