Найти в Дзене
Чудесные истории

Ангелы в христианском искусстве. Часть 2

Предыдущая статья: Издревле в христианском искусстве существовала чёткая система символов, знание которых значительно облегчало понимание нарисованного. Эта система тайных символов отлично применяется в изображениях ангелов. У ангелов редко отсутствует ореол или нимб, который всегда используется как символ святости. Крылья также являются отличительным ангельским символом, показывая их силу и быстроту. Серафимов и херувимов обычно изображают головами с одной, двумя или тремя парами крыльев, которые обозначают чистый дух, наполненный любовью и разумом. Голова остается эмблемой души, любви и знания. Такая манера изображения двух высших чинов ангелов древняя и в самых ранних случаях у них были человеческие, задумчивые и зрелые лица. Постепенно они становились всё более похожими на детей и изображались в виде маленьких детских головок с маленькими крылышками, сложенными под подбородком, что символизировало невиновность. Очевидно, эти иллюстрации не передают всего первоначального духовного

Предыдущая статья:

Издревле в христианском искусстве существовала чёткая система символов, знание которых значительно облегчало понимание нарисованного.

Эта система тайных символов отлично применяется в изображениях ангелов.

Фрагмент диптиха Уилтона, 1395/99 гг.
Фрагмент диптиха Уилтона, 1395/99 гг.

У ангелов редко отсутствует ореол или нимб, который всегда используется как символ святости.

Крылья также являются отличительным ангельским символом, показывая их силу и быстроту.

Серафимов и херувимов обычно изображают головами с одной, двумя или тремя парами крыльев, которые обозначают чистый дух, наполненный любовью и разумом.

Голова остается эмблемой души, любви и знания.

-2

Такая манера изображения двух высших чинов ангелов древняя и в самых ранних случаях у них были человеческие, задумчивые и зрелые лица.

Постепенно они становились всё более похожими на детей и изображались в виде маленьких детских головок с маленькими крылышками, сложенными под подбородком, что символизировало невиновность.

Фрагмент картины Ottaviano Nelli «Madonna del Belvedere», 1404 г.
Фрагмент картины Ottaviano Nelli «Madonna del Belvedere», 1404 г.

Очевидно, эти иллюстрации не передают всего первоначального духовного значения серафимов и херувимов.

Первое упоминание о херувимах с крыльями в Священных Писаниях встречается после ухода израильтян из Египта, Исход 25:20:

и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
Фрагмент картины Лоренцо Монако «Поклонение волхвов», 1422 г.
Фрагмент картины Лоренцо Монако «Поклонение волхвов», 1422 г.

У Иезекииля мы читаем, что "их крылья были распростерты вверх, когда они летали; когда они стояли, они опускали свои крылья".

В Священном Писании крылья ангелов описываются наиболее реалистичным образом — Даниил говорит: “у них были крылья, как у птицы”.

Фрагмент алтаря Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов», 1423 г.
Фрагмент алтаря Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов», 1423 г.

Однако как показать крылья ангела, а не птицы?

Наиболее креативные художники смогли преодолеть банальность описания.

Так Рафаэля на одной из фресок в Ватикане изобразил огненных херувимов.

Фрагмент фрески Рафаэля на тему Освобождения Святого Петра
Фрагмент фрески Рафаэля на тему Освобождения Святого Петра

Интересно отметить, что художники Древнего Египта, Вавилона, Ниневии и Этрурии также изображали крылья, как символы могущества, величия и божественной красоты (так что эта традиция не нова).

Рисунок из дворца Сеннахериба, Ниневия. Фото из Википедии
Рисунок из дворца Сеннахериба, Ниневия. Фото из Википедии

Изображение большого количества ангелов, окружающих Бога, Троицу или Богородицу, известно как Слава Ангелов.

Слава, если она представлена должным образом, состоит из иерархий ангелов в кругах, причем каждая иерархия расположена в надлежащем ей порядке.

Полный состав Славы с девятью кругами ангелов встречается чрезвычайно редко.

Многие художники работали с двумя-тремя, а иногда и с одним кругом, экспериментируя таким образом с самим символом Славы.

Фра Анжелико «Christ Glorified in the Court of Heaven», 1423/24 г.
Фра Анжелико «Christ Glorified in the Court of Heaven», 1423/24 г.

Девять чинов ангелов также появляются на древних фресках и мозаиках.

В изображении уделялось внимание цветам и символам.

-9

Так, например, Власти и Начала представлялись рядами и группами ангелов, одетых в одинаковые одежды и тиары и несущих державу владычества и жезлы, подобные скипетру.

-10

В отличие от изображения ангельских чинов, изображения серафимов и херувимов часто следуют единой цветовой гамме.

Например, в Славе внутренний круг должен светиться красным, символом любви; а второй должен быть синим, оттенка света, символизирующего знание.

Фрагмент картины Франческо Боттичини «Успение Пресвятой Богородицы»
Фрагмент картины Франческо Боттичини «Успение Пресвятой Богородицы»

Ангельская символика делает одинаково нетрадиционными и "голубоглазых серафимов", и "улыбающихся херувимов", поскольку серафим должен светиться божественной любовью, а лицо херувима должно выражать серьезное раздумье.

Знакомые херувимы под знаменитой «Сикстинской Мадонной» Рафаэля в Дрезденской галерее — изысканная иллюстрация такого внимания к деталям.

Фрагмент «Сикстинской Мадонной» Рафаэля
Фрагмент «Сикстинской Мадонной» Рафаэля

Продолжение: