Большинство из нас не мыслит себе новогодние праздники без нарядной, сверкающей огнями елки. Глядя на нарядное деревце у всех поднимается настроение и нарастает приятное ожидание праздника и подарков. И чего-то нового и хорошего.
Многие знают, что традиция наряжать елку была привезена к нам ещё Петром I из Германии, но мало кто догадывается, что наряжая новогоднюю елку он выполняет древние ритуалы и общается с мифическим образом мирового древа.
Использование дерева или его символического образа во время праздников это традиционное явление в большинстве, если не во всех мировых культурах. Обрядовые деревья всегда были элементами важнейших жизненных событий - свадеб, строительства дома, праздников: Масленицы, Семика, Троицы, Купалы, а позже — Нового года и Рождества. Обрядовые деревья изображали собой мировое древо, которое является одним из ключевых элементов мифологического сознания.
Мировое древо в мифологии всегда считалось осью, вокруг которого располагалась и жила вселенная. Крона древа упиралась в небеса, а его корни уходили в преисподнюю, где достигали исходного хаоса. Ствол древа и его ветви составляли видимое земное пространство.
Самым известным образом мирового древа является скандинавский Иггдрасиль, который не только располагался в центре вселенной, но и служил основной для всех девяти миров древнегерманской мифологии.
В славянской культуре образ оси, вокруг которой вращается мир тоже присутствовал: заговоры и загадки располагают эту ось на таинственном острове Буяне.
Известны новогодние загадки, в которых «на этом дереве двенадцать сучков. На каждом сучке по четыре гнезда. В каждом гнезде по семь яиц. А седьмое — красное». Это метафорически описывает 12 месяцев, 4 недели в каждом месяце и 7 дней с «красным», то есть праздничным воскресеньем.
Мировое древо — это не только пространство мира, но и текущее в нем время.
Мировое древо вообще неразрывно связано с сакральными цифрами: 3, 4, 7, 9, 12, под которыми скрывались различные образы: от времени жизни (прошлого, настоящего и будущего) до сторон света и четырех стихий, от 7 (9) миров до уже упоминавшихся 12 месяцев года.
Ось мира в мифах неразрывно связывалась и с плодородной силой, считалось, что на древе жили пчелы, приносящие мед, росли многочисленные съедобные плоды, у корней жили бобры или горностаи, выводящие потомство, а еще тек медовый или молочный источник. Ясно, что на свадьбах было традицией устанавливать украшенные деревца в качестве добрых пожеланий молодоженам.
Интересно, что при начале строительства дома деревце устанавливали в центре предполагаемой постройки как залог будущего богатства.
Кроме всего прочего, мировое древо это место, где обитали многочисленные персонажи: боги и святые, герои и звери - от райских птиц на верхних ветвях до кошмарных чудовищ возле самых корней.
Надо сказать, что в мифах Иггдрасиль — это ясень, в славянской мифологии мировое древо чаще всего дуб, ясень, или береза. Однако в некоторых мифах и заговорах в качестве мирового древа выступает кипарис, сосна или ель, что не удивительно, ведь вечнозеленые растения сами по себе были символом вечной жизни.
В древности считалось, что успех любого ритуала или обряда зависит от того, насколько он точно соответствует картине мира.
Именно поэтому устанавливаемое в центре на праздники обрядовое дерево символически становилось центром всей вселенной, обозначая ключевые точки года или жизни человека. И такое древо должно было быть красивым и нарядным.
Новый год это конечно, важный этап. Мы традиционно ждем и надеемся на появление в нашей жизни чего-то нового и прекрасного, загадываем желания и ждем их исполнения.
Вот и наряженная новогодняя елочка помогает воплотить ожидания. Конечно мы не думаем о мифах и «оси мира», когда украшаем елку игрушками, по сути населяя ее разными существами или укладывая под елочку коробки с подарками, которые достанем после боя курантов, словно зачерпнув из источника богатства и плодородия. Однако, как и наши предки, мы стараемся загадать желание и тем самым мы снова и снова участвуем в бесконечном цикле ежегодного миротворения, своими руками обновляя существующую вселенную.
Может это и есть настоящая новогодняя магия?
Использованы книги:
Кэролин Ларрингтон «Скандинавские мифы. От Тора и Локи до Толкина и Игры престолов»
Ольга Христофорова «Мифы северных народов России»