Инди-стратегия про строящих домики бобров и лисичек оказалась, пожалуй, лучшей RTS этого года
Видеоигровой 2023 год поистине удивителен. Так много качественных релизов во всех жанрах, от ролевых игр до стратегий, не выходило, кажется, никогда. А некоторые выпущенные за последние 12 месяцев проекты чуть ли не заново определяли целые жанры: новая часть The Legend of Zelda предложила инновационную физику и механику создания разнообразных механизмов, а Baldur’s Gate 3 переизобрела жанр ролевых блокбастеров. О количестве отличных изобретательных инди даже говорить страшно: вспомнить только Lethal Company, которая прямо сейчас совершает революцию среди кооперативных хорроров.
Казалось бы, 2023-й уже отстрелялся. От него остались считанные дни, и сюрпризов ждать не стоит. Но нет — этот год просто так не сдается. В декабре из раннего доступа в Steam вышла Against the Storm от Eremite Games, гибрид градостроительного симулятора и roguelite, ставший для коллектива из всего пяти человек дебютной игрой. Вышла — и оказалась, на мой взгляд, лучшей стратегией в реальном времени в этом году. И это не пустые слова: отзывы в Steam на нее крайне положительные, а на Metacritic игра на релизе занимала третье место в топе 2023 года, уступив лишь Baldur’s Gate 3 и Tears of the Kingdom. На момент написания текста она съехала на пятое место.
Against the Storm — релиз, который ни в коем случае нельзя пропускать, если вам нравятся градостроительные симуляторы, стратегии или игры про бобров. Мы провели в ней почти 60 часов и теперь объясняем, почему она заслуживает таких высоких оценок и чем она уникальна.
Ливеньпанк
Against the Storm рассказывает о волшебном мире, где люди соседствуют с антропоморфными зверями: ящерами, гарпиями, бобрами и лисицами. Все вместе эти народы пытаются выживать под бесконечным ливнем и Гнилой Бурей — страшным катаклизмом, что раз в несколько лет смывает весь мир, кроме Тлеющего Города. Этой столицей народов правит некая Опаленная Королева, чья огненная магия спасает остатки цивилизации от волшебного ненастья.
Поддерживают выживших экспедиции под руководством наместников, что после шторма выходят в окрестные земли, создают небольшие поселения и собирают ресурсы, которые помогут пережить очередную непогоду и, возможно, ослабить ее силу в будущем.
Весь мир Against the Storm живет по принципу придуманного ею же жанра — «ливеньпанка». Во вселенной игры всегда идет дождь — просто его сила меняется от сезона к сезону. На этом завязана даже культура местных народов: люди ходят в огромных капюшонах, а ящеры, например, носят головные уборы с огромными полями. Повлиял бесконечный ливень и на местные технологии. Скажем, мельницы мелют зерно с помощью водяного колеса, которое приводится в действие дождем. А особые экстракторы просеивают из осадков волшебную воду, с помощью которой запитываются двигатели на предприятиях.
Вечный ливень — не только занятная особенность, который влияет на геймплей. Это основная идея всей Against the Storm, вокруг которой крутятся и механики, и художественный стиль, и мифология. У разработчиков получился по-настоящему уникальный и неповторимый сеттинг, который хочется сравнивать с провинцией Морровинд из The Elder Scrolls или Ревашолем из Disco Elysium.
Поддерживает общую меланхоличную атмосферу мира вечной непогоды прекрасный саундтрек: очень разный по настроению, он зачастую навевает некую сонливость, медитативность — будто сидишь в дождь у окна с чашкой чая. А в критические моменты, например, в сезон обильных дождей, музыка наоборот начинает давить и вызывать тревогу. Будто вы сами оказались посреди безлюдного леса во время страшной бури.
Ешь — добрей, работай — мокни
Against the Storm — это градостроительный симулятор, игра про постройку домиков и улучшение условий жизни виртуальных человечков. Игравшие в Anno или Settlers, чьи идеи и заимствует Against the Storm, сразу поймут, что к чему. Лесопилка первой постройкой, дома рабочим, обеспечение еды и благ, прокладывание дорог. На базовом уровне все понятно и обыденно.
В плане стандартного набора градостроя у Against the Storm все отлично: она грамотно балансирует между доступностью механик для игрока, их глубиной и многообразием контента. Пять рас — люди, бобры, ящеры, гарпии и лисицы — отличаются требованиями (ящеры любят хорошую драку, гарпии ценят образование, бобрам по душе пиво и так далее) и ремесленными умениями (бобры отлично работают с древесиной, люди — великолепные фермеры, лисицы — искусные разведчики).
Все вместе такие разные, но объединенные общей целью народы пытаются возвести поселение за пределами уютной столицы, находясь под постоянным дождем. Его интенсивность меняется по сезонам. Местным летом он еле льет, не мешая колонистам жить, а условной осенью-зимой давит водой к земле, попутно принося всякие гадости: слизь, что мешает ходить вне дорог, призраков, которые пугают жителей и много чего еще.
Помимо развития поселения и борьбы с непогодой, в Against the Storm важна разведка. Каждое свое поселение вы начинаете на небольшой полянке посреди густой чащи, которую в процессе разрастания города нужно вырубать. И чем дальше в лес — тем голоднее волки. За стенами из елей и дубов прячутся руины древних городов, загадочные храмы, логова бандитов и чудищ — в общем, целая россыпь сюрпризов.
Это объекты, на которые надо посылать рабочих с ресурсами, чтобы устранить их (иначе они будут вешать на вас какой-нибудь негативный эффект) или получить сокровища. Обычно у каждого события есть два варианта. Скажем, вы наткнулись на беглых каторжников: можно взять их вместе с награбленными пожитками в свое поселение, расстроив тем самым законопослушных рабочих. А можно вооружить своих слуг какими-нибудь палками и приказать связать преступников. Новых жителей вы не получите, их вещи вам не достанутся, зато Королева будет довольна, а ее благосклонность дарит куда более ценные в долгосрочной перспективе бонусы.
Механик в Against the Storm очень много, и описывать все нюансы геймплея можно до бесконечности. Особые двигатели, работающие на дождевой воде. Разные по условиям биомы, от тихих королевских лесов до грибных рощ и проклятых зарослей с лицами на деревьях. Торговцы и торговые пути с караванами как до столицы, так и до ваших предыдущих поселений. Ежедневные и еженедельные экспедиции, нормирование еды, особые культурные строения — даже спустя 30-50 часов Against the Storm продолжает предлагать новые идеи.
И что самое удивительное — ничего из этого не кажется сложным, потому как комплексность нарастает постепенно. На вас не обрушивают сразу весь ассортимент возможностей, а наслаивают их одну за другой. Например, не все играбельные расы доступны на старте: гарпии и лисицы появятся по мере прокачки вашей столицы. Как и необходимые им здания, а также новые возможности вроде торговых путей, ежедневных миссий и так далее.
Градостроительный «рогалик»
Однако, как уже было сказано ранее, Against the Storm — еще и «рогалик». Игра, где надо пробовать снова и снова, пока вы наконец-то не добьетесь победы. Конкретно здесь каждая попытка — это новое поселение, куда вас назначили наместником. Небольшой лагерь цивилизации в непроглядных лесах за пределами столицы, омываемых вечным ливнем.
Именно этот элемент делает Against the Storm игрой, от которой невозможно оторваться и в которую можно легко наиграть сотни, тысячи часов. Вы не просто строите города ради достижений, как, например, в сюжетной кампании Anno. Каждое ваше удачное поселение — это собранные ресурсы для глобальной прокачки, маленький шажок цивилизации к решению загадки Гнилой Бури.
Каждый игровой цикл у вас есть несколько лет, чтобы по максимуму разведать карту с помощью поселений. Цикл завершается, случается катаклизм, все поселения стираются. Стройте путь к краю карты заново. Остаются лишь доставленные в столицу ресурсы и открытые вами возможности. По хорошему, вам нужно открыть как можно больше зон с вопросами, так как за ними прячутся уникальные события и особые условия, которые принесут больше ресурсов. Глобальная же задача всей Against the Storm — достичь магических печатей, что расположены в самых суровых регионах леса. Сезоны дождей там особенно суровы (ливень приносит целые рои саранчи, комаров и даже убийственную чуму), а главная цель — найти и запечатать логово зла, пока не кончится время на миссию.
К слову, о времени. Каждый ваш «забег» — это еще и попытка удовлетворить запросы королевы. Вы строите поселение не с целью возвести красивый город, который гордо простоит до катаклизма. Рабочие и их небольшой городок — лишь инструмент для достижения целей, поставленных вашей правительницей. Собрать определенное количество ресурсов, набрать десяток жителей нужной расы, заработать достаточно янтаря (местная валюта), открыть несколько торговых путей с соседними городами. Каждое выполненное поручение дает вам очки славы. Когда шкала известности заполняется полностью — вы побеждаете.
Однако славу можно зарабатывать не только обычными заданиями в духе «собери 50 единиц древесины». Ее приносит еще и высокий показатель воодушевления среди ваших подопечных. Если все их хотелки удовлетворены, а настроение высоко, вы получаете славу постоянно в небольших количествах. Также ее можно заработать, решая то и дело подворачивающиеся игровые события в пользу Королевы: отправка найденных сокровищ в столицу, сообщение о тайном кладбище торговцев, расправа с бандитами и так далее. В игре даже есть достижение — заработать победное количество очков известности, не выполнив ни одного королевского поручения, а лишь обеспечивая комфорт граждан и проходя побочные события.
Если поручения правительницы игнорируются, недовольные рабочие уходят из города, а в событиях вы раз за разом делаете выбор в пользу себя любимого — у Королевы растет шкала нетерпения. Вечно ждать ваших успехов она не будет, особенно в условиях циклов Бурь, где каждый год промедления на вес золота. Это — ваш таймер поражения. Доведете королеву до ярости — она закроет поселение и переведет вас на другое место. Опыта и ресурсов вы за свой провал получите мало, если получите вообще.
Может показаться, что это делает Against the Storm игрой на время, но таймер у нее очень мягкий. Если вы правильно развиваете поселение, своевременно выполняете поручения Королевы и следите, чтобы рабочие не бежали из леса в ужасе, недовольство растет достаточно медленно, чтобы позволять вам играть размеренно и с комфортом. Можно сказать, что ограничение по времени в Against the Storm — одно из самых качественно сделанных условий для поражения среди всех «рогаликов».
К слову, об элементах случайности. Каждый ваш забег — это вылазка в один из нескольких биомов, разных по условиям. В грибной роще больше ресурсов для собирателей и мало земель под посевы. В алой роще есть уникальные места для археологии, а в лесах печатей — особо злые бури. Помимо этого, в вашем поселении есть случайные условия: например, особо толстые деревья с большими объемами ресурсов или логово злых духов, что сильнее повышает тревожность населения в сезон ливней. Чем выше сложность, тем больше негативных эффектов включается при высоких уровнях агрессии леса по отношению к вам.
Каждый лес, который вам выпала неудача осваивать, всегда состоит из случайных полян со случайными объектами. Самые близкие к стартовой точке обычно богаты какими-то базовыми ресурсами и не особенно опасными неприятностями. Дальние углы, наоборот, прячут глобальные угрозы, но с куда более ценными наградами. При этом стоит помнить, что каждая открытая поляна и массовая вырубка леса злят местных духов, и враждебность рощи повышается. Чем больше вы медлите с выполнением задач и чем больше территорий открыли, тем труднее вам будет держать работников в узде. А каждый ушедший от недовольства или страха житель — новое очко в шкалу фрустрации Королевы.
Свое поселение вы строите не по одной и той же схеме, а всегда по-разному. Дело в том, что гарантированный список возможных зданий состоит лишь из самых базовых лагерей и палаток. Например, в нем есть небольшая мастерская, что создает четыре важных ресурса (доски, ткань, кирпичи и трубы) с самой медленной скоростью (одна из трех звезд эффективности труда) силами всего двух рабочих.
Этого явно не хватит на поздних этапах производства, когда такие ресурсы надо штамповать десятками. Тут нужны специализированные постройки: например, швейный цех, где уже трое рабочих создают из сырья ткань на три звезды скорости и еще два дополнительных товара с одной звездочкой. Вот только беда в том, что специализированные постройки вы можете возвести, только если они вам попались в чертежах, что присылаются по достижению уровней славы. То есть, на каждый забег у вас есть базовый набор производственных зданий и десяток выборов одной из четырех опций. Что возьмете: лесопилку, трактир для жителей, удобные дома или кузницу?
Эта механика заставляет думать и планировать наперед. Все построить нельзя. Идеальное производство возвести нельзя. Вы в тяжелых условиях с ограниченными ресурсами. Поэтому вам придется решать, какие здания нужнее, отталкиваясь от доступных рас (в каждом забеге случайно выдаются три из пяти) и условий вокруг. Скажем, нет смысла брать сельскохозяйственные постройки типа ферм и мельниц в грибной биом, где почвы для плантаций почти нет.
Каждое здание в игре обычно выполняет несколько задач. Та же мастерская делает целых четыре основных и важных ресурса, но медленно. А вот кирпичный завод будет очень быстро делать один (кирпичи) и бонусом еще два побочных (керамику и слитки волшебного металла). Почти каждое здание в той или иной мере многозадачное, что позволяет закрывать дыры в производстве. Не выпала лесопилка, позволяющая делать доски со скоростью в три звезды? Можно выкрутиться кузней, которая вместе с другими предметами умеет нарезать те же самые доски, но чуть медленнее.
Об элементах Against the Storm можно рассказывать еще очень и очень долго. Поэтому просто выделим основную мысль. Феномен игры заключается в том, насколько хорошо сотни, тысячи механик и нюансов игры работают вместе. Они созданы таким образом, что элементы заменяют или дополняют друг друга в практически идеальном балансе. У вас всегда есть вариант победы, даже в условиях нехватки ключевых ресурсов или крайне неудачного рандома. Каждое поражение — следствие ваших же ошибок, сама игра всегда дает вам возможность выкрутиться.
И в этом, пожалуй, и заключается ее магия. Точнее, это, опять же, «один из элементов». Against the Storm — гремучая смесь из геймплейного цикла градостроительных симуляторов (строить домики — весело!), рогалика (элементы случайности обеспечивают вам сотни часов интересного геймплея) и взаимосвязанных, взаимозаменяемых механик (любую проблему можно решить несколькими способами, всегда можно победить). И все это в уникальном сеттинге, которого нет ни в одной другой видеоигре.
В интересах объективности хотелось бы подчеркнуть какие-то недостатки. Подсветить то, что разработчикам не удалось, и показать, как на контрасте с мелкими неудачами отлично работают по-настоящему впечатляющие достижения. Но у Against the Storm попросту нет критических минусов: почти во всем разработчики выложились на 100%. Ругать их веселую дождливую стратегию про бобров и лисичек можно разве что за совсем уж вкусовщину. Например, за то, что в игре много гринда (ради глобальной прокачки придется построить заметно больше поселений, чем в игре есть контента), и пройти ее меньше, чем за 30, 50 а то и все 100 часов, не получится. Это чуть ли не единственное, на что жалуются игроки в отзывах. Но Against the Storm — «рогалик». Возможность играть в игру этого жанра месяцами — фича, а не баг.
Against the Storm — очередная революция и откровение 2023 года. Игре страшно не хватает внимания со стороны рядовых геймеров, однако среди энтузиастов градостроительных симуляторов и просто фанатов стратегий она стремительно завоевывает культовый статус. Поэтому, если вы по какой-то причине не набили себе в этом году бэклог десятками прекрасных игр — проведите новогодние каникулы в мире бесконечного дождя. Такие релизы нельзя пропускать — особенно на фоне довольно печального положения дел в жанре RTS.
Оценка: 10/10