Найти тему

Майкл Крайтон: Выдающийся фантаст для масс и вся его фантастика

Фотограф: Jon Chase  | Источник: Harvard University News
Фотограф: Jon Chase | Источник: Harvard University News

Крайтон – одновременно недооцененный и переоценённый писатель. По количеству экранизаций среди фантастов его обгонит разве что Стивен Кинг.

Крайтон старался популяризировать науку и заглядывать в будущее. Писал доступно и одновременно с размахом откровенно коммерческую литературу, но не сказать, что халтурил. Эдакий Том Клэнси от фантастики, если политику заменить наукой.

Помимо всего Крайтон был сценаристом, режиссером, ученым, продюсером, врачом… И, конечно, Крайтон писал не только фантастику, но когда писал – был тем самым автором для тех, кто фантастику не любит. Кто же он – бульварный фантаст или мастер на все руки?

Чтобы ответить на этот вопрос, сегодня, не претендуя на абсолютные полноту и дотошность, постараемся разобрать его творчество и наследие в фантастическом жанре.

Штамм «Андромеда»

Эксмо
Эксмо

После крушения метеорита человечество охватывает эпидемия неизвестной болезни, и на секретной базе собирается консилиум ученых, чтобы понять, что делать дальше.

Приходит на ум вот что. Как-то еще совсем молодой Михаил Зощенко принес свои рассказы, с претензией на высокую литературу, в журнал. А главный редактор заметил, что «читателю нужен не сыр Бри, а просто ржаной хлеб».

Тут же еще молодой автор пока не обрел свое лицо и в чем-то подражает Айзеку Азимову и Рэю Брэдбери. Что совсем неплохо – дебют Крайтона в твердой научной фантастике (но не первая его книга) получился сильным. Настолько, что в семидесятые перевод официально опубликовали в СССР, а сам роман пережил две экранизации.

Кто-то назовет роман пророческим – но в первой половине двадцатого века хватало крупных эпидемий. И Крайтон, как врач и человек, родившийся в 1942-м году, прекрасно это знал.

Человек-компьютер

 Крайтон – одновременно недооцененный и переоценённый писатель. По количеству экранизаций среди фантастов его обгонит разве что Стивен Кинг.-3

Как ученый Крайтон часто выступал на страницах своих книг против безответственных и опасных экспериментов.

Пациенту с эпилепсией вживляют в голову электроды, чтобы подавлять вспышки ярости (от которых уже пострадало несколько человек). Естественно, эксперимент выходит из-под контроля, и на выходе мы получаем сбежавшего маньяка-убийцу.

Это самая нелюбимая книга у Крайтона. Осмелюсь сказать, что не только у него. Мне роман показался каким-то злым и жестоким, с уклоном в ужасы.

Впрочем, заурядная история, не шибко откладывающаяся в памяти, не избежала экранизации (не имевшей широкого успеха).

Пожиратели мёртвых

 Крайтон – одновременно недооцененный и переоценённый писатель. По количеству экранизаций среди фантастов его обгонит разве что Стивен Кинг.-4

Псевдоисторический роман кажется своеобразным оммажем Роберту Говарду, но любителям славянского фэнтези тоже следует обратить внимание.

В 10-м веке арабский посол отправляется в Волжскую Булгарию. Но его перехватывают викинги, и вся компания берет под защиту местного короля и его подданных от набегов кровожадных племен.

Мрачная книга читается интересно, но плохо откладывается в памяти. Автор просто взял, да и переписал «Беовульфа» на свой лад, с заимствованием некоторых имен и событий. Здесь нет ярких сюжетных поворотов и интересных открытий, хотя неведомый враг поначалу смотрится таинственно и угрожающе.

Позже вышла не очень внятная экранизация под названием «13-й воин».

Конго

 Крайтон – одновременно недооцененный и переоценённый писатель. По количеству экранизаций среди фантастов его обгонит разве что Стивен Кинг.-5

Не ходите, люди, в Африку гулять! Даже если экспедиция обещает обернуться неслыханными богатствами в виде залежей алмазов.

Этой книгой Крайтон лишний раз доказал, что он не только фантаст, но и фантазер.

Местную героиню он позаимствовал из жизни. Речь идет о реально существовавшей умной горилле Коко, которую здесь зовут Эми. Ну так вот, кто в здравом уме возьмет в опасную экспедицию обезьяну, тем более на территорию республики, где идут военные действия. Это же не собака!

Но что поделаешь, читателей надо впечатлять яркими и неожиданными ситуациями.

Особенно у меня отложилась сцена, как герои плывут на лодке по реке, а их преследует… Разъярённый бегемот!

Это не единственный представитель фауны, что попытается дать отпор незваным гостям. Главная интрига книги (извиняюсь за спойлер) – герои натыкаются на племена человеко-горилл, выведенных древней цивилизацией для охраны алмазных рудников.

А финал можно назвать по-настоящему стихийным, если не сказать взрывным.

Другая проблема книг Крайтона – особенно когда он не пишет от первого лица – отсутствие внятных главных героев. Точнее, персонажей слишком много.

То есть, это вариация «Тарзана» Берроуза без Тарзана. Вместо него – современники автора разного социального статуса, среди которых читателю предлагается выбрать наиболее классово близкого.

Но, повторюсь, читать интересно, несмотря на условности и штампы.

Роман изначально писался с расчетом на экранизацию, так что почти в равных промежутках случаются экшен-сцены. Экранизация вышла… И с ней тоже не все однозначно.

Книга навеяна «Копями царя Соломона», и кино теоретически могло приглянуться поклонникам «Индианы Джонса». Но для этого фильму не хватает юмора и харизматичного главного героя.

Смотреть интересно, но в девяностых вышли более удачные боевики про джунгли – те же «Книга Джунглей» или «Фантом».

Зато финал в фильме малость переделали – теперь он одновременно более научный и абсурдный. Должно приглянуться любителям компьютерных боевиков: Герои собирают лазерную пушку, работающую на алмазах, и начинают отстреливать «гориллойдов».

Сфера

 Крайтон – одновременно недооцененный и переоценённый писатель. По количеству экранизаций среди фантастов его обгонит разве что Стивен Кинг.-6

Возвращение Крайтона в твердую научную фантастику ознаменовалось погружением на дно. Экспедиция находит в океане космический корабль. Его бортовой компьютер оказывается враждебен и начинает воевать с непрошенными посетителями. Но это не вариация «Космической одиссеи» Артура Кларка!

Главное достоинство книги – то, что сюжет развивается не так, как кажется в самом начале. Много внимания уделено психологии персонажей. Не сказать, что из них получились очень интересные личности, но постоянные внезапные катастрофы и аварии держат в напряжении и заставляют неотрывно следить за событиями.

Уже в конце девяностых вышла одноименная экранизация. В принципе, терпимое кино с отличными актерами (Дастин Хоффман, Шэрон Стоун, Сэмюэл Л. Джексон, Лев Шрайбер). Другое дело, что прочитав книгу – пропадает эффект неожиданности при просмотре фильма. А книга явно лучше.

Парк Юрского периода

 Крайтон – одновременно недооцененный и переоценённый писатель. По количеству экранизаций среди фантастов его обгонит разве что Стивен Кинг.-7

Не буду нагнетать интригу, а просто скажу, что это лучший роман Крайтона! Если прошлые его фантастические книги в какой-то мере отталкивались от известных произведений других авторов, то тут Крайтон наконец развернулся на полную катушку.

Любимые темы Крайтона – опасные экспедиции и эксперименты – наконец полностью реализовали свой потенциал.

Похожий сюжет был в «Конго», но тут в джунглях вместо горилл-мутантов и прочих млекопитающих хищников ГИГАНТСКИЕ ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ЯЩЕРЫ!

Крайтон вообще был склонен гиперболизировать действительность, писать про то, что в жизни представить сложно с точки зрения здравомыслия. Но в жизни всякое бывает!

Итак, миллионер восстановил ДНК динозавров, оживил их и решил открыть с ними парк аттракционов. У эксцентричного богача осталась капля благоразумия, и он разместил проект на изолированном острове. А также перед открытием пригласил комиссию, чтобы та оценила результаты его трудов.

Как вы понимаете, все идет не по плану, динозавры сбегают и начинают охоту на людей.

Оригинальная идея сослужила роману добрую службу – его интересно читать до сих пор. А поклонникам фильма будет интересно узнать, что в книге гибнут и выживают другие персонажи (хотя костяк сюжета, в целом, тот же).

Немного спойлер, чтобы доказать, что Крайтон всегда пристально следил за внутренней логикой своих книг – в какой-то момент на остров прилетают военные и подчистую сжигают его напалмом. Честно говоря, при всей любви к природе, это во многом оправданное решение.

К слову, на тему фильма я как-то переводил пародийный музыкальный клип. Можете оценить его в подборке вместе с другими видеороликами на тему фантастики.

Затерянный мир

 Крайтон – одновременно недооцененный и переоценённый писатель. По количеству экранизаций среди фантастов его обгонит разве что Стивен Кинг.-8

Поклонники «Парка Юрского периода» Спилберга – обратите внимание! Сюжет книги почти полностью отличается от официального продолжения! Роман написан уже после оглушительного успеха фильма, что не могло не повлиять – одного из персонажей пришлось оживить.

После событий первой части оказывается, что у эксцентричного миллионера был еще один остров с динозаврами. Но на этот раз туда отправляется не только экспедиция ученых, но и наемники главы генетической компании, который хочет прибрать эмбрионы динозавров к рукам.

Оригинал двигала интересная идея, что сложно повторить второй раз… Но сиквел читается на удивление бодро. Все-таки разумные вооруженные антагонисты здорово оживляют сюжет, и теперь он не кажется чересчур стихийным.

К слову, больше Крайтон сиквелов не писал.

Крылья

Эксмо, иллюстрация на обложке В. Коробейникова.
Эксмо, иллюстрация на обложке В. Коробейникова.

На крупной авиалинии случаются постоянные аварии. Экспертной комиссии предстоит выяснить, кто в этом виноват – ошибки пилота, дефектные детали или какая-то другая причина.

Это не фантастика, но добавляю книгу в список вот почему: Как человеку, далекому от авиации, читать было интересно, потому что Крайтон, как всегда, глубоко разобрался в теме.

Вышел неплохой бульварный роман, что держит интригу и драматизм до самого конца… Только не вздумайте читать его во время авиаперелета!

Стрела времени

 Крайтон – одновременно недооцененный и переоценённый писатель. По количеству экранизаций среди фантастов его обгонит разве что Стивен Кинг.-10

Создается ощущение, что Крайтон хотел написать подражание рыцарским романам Вальтера Скотта. Но понимал, что такое современному массовому читателю не продашь. Поэтому, будто пряча острую горчицу в бутерброд с колбасой, замаскировал историю под фантастику про путешествия во времени.

Крайтон в очередной раз сменил тему, но завязка похожая: корпорация служит источником экспериментов, ставящих жизни людей под угрозу.

Компания героев отправляется в средневековье, чтобы спасти участников прошлой экспедиции, но, как и предшественники, застревают. И пока в настоящем ученые спешно пытаются починить машину времени, «попаданцы» вынуждены выживать на полях Столетней войны.

Штампов, конечно, хватает – например, в одном из зданий, куда героям непременно нужно попасть, окопался безумный рыцарь с топором.

Крайтон настолько увлекся книгой, что позже основал студию разработки, которая выпустила в 2000-м году Timeline – компьютерную игру по мотивам.

Что о ней сказать? Это какой-то первый Half-Life для детей, из которого еще и стрельбу вырезали. Игра в чем-то созвучна творчеству автора, то есть ориентирована на очень широкую аудиторию, сочетает разные жанры и очень точно следует за первоисточником. Игроку предстояло съехать, будто в симуляторе сноуборда, по крутому склону, по-тихому прокрасться между стражей, принять участие в конном рыцарском турнире и даже в уменьшенном виде оказаться в машине времени, чтобы починить ее!

Все бы хорошо, но разнообразие не делает качества, да и с количеством не все гладко – игра элементарно слишком коротка, а дополнительный режим исторической экскурсии погоды не делает.

В 2003-м году также вышла в целом неплохая экранизация с Джерардом Батлером, что на фоне «Властелина колец» осталась незамеченной.

Рой

Эксмо, иллюстрация на обложке В. Коробейникова.
Эксмо, иллюстрация на обложке В. Коробейникова.

Айтишники есть? Главный герой – программист!

На его глазах нанотехнологии выходят из-под контроля! Микро-роботы начинают не только объединяться в колонии и нападать на людей… Но и сами иногда в них превращаются.

Автор опять кидает одну опасную ситуацию за другой, не удосужившись толком объяснить, как роботы достигли столь высокой степени развития.

Не самый сильный роман Крайтона даже подвергался критике за антинаучность. Судя по темпу и экшен-сценам создается впечатление, что автор, в отличие от прошлых работ, вдохновлялся не книгами, а кинобоевиками.

И это редкий случай, когда фантастический роман Крайтона обошелся без экранизации. Впрочем, она есть. Называется «Терминатор 2». Там тоже киборг обретает различные формы и охотится на людей.

Next

 Крайтон – одновременно недооцененный и переоценённый писатель. По количеству экранизаций среди фантастов его обгонит разве что Стивен Кинг.-12

Последний фантастический роман, опубликованный при жизни Крайтона. И он получился ярким завершением его карьеры!

Итак, ученый экспериментирует с генами и создает говорящую обезьяну. Примат умен не по годам и вскоре сбегает. Но не волнуйтесь – не он главный злодей истории, а сам ученый, потому что удравший примат… Это его сын.

Читать до крайности интересно, хотя нарратив временами напоминает желтую прессу – кругом бытовые скандалы, измены, разоблачения…

Например, персонаж книги по ходу раскрывает хитроумное убийство из ревности. На сюжет это особо не влияет и сделано за тем, чтобы читатель не заскучал.

К слову потом окажется, что не в меру ретивый ученый скрестил себя не только с обезьяной…

Книга действительно скандальная, но абсурдность, в отличие от «Роя», смотрится уместно. Ибо здорового юмора хватает. Например, говорящий попугай дразнит прохожих, цитируя отрывки из известных фильмов.

 Крайтон – одновременно недооцененный и переоценённый писатель. По количеству экранизаций среди фантастов его обгонит разве что Стивен Кинг.-13

... Уже после смерти Майкла Крайтона вышел другой его фантастический роман под названием «Микро». Заканчивал книгу менее именитый автор Ричард Престон, так что сложно судить, насколько получившееся произведение соответствует изначальному замыслу.

И под конец нельзя не вспомнить «Мир Дикого Запада». В 1973-м году Крайтон написал сценарий и срежиссировал фантастический фильм про парк развлечений (ну, любил их Крайтон!). Только вместо динозавров он был заселен роботами-ковбоями, которые в определенный момент взбунтовались. Фильм вполне отвечал новаторскому духу Крайтона – он одним из первых в кинематографе использовал компьютерную графику.

А в 21-м веке, уже после смерти автора, появился великолепный ремейк в формате сериала. Так наследие Крайтона не только огромно, но и приносит плоды до сих пор.

Вот, в целом, и вся фантастика Майкла Крайтона. По глубине и литературной ценности ей не сравниться с творчеством того же Рэя Брэдбери или других классиков. Но это тот случай, когда автор черпал сюжеты из жизни, из своих реалий. И рядовой любитель фантастики не только мог прочесть книгу, но и поделиться ею с друзьями и близкими, далекими от жанра. Расчет на самую широкую аудиторию, наверное, и объясняет, почему столь много книг автора обзавелось экранизациями, на которые почти всегда был спрос.

Спасибо за внимание! Будем рады любой вашей оценке или комментарию! Также у нас есть обзор научно-фантастической серии Энн МакКефри «Всадники Перна» и космического цикла «Стэн» Криса Банча и Аллана Коула. Про другие фантастические книги можно почитать в отдельной рубрике.