Найти в Дзене
История живописи

Скандальный художник, поймавший удачу, но только лишь на краткий миг

Именно таким эпитетом наградили художника современники, коих в его некрологе назовут "педантами". Сегодня я расскажу вам об "австрийском подданном", родившимся в Галиции (более точных данных нет) в 1840-м году, а звали его Марцелий Гаврилович Сухоровский. И, конечно, о его картине, наделавшей много шума в то время, но давайте обо всем по порядку. Биографических данных в общем-то не так-то много, достоверно известно, что в 1858 году он отправляется в столицу другой (ведь сам он был родом из Австро-Венгрии) империи - Российской, где поступает в петербургскую Академию художеств. Нельзя сказать, чтобы он прям блистал во время своего 10-летнего обучения - он был удостоен нескольких серебряных медалей, и закончил курс он в итоге классным художником III-й степени. Наиболее известен Сухоровский был как портретист, и, очевидно, именно в этом жанре он достиг достойных результатов, ведь именно за портреты он получил звание сначала классного художника I-й степени, а затем и академика в 1874 году.
"Человек в шляпе", М.Г. Сухоровский, 1868. Частное собрание.
"Человек в шляпе", М.Г. Сухоровский, 1868. Частное собрание.

Именно таким эпитетом наградили художника современники, коих в его некрологе назовут "педантами". Сегодня я расскажу вам об "австрийском подданном", родившимся в Галиции (более точных данных нет) в 1840-м году, а звали его Марцелий Гаврилович Сухоровский. И, конечно, о его картине, наделавшей много шума в то время, но давайте обо всем по порядку.

Биографических данных в общем-то не так-то много, достоверно известно, что в 1858 году он отправляется в столицу другой (ведь сам он был родом из Австро-Венгрии) империи - Российской, где поступает в петербургскую Академию художеств. Нельзя сказать, чтобы он прям блистал во время своего 10-летнего обучения - он был удостоен нескольких серебряных медалей, и закончил курс он в итоге классным художником III-й степени.

"Портрет княгини М.М. Голицыной", М.Г. Сухоровский, 1874. Музей-заповедник "Павловск". В том числе за эту работу художник получил звание академика портретной живописи.
"Портрет княгини М.М. Голицыной", М.Г. Сухоровский, 1874. Музей-заповедник "Павловск". В том числе за эту работу художник получил звание академика портретной живописи.

Наиболее известен Сухоровский был как портретист, и, очевидно, именно в этом жанре он достиг достойных результатов, ведь именно за портреты он получил звание сначала классного художника I-й степени, а затем и академика в 1874 году. Далее дореволюционный искусствовед Федор Булгаков напишет: "От дамских портретов он с 1881 г. перешел к писанию картин, выставка которых доставляет большие сборы".

"Портрет девочки", М.Г. Сухоровский, 1880. Частное собрание.
"Портрет девочки", М.Г. Сухоровский, 1880. Частное собрание.

Прежде всего речь идет о нашумевшей (в свое время) картине "Нана", написанной по мотивам вышедшего в 1880 году романа Эмиля Золя. Сухоровский "представил ее в совет Академии на звание профессора", но совет отвергает ее в виду "пикантности" сюжета. Однако же далее у художника явно открылся предпринимательский талант, как сказали бы сейчас: он решает выставлять ее за деньги - небольшую сумму, изначально 30 копеек серебром.

Картина экспонировалась в Петербурге, в Москве, в Варшаве и за границей - в Париже и в Лондоне, где и нашла покупателя - промышленника, который совершает с нею путешествие по всей Англии.
"Нана", М.Г. Сухоровский, 1881. Во всех источниках приводится эта репродукция.
"Нана", М.Г. Сухоровский, 1881. Во всех источниках приводится эта репродукция.

Так напишет об этом Булгаков, я же добавлю, что купил ее американский предприниматель за немалую по тем временам сумму - 42 тысячи рублей. Приведу цены известных более поздних картин для сравнения: Репин за "Заседание Государственного совета" получил 40 тысяч, такую же сумму получил Суриков за "Покорение Сибири Ермаком". Так что я думаю, теперь понятно, что "Нана" была действительно высоко оценена, по крайней мере, если речь идет о финансовой стороне вопроса.

Но эта, визуально более роскошная репродукция, больше подходит под описание картины, возможно перед нами повторение, так как художник написал несколько полотен "Нана".
Но эта, визуально более роскошная репродукция, больше подходит под описание картины, возможно перед нами повторение, так как художник написал несколько полотен "Нана".

Любопытно напишут об этой истории в "Ниве" много лет спустя:

Несмотря на то, что на Западе - и в особенности во Франции - всевозможные "nus" буквально заполняют все выставки, "Нана" сразу выделилась среди многих картин подобного же жанра. В ней было много рельефа красочности и хорошей живописи. А главное, в ней чувствовалась искренняя и сильная любовь к художественной красоте, к прекрасному человеческому телу. Сухоровского тогда и после многие педанты называли порнографом. Но те же педанты и Золя называли этим именем, забывая, что "порнография" заключается вовсе не в сюжете, но лишь в отношении автора к сюжету. Отношение же к "рискованному" сюжету как у Золя так и у Сухоровского было вполне чистое.

Успех картины "ободрил художника к дальнейшим работам в том же роде", в дальнейшем появятся другие картины - "Мария Магдалина", "Сон наяву", "В плену" (остались только названия полотен, самих картин не найти). Любопытно выскажется по поводу этих работ Ф. Булгаков: "Насколько самые фигуры героинь, воспроизводимых М.Г. оставляют желать многого, настолько все аксессуары к ним на картинах отличаются виртуозным письмом".

"Марица", М.Г. Сухоровский, 1886. Частное собрание.
"Марица", М.Г. Сухоровский, 1886. Частное собрание.
"Довольная жизнью", М.Г. Сухоровский, 1903. Частное собрание.
"Довольная жизнью", М.Г. Сухоровский, 1903. Частное собрание.

Дальнейшую судьбу художника раскрывает только его некролог, опубликованный в журнале "Нива" в 1908 году, где мы и находим подтверждение старой мысли о том, что фортуна - дама ветреная:

Несмотря на блестящий успех своей первой картины, доставившей ему имя и состояние, М.Г. Сухоровский не принадлежал к числу баловней счастья. Неудачи преследовали его почти всю жизнь. Его состояние было потом совершенно подорвано крупными катастрофами (пожары) и болезнями. Последнюю свою картину - "Дочь Нана" - он писал в тяжелом угнетенном состоянии и возлагал на нее последние надежды.
"Виолончелист А.В. Вержбилович", М.Г. Сухоровский, 1901. Ивановский художественный музей.
"Виолончелист А.В. Вержбилович", М.Г. Сухоровский, 1901. Ивановский художественный музей.
"Девушка с веером", М.Г. Сухоровский, 1906. Частное собрание.
"Девушка с веером", М.Г. Сухоровский, 1906. Частное собрание.

В заключение отмечу, что художник, который, по выражению колумниста журнала, "совершенно обрусел" скончался от "паралича сердца" в феврале 1908 года. Произошло это в Петербурге, где автор нашумевшей картины и был похоронен.

Спасибо за прочтение, комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), чтобы не пропустить новые публикации на канале "История живописи".