Наверное, все догадались, что под этим названием подразумевается Главное управление Генштаба, более известное по аббревиатуре ГРУ. К слову, летучая мышь всегда считалась одним из самых таинственных и скрытных существ, действующих под покровом темноты.
Она мало шумит, но все слышит. Именно поэтому летучая мышь была многие годы эмблемой военной разведки.
Правда в 2002 году ее почему-то заменили на гвоздику – символ стойкости и решимости в достижении поставленных целей.
Пройдемся кратко по основным вехам самой секретной спецслужбы нашей страны
Сталин с подозрением относился к военным разведчикам. Очевидно, потому что инициатором создания Полевого штаба РККА, ставшего основой ГРУ, был Лев Троцкий.
Тем не менее, к началу Второй мировой войны руководству военной разведки удалось создать уникальную разведывательную сеть, раскиданную по всему миру. Резидентуры ГРУ действовали практически во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, в Китае и Японии. В большинстве случаев работать на разведку Красной армии иностранные агенты начинали добровольно и трудились безвозмездно. Среди них были не только коммунисты и люди левых взглядов, но также аристократы и представители буржуазии.
Военная разведка сыграла огромную роль, в годы Отечественной войны. Ей удалось переиграть немецкий абвер. А вот послевоенные годы – не лучшие времена для ГРУ.
Серьёзный удар по престижу управления нанёс полковник Пеньковский, выдавший британской разведке немало секретов. Тогда КГБ решил взять под свой полный контроль работу военных разведчиков. Чекисты всегда относились к ним с чувством ревности, т. к. имел свою разведслужбу — Первое главное управление.
В 1963 г. На пост начальника ГРУ был назначен 1-й заместитель председателя КГБ Пётр Иванович Ивашутин. Он прослужил на этом посту 24 года и, наоборот, сделал всё, чтобы советская военная разведка стала одной из самых мощных и информированных в мире.
После развала СССР выборы начальника ГРУ проводились общим голосованием
За несколько месяцев до этого, после провала ГКЧП, руководить Управлением назначили случайного в разведке человека - генерал-полковника Тимохина. До этого он служил в войсках ПВО. На этой должности новый начальник ничем не отличился.
В 1992 г. в результате закрытого конкурса начальником ГРУ стал кадровый разведчик Фёдор Иванович Ладыгин. Он был выбран на этот пост в результате альтернативных выборов. Подобного не было даже при большевиках, когда выборы руководителей случались по любому поводу. Впрочем, как они проходили в стенах ГРУ, и кто принимал участие в голосовании, осталось тайной. В дальнейшем начальников военной разведки больше не выбирали.
Лодыгин сумел сохранить ГРУ от погромных реформаций. А ведь в те годы даже КГБ не устоял, утратив свое громкое имя. ГРУ же как было ГРУ, так и осталось. И основа его структуры, отлаженная еще Ивашутиным, сохранялась долгое время.
И вот наступили лихие 90-е
Этот период оказался очень тяжёлыми для военных разведчиков. Пришлось оптимизировать расходы в соответствии с получаемым от государства бюджетом. Они становился всё более символичными. Ельцин и большинство его команды были убеждены, что военных врагов у России больше нет, значит, и военная разведка в её прежнем виде не нужна.
Ветераны ГРУ с грустью вспоминали, что пришлось законсервировать практически всю зарубежную агентурную сеть, кроме США и европейских стран НАТО. По приблизительным оценкам специалистов, из 7 тыс. офицеров, служивших в ГРУ в советское время, в структуре осталось менее 2 тыс.
Тем не менее ГРУ получило новую штаб-квартиру
Это произошло в 2006 году. Раньше основное управление ГРУ находилось на Хорошёвском шоссе в здании, которое с легкой руки Суворова получило название «Аквариум». Его строили когда-то под инфекционную больницу со множеством больших окон.
Нынешний комплекс площадью более 70 тыс. кв. метров, расположенный на улице Гризодубовой, имеет 8 этажей и две вертолётные площадки, огромным спортивный блок и комнаты для отдыха офицеров. Они могут несколько недель жить и работать здесь, не покидая территорию штаба.
Правда, коридоры его были безлюдны. За год до этого арестовали полковника ГРУ Владимира Квачкова в связи с покушением на Анатолия Чубайса. Тогда в прессе поползли слухи, что внутри этой службы формируются боевые террористические группы. На экранах стали появляться фильмы, разоблачающие предателей среди верхушки ГРУ, которые устраивали заговоры и составляли списки на отстрел олигархов и политиков, торгующих направо и налево военными секретами. Граждане просто не видели, что идет мощная пропагандистская кампания по подготовке к ликвидации ГРУ.
5 ноября 2010 года, отмечая в банкетном зале «Крокус-сити» свой профессиональный праздник, ветераны и действующие офицеры службы поднимали тосты за «светлую память» разведывательного органа, с которым были связаны их личные и профессиональные судьбы.
По их мнению, ГРУ держалось на плаву, пока его не покинул прежний начальник — генерал армии Валентин Корабельников. После его вынужденного ухода в отставку летом 2009 года началась окончательная зачистка ГРУ. Далее постепенному ослаблению и сокращению подверглись все основные линии работы ГРУ от стратегической и агентурной разведки до вспомогательных подразделений и Военно-дипломатической академии, готовившей разведчиков как для аппаратов военных атташе, так и для нелегальных резидентур ГРУ.
Численность «добывающих подразделений» ГРУ, ответственных за агентурную и стратегическую разведку на территории зарубежных государств, была сокращена на 40%.
Спецназ ГРУ развалили абсолютно сознательно. Из 14 бригад и двух учебных полков ГРУ в лучшем случае осталось не более четырех бригад. При этом надо понимать, что это уже не спецназ ГРУ, а обычная войсковая разведка, входящая в состав Сухопутных войск.
Кстати, первые попытки системного ослабления ГРУ были предприняты еще при Павле Грачеве. Тогда основной удар был нанесен по «осназу». В результате были ликвидированы все оставшиеся от СССР центры радиоэлектронной разведки как на территории нашей страны, за исключением Закавказского направления, так и на российских военных базах. Это базы «Лурдес» на Кубе, «Восток» во Вьетнаме, «Звезда» в Бирме, «Рамона» в КНДР, «Горизонт» в Монголии.