В 2022/23 году в сфере подготовки к олимпиадам произошло множество открытий и разочарований. В Москве в жерновах реформ оказался ЦПМ и, как следствие, дружественные организации — АПО и ЦО «Коалиция». В случае Ассоциации победителей олимпиад, оставляя за скобками мероприятия для москвичей, мы наблюдаем рост количества онлайн-курсов и выездных школ с обновлёнными программами и актуальными сопроводительными проектами.
К сожалению, на практике уровень учеников АПО оказывается ниже запланированного, и большинство планов превращаются в тыкву. «Коалиция» подлежит ликвидации (и — за редкими исключениями — не стоит своих денег). Цель нашей статьи — понять, есть ли достойная альтернатива этой сумятице среди онлайн-школ «нового поколения».
Подготовка к олимпиадам по литературе носит разнонаправленный характер: это не тот предмет, затащить который можно, посетив всевозможные лекции и прочитав необходимый книжный минимум. Формат ВсОШ состоит из двух блоков — анализа произведения (прозаического или лирического) и творческого задания (создание текста под определённую задачу в заданных жанровых обстоятельствах). На региональном этапе появляются тестовые вопросы, которые помогают отсеивать участников, но проходные так и остаются на уровне 95+/100. В рамках закла проводится устный тур, но за него дают скромное количество баллов, поэтому участники олимпиады ботают историю и теорию литературы.
В открытом доступе можно найти массу действительно качественных подкастов, видео, статей и памяток, которые позволят вам погрузиться в формат и уйти от общих школьных суждений. Однако базовое знание историко-культурного процесса и формальное владение терминологическим инструментарием — это пол(по)беды. Для успешного выступления вам нужно продемонстрировать оригинальные ассоциации, дотошную внимательность к деталям и умение выстроить композицию работы так, чтобы жюри сказали «вау». Иллюзия незаурядности вместе с умеренной фантазией творят чудеса, но... Без прочного фундамента ваши оригинальные находки не формируют целостное мнение. Побеждает тот, кто искреннюю увлечённость процессом сочетает с неопределённой долей скептицизма.
К кому же обращаться, чтобы подготовка не была вхолостую? Системность и комьюнити — далеко не последние слова для олимпиадника. Мы разберём подходы трёх онлайн-школ, которые выбились в лидеры по результативности в этом году: «Стёртые калачи», «мейнкурс» и «Общее дело». Смотреть будем на преподавателей, программы курсов, открытые вебинары и материалы, форматы сопровождения и отзывы учеников. Выделим положительные и отрицательные стороны, чтобы вы могли сделать вывод самостоятельно.
Акт первый. О школе и её преподавателях
Проект возник раньше остальных, в марте 2022 года — тогда был проведён первый интенсив, посвящённый подготовке к заключительному этапу ВсОШ. Позиционирует себя как сообщество, систематизирующее актуальные подходы и интересные начинания, касающиеся литературы. Группа открыта к запросам аудитории: её «философия» не ограничивается натаскиванием на олимпиады — создатели выступают «за доступное осознанное чтение». Работают как с начинающими, и так и с продолжающими учениками.
В 2022/23 году им удалось провести основной курс длиною в 6 месяцев, интенсивы к этапам «всероса» и мини-курсы для подготовки к перечням и ЕГЭ. Авторами проекта являются студенты филфака НИУ ВШЭ — Илья Калашников, Екатерина Крупнова и Лина Кармолиева. Илья и Катя участвуют в проектах Школы ЦПМ, АПО и «Летово», обладают дипломами ВсОШ и «Высшей пробы». Лина активно не ведёт пары, является куратором. Они любят шутить и критиковать, но по-доброму — уделяя внимание осмысленности обсуждаемых тем.
Результативность за год: 15+ дипломов ВсОШ и перечней с БВИ
Является подразделением большой онлайн-школы, изначально ориентированной на обществознание и право. Группа возникла в июне 2022 года, первый интенсив по анализу текста прошёл уже в августе. Курсы ориентированы на учеников с разным уровнем знаний: их проводят «олимпиадные тренеры» — преподаватели «сборной» «мейнкурс». Это делает МК «раем» для олимпиадника, но маркетинг не всегда есть качество.
2022/23 год оказался удачным: был организован основной трёхмесячный курс, интенсивы к региональному и заключительному этапу ВсОШ. Занятия ведут Алина Сакмарова, Милена Пугина и Евгения Мореева. Алина — студентка филфака Вышки, Милена учится на Факультете свободных искусств и наук СПБГУ, Женя осваивает программы РАНХиГС и California Institute of the Arts. Алина, судя по запросам в поисковике, успешно реализует себя в качестве репетитора. Женя и Милена активно занимаются смежными творческими проектами. Все трое являются призёрками «всероса». Вместе они создают впечатление милоты и ощущение свободы мышления.
Результативность за год: 11 дипломов ВсОШ и 50+ дипломантов перечней (вероятно, считались любые олимпиады — не дающие существенных льгот)
Главный конкурент «мейнкурса» по направлению обществознания и права. Подготовка к олимпиадам по литературе и русскому языку появилась в июле 2022 года — бесплатный интенсив по стратегиям подготовки к профильным состязаниям. Курсы адресованы «новичкам», поэтому планы занятий нередко повторяются. Посты в группе, написанные простым языком, направлены на популяризацию олимпиадного движения.
2022/23 год стал периодом проб и ошибок: основной курс просуществовал два-три месяца, из интенсивов состоялся только курс к региону, перечневые олимпиады и закл оказались непокорёнными вершинами. Преподавательский состав периодически меняется. Нередко занятия ведут школьники или студенты первого курса, обладатели дипломов ВсОШ и ведущих перечневых олимпиад. Занятия неплохие, но всё зависит от темы и преподавателя.
Результативность за год: 20+ призёров РЭ этапа (иной статистики нет)
Акт второй. О программах курсов и их форматах
Программа курсов: https://vk.cc/ctDpVO
Преподаватели придерживаются традиционной программы: основной курс рассчитан на изучение истории литературы от древнерусского периода до современности (одна лекция = одна творческая биография или одно литературное направление). В 2023/24 году принято решение разделить подготовку на два блока — лекции и практикумы. Если вы не нуждаетесь в целостном изучении литературного процесса, у вас есть возможность посещать семинары по анализу текста, творческим заданиям и перечням.
С сентября по февраль вам обещают сформировать «книжный фундамент» и развить soft skills, необходимые для успешного выступления на олимпиаде. Полугодовой курс идёт до регионального этапа (12 пар каждый месяц), но продолжает активное сопровождение каждого ученика вплоть до написания ЕГЭ для подтверждения полученных дипломов (разумеется, не всеросных). Преподаватели предпочитают «не давить» на ребят, оставляя пространство для отдыха и самостоятельного развития. Но такое подойдёт не каждому.
Форматы: 1.5-часовые занятия с презентациями, ДЗ-рекомендации и тесты (закрепление материала), письменные работы (отработка формата + пробник) и зачёты-консультации (разбор теорлита / истлита и устранение пробелов)
Стоимость: 2990 руб. (лекции) + 1490 руб. (семы) = 3990 руб. / месяц (за всё)
Интенсивные курсы (к муниципу, региону и заклу) состоят из 10+ пар:
- История литературы XXI и XX вв. (авторы, тексты и культурные контексты)
- Азы теории литературы (термины включены в пары по анализу текста)
- Творческие и аналитические практикумы соответствующего уровня
- Ликбез: отработка материала, изученного в течение 7-14 дней
- Оригинальный пробник с подробной проверкой и разбором заданий
В случае курсов, посвящённых перечневым олимпиадам и ЕГЭ, вам предлагается 10 семинаров для отработки форматов с минимальными лекционными вставками. Кроме того, вы получаете доступ к библиотеке открытых материалов по темам из кодификатора.
Стоимость: 3490/4490/5490 руб. (МЭ/РЭ/ЗЭ) или 2490 руб. (перечни/сборна)
Программа курсов: https://vk.cc/ctDpWB
Подход к составлению программы чем-то напоминает сборную Москвы: тематические лекции на интересные и полезные темы (пересечения между ними наблюдаются не всегда) вперемежку с экспериментальными семинарами подходят тем, кто не плавает в школьной программе и имеет чувствует «золотую середину» между теоретической «дотошностью» и творческим подходом. Эта проблема решается за счёт обзорных занятий по культурно значимым периодам и стратегиям анализа текста, которые могут сработать на олимпиаде. Однако сумбурное расписание по умолчанию не приводит к ясной расстановке приоритетов, поэтому если вы готовы самостоятельно разбираться что к чему, вам сюда.
Несомненным достоинством является преобладание практикумов с теоретической. составляющей (между тем, в курсах иных школ это «зашито» в семинары и так) — хотя на основном курсе, судя по расписанию, преобладали диалогические лекции. Используемые преподавателями практики действительно прокачают вас перед туром (например, вы узнаете, как работать с текстами опер, пародиями и сайтом НКРЯ), но орудовать сложной терминологией и передовыми концепциями без временной дистанции будет непросто. Шаг за шагом вы сможете освоить форматы ВсОШ и перечней, но пары по постмодерну и критике пригодятся вам в последнюю очередь.
Тем не менее, оригинальные задания, идентичные существующим кейсам, позволят вам настроить подготовку под себя, ведь универсального пути попросту нет. Некоторые лекции могут быть представлены только в записанном виде, поэтому взаимодействовать с куратором и преподавателями — обязательное условие. Что же будет включено в ваш учебный план помимо онлайн-встреч? Вот небольшой список из анонса:
- Конспекты — с собранной теорией для олимпиад
- Методички и разборы — техники решения различных заданий
- Практика — домашние задания с кураторским сопровождением
Форматы: 1.5-2-часовые занятия со скриптами (готовыми конспектами для заполнения), письменные ДЗ и пробники (практика форматов), тесты (по лекциям), зачёт (в конце месяца)
Стоимость: 4000 руб. / месяц (может меняться в зависимости от курса)
Программа курсов: https://vk.cc/ctDpUY
Программа включает в себя обзорную историю литературы (хронологически привычную), спецлекции по «вечным» темам, мотивам, сюжетам и смежным гуманитарных областям (как и в других школах), интенсивное изучение теории и её использование на практикумах (их разноплановость и, как следствие, эффективность вместе с преподавателем определяется по уровню группы). Набор лекций и семинаров повторяется, но каждый курс обзаводится парой-тройкой оригинальных тематических занятий, а материал для обсуждения, разумеется, меняется. Это приводит к компромиссу между «новичками» и «продолжающими».
Между тем, единой системы сопровождения нет, стратегии подготовки разнятся от лектора к семинаристу, уровень групп ниже среднего. Но атмосферу на курсах можно назвать благополучной, поэтому для начального рывка это отличное место — хотя потенциал школы остаётся неразвитым…
Форматы: 1.5-часовые занятия с презентациями, письменные ДЗ и советы-рекомендации (практика форматов), оригинальный пробник с разбором
Стоимость: 2000 руб. / месяц (может меняться в зависимости от курса)
Акт третий. Материалы в группе и рассылках
Согласно «путеводителю», «жизнь» группы состоит из нескольких форматов.
- Карточки — о творчестве Пушкина, о лирике, биографических фактах, Евангелии и флософии… и, конечно, отдельные серии карточек с мемами
- Видео — про необычные «филологические» вопросы (например, о мини-лекция о Сигизмунде Кржижановском) и примеры выполнения заданий
- Статьи и обсуждения — в них представлены памятки по анализу текста, примеры работ ПиП, теоретические статьи (допустим, о постмодерне), примерами заданий из курсов
- Тесты и клипы — с помощью них вы можете проверить свои познания в области истории литературы, формата ЕГЭ и поэтики отдельных авторов ( «Меладзе vs поэты-классики»)
- #круто_знать@kalachi_olymp — рубрика с рекомендациями материалов, имён и проектов, за которыми стоит следить вне зависимости от опыта участия в олимпиадах
В основной рассылке есть ссылка на док с подробным чек-листом для подготовки (он частично реализован в боте группы «Всероснутые»). Нельзя сказать, что сообщения похожи на инсайты — они сообщают о важных новостях из мира олимпиад, о планах группы и действительно полезных постах. Рассылка приходит не более двух раз за месяц.
Группа регулярно обновляется: контент-план сочетает разборы «научных проблем» в виде карточек (сделаны они весьма качественно) и тематические советы «творческого характера». Среди уникальных форматов:
- Конспекты (по курсам) — скрипты, позволяющие вам не записывать за преподавателем
- Подборки (по темам) — разбор популярных сюжетов, образов, мотивов
- Карточки (по проблемам) — понятные комментарии к истлиту
- Видео (в т.ч. с курсов) — полезные лекции и практикумы (к некоторым из них есть вопросы академического характера и методической осмысленности озвучиваемых советов)
Рассылка является рекламной, но это не всегда плохо — так вы можете обзавестись материалами с прошедших вебинаров и карточками с разборами важных тем из истории литературы.
В основном используются карточки, в упрощённом виде рассказывающие про поступление и особенности олимпиад, содержащие разборы песен и кино, книжные рекомендации и обзоры важных теорий, демонстрирующие советы по подготовке и актуальные мемы.
Периодически организаторы проводят розыгрыши для бесплатного участия в курсах. В разделе видео можно найти записи прошедших открытых мероприятий. Рассылки дублируют посты, авторы проекта своевременно информируют о значимых дедлайнах.
Акт четвёртый. Форматы сопровождения (помимо курсов)
В этом разделе мы не будем вдаваться в подробности форматов каждой из школ, а лишь констатируем, какие способы используются для формирования олимпиадной «тусовки».
- Конкурсы работ и консультации; док с сайтами, подкастами и лит-рой для подготовки
- Ютуб-канал: мини-лекции по истлиту, разборы текстов и подборки полезных видео
- Марафоны самоподготовки: подборки материалов для ежедневного бота на каникулах
- Открытые встречи: инструкции по подготовке к олимпиадам и изучению литературы
- Сборная к заклу ВсОШ: масштабное повторение/изучение школьной программы и практика
- Бесплатные курсы: практика олимпиадных форматов и ёмкие лекции
- Тематические вебинары: «Анализ театральных постановок» и разборы РЭ от Милены
- Марафон по творческим заданиям (доступ к нему мы не получили): рекомендации от Жени
- Сопровождение на закле: Алина проводила встречи-тренинги для ребят перед турами
- Открытый марафон выпускников: ребята читали лекции и делились лайфхаками
- Открытые лектории: практика форматов ВсОШ перед интенсивами
- Бесплатная открытая олимпиада: пробник с обратной связью
- Книжный клуб (не состоялся): обсуждение мировой классики
Акт пятый. Отзывы учеников: из первых уст
Отзывы довольно разнообразные и оригинальные, хотя и единые во мнении, что «калачи» — это баланс академической нагрузки и уюта, создаваемого «вайбом» преподавателей. Есть как здоровая критика, так и рекомендации опытного тренера и постоянных учеников.
Отзывы: https://vk.com/topic-211085175_48801634
Отзывы: https://vk.com/topic-214126684_49036739
Оценки исключительно положительные (правда, все комментарии в ветке написаны в феврале — после РЭ). Отмечают отзывчивость преподавателей, понятное изложение сложной теории, оригинальные творческие форматы и методические подходы.
Отзывы: https://vk.com/topic-210691181_49398651
Отклики учеников было непросто найти, но мы справились. Ученики отмечают хороший уровень организации занятий, хвалят разнообразие в коллективе преподавателей, говорят «спасибо» за интересные пробники. Конструктивной критики замечено не было.
Итог обзора
А что вы думаете об онлайн-школах, готовящих к олимпиадам по литературе? Какие форматы вам показались интересными и продуктивными? Будете ли вы следить за «Стёртыми калачами», «мейнкурсом» и «Общим делом»?
Пишите в комментариях, насколько объективной получилась статья. На наш субъективный взгляд, «Стёртые калачи» подойдут для основательного, но спокойного бота, «мейнкурс» понравится фанатам экстраординарных подходов, а «Общее дело» поможет влиться в мир, но свободное плавание во всех трёх случаях остаётся за вами)
кружок — олимпиады, поступление и ЕГЭ
#олимпиады #курс #всош #перечневки #поступление #бви #литература #онлайншкола #интенсив #обзор #отзывы #подготовка #интенсив