Именно таким эпитетом наградили художника современники, коих в его некрологе назовут "педантами". Сегодня я расскажу вам об "австрийском подданном", родившимся в Галиции (более точных данных нет) в 1840-м году, а звали его Марцелий Гаврилович Сухоровский. И, конечно, о его картине, наделавшей много шума в то время, но давайте обо всем по порядку.
Биографических данных в общем-то не так-то много, достоверно известно, что в 1858 году он отправляется в столицу другой (ведь сам он был родом из Австро-Венгрии) империи - Российской, где поступает в петербургскую Академию художеств. Нельзя сказать, чтобы он прям блистал во время своего 10-летнего обучения - он был удостоен нескольких серебряных медалей, и закончил курс он в итоге классным художником III-й степени.
Наиболее известен Сухоровский был как портретист, и, очевидно, именно в этом жанре он достиг достойных результатов, ведь именно за портреты он получил звание сначала классного художника I-й степени, а затем и академика в 1874 году. Далее дореволюционный искусствовед Федор Булгаков напишет: "От дамских портретов он с 1881 г. перешел к писанию картин, выставка которых доставляет большие сборы".
Прежде всего речь идет о нашумевшей (в свое время) картине "Нана", написанной по мотивам вышедшего в 1880 году романа Эмиля Золя. Сухоровский "представил ее в совет Академии на звание профессора", но совет отвергает ее в виду "пикантности" сюжета. Однако же далее у художника явно открылся предпринимательский талант, как сказали бы сейчас: он решает выставлять ее за деньги - небольшую сумму, изначально 30 копеек серебром.
Картина экспонировалась в Петербурге, в Москве, в Варшаве и за границей - в Париже и в Лондоне, где и нашла покупателя - промышленника, который совершает с нею путешествие по всей Англии.
Так напишет об этом Булгаков, я же добавлю, что купил ее американский предприниматель за немалую по тем временам сумму - 42 тысячи рублей. Приведу цены известных более поздних картин для сравнения: Репин за "Заседание Государственного совета" получил 40 тысяч, такую же сумму получил Суриков за "Покорение Сибири Ермаком". Так что я думаю, теперь понятно, что "Нана" была действительно высоко оценена, по крайней мере, если речь идет о финансовой стороне вопроса.
Любопытно напишут об этой истории в "Ниве" много лет спустя:
Несмотря на то, что на Западе - и в особенности во Франции - всевозможные "nus" буквально заполняют все выставки, "Нана" сразу выделилась среди многих картин подобного же жанра. В ней было много рельефа красочности и хорошей живописи. А главное, в ней чувствовалась искренняя и сильная любовь к художественной красоте, к прекрасному человеческому телу. Сухоровского тогда и после многие педанты называли порнографом. Но те же педанты и Золя называли этим именем, забывая, что "порнография" заключается вовсе не в сюжете, но лишь в отношении автора к сюжету. Отношение же к "рискованному" сюжету как у Золя так и у Сухоровского было вполне чистое.
Успех картины "ободрил художника к дальнейшим работам в том же роде", в дальнейшем появятся другие картины - "Мария Магдалина", "Сон наяву", "В плену" (остались только названия полотен, самих картин не найти). Любопытно выскажется по поводу этих работ Ф. Булгаков: "Насколько самые фигуры героинь, воспроизводимых М.Г. оставляют желать многого, настолько все аксессуары к ним на картинах отличаются виртуозным письмом".
Дальнейшую судьбу художника раскрывает только его некролог, опубликованный в журнале "Нива" в 1908 году, где мы и находим подтверждение старой мысли о том, что фортуна - дама ветреная:
Несмотря на блестящий успех своей первой картины, доставившей ему имя и состояние, М.Г. Сухоровский не принадлежал к числу баловней счастья. Неудачи преследовали его почти всю жизнь. Его состояние было потом совершенно подорвано крупными катастрофами (пожары) и болезнями. Последнюю свою картину - "Дочь Нана" - он писал в тяжелом угнетенном состоянии и возлагал на нее последние надежды.
В заключение отмечу, что художник, который, по выражению колумниста журнала, "совершенно обрусел" скончался от "паралича сердца" в феврале 1908 года. Произошло это в Петербурге, где автор нашумевшей картины и был похоронен.
Спасибо за прочтение, комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), чтобы не пропустить новые публикации на канале "История живописи".