В ноябре этот показатель был 53,8. Чем объясняют рост сами участники рынка?
Обновлено в 16:55
Обрабатывающие отрасли России нарастили объемы производства. Индекс PMI в декабре вырос до 54,6 с 53,8 в ноябре, что свидетельствует о значительном улучшении состояния производственного сектора, говорится в материалах исследования S&P Global. Показатель индекса выше 50 пунктов означает рост экономической активности. Темпы роста были самыми высокими с января 2017 года.
В декабре было зафиксировано расширение новых заказов, одиннадцатый месяц подряд. Чем вызван рост PMI обрабатывающих отраслей, Business FM обсудила с участниками рынка:
Георгий Солдатов, генеральный директор холдинга «Адитим»:
«Про индекс PMI я бы сказал так, что у нас вообще всегда ближе к концу года у всех все по максимуму, все пытаются догнать свои планы. У нас, например, за год получилась ситуация, что с учетом всего того, что происходило, наш экспорт рухнул полностью, но зато российские заказчики, которые раньше любили все немецкое, то есть удивительно было, мы производим здесь и продаем это в Германию, условно говоря, а наши клиенты покупают не наше, а покупают у нас же немецкое, потому что made in Germany — это значит суперкачество, такое укрепилось в головах у людей. Так как в Германии мы конкурировали на европейском рынке, то наш экспорт был не такой большой, а после того как к нам пришли российские заказчики, нам пришлось в этом году в три раза увеличивать производство, причем каждый раз в два раза, то есть чуть ли не самолетом привозить оборудование. Так что мы тоже активно поучаствовали как раз в изменении индекса PMI. Сейчас мы тоже загружены на 100%, что нехорошо, потому что производство не может быть загружено более чем на 70%, мы вынуждены еще докупать оборудование, оно у нас идет разными путями, для того чтобы все-таки иметь запас прочности. Я думаю, что это касается не только нас. Плюс сыграло роль импортозамещение, открытие различных производств, которые необходимы для текущей ситуации, того, что раньше не производилось никогда, от каких-то мелочей до очень серьезных вещей. Уже я обращал внимание на то, что огромное количество трейдеров, которые что-то продавали, начали теперь это производить, потому что они очень хорошо понимали, как это продавалось и какие вопросы у клиента были. Это, конечно, влияет на индекс PMI».
Алексей Петров, директор компании «Промет», которая занимается металлообработкой, производством сейфов и металлических изделий, медицинского оборудования:
«Мы в прошлом году пережили очень серьезный стресс, но мне кажется, что в этом году промышленность начала адаптироваться и заказы стали более стабильными. Весь 2023 год с точки зрения нашей компании был успешным, мы были загружены и достаточно уверенно сейчас смотрим в Новый 2024 год. То есть, во всяком случае, на январь-февраль у нас производство тоже загружено. Если же говорить о проблемах, с которыми мы столкнулись в 2023 году, наверное, самая серьезная проблема, которая оставалась и остается, — это персонал. В течение года мы дважды поднимали зарплату. После последнего повышения, конечно, люди к нам приходят более активно, но тем не менее нехватка персонала остается проблемой номер один для компании. Проблемой номер два для нашей компании является закрытие европейского рынка. Мы были экспортно ориентированной компанией, мы сейчас ищем новые рынки, стараемся более активно работать с арабскими странами, с Африканским континентом и прежде всего смотрим на Азиатский континент. Но, несмотря на все проблемы, мы показали прирост в этом году и планируем расти и дальше».
Дарья Буйлова, директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК — Нефтехиммаш»:
«У нас загрузка полностью зависит от крупнейших строек в РФ и СНГ. Так как сейчас идет ряд крупнейших проектов, стройки не заканчиваются, у клиентов работают инвестпрограммы, поэтому, конечно, мы выросли по сравнению с прошлым годом. У нас длинный цикл производства, примерно год-полтора , оборудование крупнотоннажное, поэтому долго делается. Мы уже загружены на 2024 год и даже часть 2025-го . Поэтому я могу только подтвердить эту статистику. К концу года, естественно, все выросло, потому что все нефтегазовые компании закрывают свои KPI и разыгрывают оставшиеся тендеры, и к концу года у нас всегда больше контрактов. По поставкам на экспорт мы в этом году очень много работали с Белоруссией и будем отгружать и в 2024 году. Мы работаем, плотно ведем переговоры и с Казахстаном, и с Узбекистаном, потому что в Узбекистане идут очень крупные стройки, там большие инвестиции».
Как указывают в S&P Global, хотя компании и сохранили оптимизм в отношении перспектив отрасли на ближайший год, степень уверенности упала до четырехмесячного минимума в декабре. Позитивные настроения были связаны с надеждами на дальнейший рост заказов и инвестициями в рекламу.