Найти тему

Паровоз без тендера. Танк-паровоз 9П-15387

Оглавление

Танк-паровоз — паровоз, который не имеет тендера. Весь запас воды и топлива находятся в танках (ёмкостях) на самом паровозе. Такие паровозы обычно использовались для маневровой работы на станциях и подъездных путях промышленных предприятий.

Название происходит от английского слова tank — ёмкость.

Сегодня вы узнаете, как появились танк-паровозы серии 9П, познакомитесь с историей их развития и характеристиками, а также узнаете о представленном в нашем музее паровозе 9П-15387 — незаменимом труженике подъездных путей промышленных предприятий СССР.

Читайте прошлую статью — «Чем заправить паровоз?».

Паровоз 9П-15387 в Музее железных дорог России.
Паровоз 9П-15387 в Музее железных дорог России.

Как появился промышленный танк-паровоз серии 9П?

В период индустриализации в 1930-е годы в Советском Союзе происходил интенсивный рост промышленного производства. Для этого осуществлялась модернизация существующих и строительство новых фабрик и заводов.

Большинство предприятий и строек имели железнодорожные подъездные пути. Потребности парка промышленных предприятий не могли быть удовлетворены передачей устаревших паровозов с железных дорог общего пользования. Условия эксплуатации паровозов на подъездных путях сильно отличались от эксплуатации на путях железных дорог общего пользования. Большая мощность маневровым паровозам в промышленности была не нужна, но требовались частые остановки, проезд по кривым малого радиуса, небольшие габариты самого паровоза для работы в стеснённых условиях складов, цехов и промышленных станций. В большинстве случаев места экипировки паровозов углём и топливом находились недалеко от мест их работы. Для всех этих условий идеально подходили танк-паровозы.

Ко второй половине 1930-х годов наиболее массовым промышленным танк-паровозом отечественной постройки был паровоз типа 0-3-0 серии Т48 и его модификации. А в 1934-1935 гг. были спроектированы танк-паровозы трёх типов:

  • 4П с осевой формулой 0-2-0 — они были построены в незначительном количестве.
  • 5П с осевой формулой 0-3-0 со сцепным весом 73,4 тонны — остались проектом.
  • 9П с осевой формулой 0-3-0 со сцепным весом 45 тонн — стали самыми массовыми танк-паровозами отечественной постройки.

Серийное производство паровозов 9П

Серийное производство паровозов 9П было организовано на Коломенском заводе. Первый паровоз был выпущен к 1 июня 1936 года. Всего в 1936 году Коломенский завод построил 56 локомотивов серии 9П.

В 1937 и 1938 годах паровозы 9П выпускались на Новочеркасском паровозостроительном заводе. Тогда было построено около 80 штук.

С 1939 года постройка паровозов 9П возобновилась в Коломне. Тогда в конструкцию паровозов были внесены изменения:

  • увеличили объём водяных баков,
  • ликвидировали водоочиститель,
  • установили оборудование для электроосвещения.

В 1939-1941 годах Коломенский завод построил около 150 паровозов серии 9П.

Историческое фото.
Историческое фото.

Нумерация паровозов

Необычной для отечественного производства была нумерация части паровозов в четырёх- и пятизначном формате. Например, 8172 и 21582. В этих обозначения вторая или третья цифра номера обозначает вторую цифру года постройки: 21582 — 1955 год. Подобная система нумерации больше не применялась ни на одном отечественном паровозе.

Историческое фото.
Историческое фото.

Интересный факт!

Паровозы серии 9П железнодорожники ласково прозвали «девятками».

Модернизированные паровозы серии 9ПМ

С 1 октября 1955 года приступили к выпуску модернизированных паровозов, получивших серию 9ПМ. У этих локомотивов увеличили объём водяных баков до 8 кубических метров, установили воздушную песочницу и улучшили тормозную систему. Паровоз 9ПМ505, созданный Муромским паровозостроительным заводом в 1957 году, стал последним паровозом широкой колеи, построенным в Советском Союзе.

Всего Коломенским, Новочеркасским и Муромским паровозостроительными заводами в 1936-1957 годах было построено 3300 паровозов серии 9П и 9ПМ.

Паровозы серии 9П трудились на всей территории Советского Союза. Их можно было встретить как на путях металлургических гигантов, так и на небольших предприятиях. Эксплуатация 9П завершилась в 1970-е годы, но кое-где паровозы 9П можно было увидеть в работе и в начале 1980-х годов.

Интересный факт!

Если большинство паровозов передавалось с путей МПС для службы на промышленных предприятиях, то 9П, наоборот, после карьеры в промышленности поступали на пути МПС. Здесь компактный размер 9П оказался очень востребован. В локомотивных депо МПС паровозы 9П и 9ПМ эксплуатировались до начала 1990-х годов. На 1 января 1992 года в инвентарном парке МПС СССР числилось 15 паровозов серии 9П и 9ПМ.

Паровоз 9П-15387

Паровоз 9П-15387 был построен Муромским паровозостроительным заводом в 1953 году. После постройки локомотив поступил на подъездные пути треста «Эстонсланец» в окрестностях города Кохтла-Ярве. В 1964 году он был передан на Октябрьскую железную дорогу, и в феврале прибыл для эксплуатации в депо Дно. Паровоз использовался для маневровой работы на путях депо до начала 1980-х годов, а затем, в 1987 году, был передан в коллекцию Центрального музея Октябрьской железной дороги. В ноябре 1987 года паровоз экспонировался на выставке, посвященной 150-летию отечественных железных дорог на станции Павловск. В дальнейшем паровоз находился в музейных экспозициях в Шушарах и на бывшем Варшавском вокзале города Санкт-Петербурга.

Паровоз 9П-15387 в Музее железных дорог России.
Паровоз 9П-15387 в Музее железных дорог России.

Технические характеристики

  • Длина — 9 960 мм.
  • Конструкционная скорость — 35 км/ч.
  • Объем топки — 2,08 кубических метра.
  • Запас топлива — 2 т.
Паровоз 9П-15387 в Музее железных дорог России.
Паровоз 9П-15387 в Музее железных дорог России.

Хотите увидеть своими глазами паровоз 9П-15387? Приходите в Музее железных дорог России! У нас представлены локомотивы, вагоны, редкие, коллекционные и впечатляющие экспонаты. Билеты и информация для посещения — на нашем официальном сайте.