«Я всегда мечтал заняться игровым кино»: интервью с Синъитиро Ватанабэ — режиссером «Ковбоя Бибопа» и «Самурая Чамплу»

123 прочитали

В марте этого года состоялся первый Международный фестиваль анимации в Ниигате, где председателем жюри был легендарный Мамору Осии (почитать его мнение об индустрии можно тут), а среди гостей смотра — не менее уважаемый Синъитиро Ватанабэ, который привез новую короткометражную работу «Девочка встретила мальчика и робота». Спустя полгода на сайте с бойким названием Fullfrontal вышло интервью с режиссером «Ковбоя Бибопа», «Самурая Чамплу», «Космического денди» и «Парада смерти». «Покебол с предсказанием» не стал ждать также долго — и перевел это интервью, где Ватанабэ рассказывает об интересе к французским комиксам, влиянии супер-меха и желании снять игровой фильм, а также вспоминает постоянную сценаристку его проектов Кэйко Нобумото.

Синъитиро Ватанабэ
Синъитиро Ватанабэ

Сегодня мы видим много иностранцев, работающих над аниме, но вы один из первых режиссеров, которые пригласили иностранных художников — таких, как Bahi JD, Тома Ромен и Станислас Брюне, — для работы над вашим сериалом. Можете ли вы рассказать нам, что побудило вас искать таких художников?

Понимаете, это, наверное, больше всего относится к «Космическому денди», но я хочу быть более свободным и позволять себе больше вольностей в режиссуре собственных работ. Например, понимаете… Я не хочу ограничивать себя работой только с японскими аниматорами, а я хочу черпать вдохновение со всего мира и привносить его в свои работы. Кроме того, когда дело доходит до анимационной «текстуры» моих персонажей, мне бы очень хотелось ощущение, какое оставляют bande-dessinée [BD — французское название комиксов. Реже — свойственной им эстетики — прим. «Покебола».]. Я хочу, чтобы они двигались так же, как на страницах комикса. Хочу делать вещи, которые не могут случиться в обычных сериалах.

Какие BD вам нравятся? Может быть, Мёбиус [«Инкал», «Герметический гараж» — прим. П.]?

На самом деле мне нравятся работы Николя де Креси [«Республика рестлинга», сборник «Лихорадка Адидас» — прим. П.].

«Космический денди»
«Космический денди»

Недавно вы были музыкальным продюсером «Сонни Боя», не так ли?

Я некоторое время не разговаривал с Нацумэ [Синго Нацумэ — режиссер сериала, работавший с Ватанабэ над «Космическим денди» — прим.П.], но он позвонил мне и спросил, не хочу ли я помочь с музыкой для его новой работы. Но я бы сказал, что выступил не продюсером, а советником. Он упоминал группы и говорил, что хочет чего-то в этом стиле, — на самом деле он не очень разбирается в музыке. Поэтому ему нужна была помощь с поиском нужных людей или обсуждением идей. Я помогал с этим, а дальше он уже выбирал наиболее подходящий из предложенных вариантов. Поэтому я был скорее советником.

Поскольку дизайном занимался Хисаси Эгути, не было ли у вас желания использовать музыку 80-х?

Начнем с того, что это не совсем такое аниме. (Смеется.) Оно никак не связано с 80-ми.

«Сонни Бой»
«Сонни Бой»

Да, но атмосфера. (Смеется.)

Я действительно не знаю, как Эгути Хисаси воспринимают во Франции, но в Японии он не ассоциируется со стилем ретро-искусства. Он до сих пор рисует и работает над новыми произведениями, так что на самом деле он не художник «из 80-х».

Понятно. Меняя тему, хотелось бы спросить о серии J9 [Речь о супер-меха-трилогии, начинающейся с «Галактического Вихря Брайгер» — прим.П.]. Можно ли сказать, что она вас вдохновила?

Ух ты, я удивлен, что вы об этом знаете. (Смеется.) Ну, не совсем. Не уверен, что она на меня повлияла, но, думаю, можно сказать, что есть стилистические пересечения «Ковбоем Бибопом».

«Ковбой Бибоп»
«Ковбой Бибоп»

Да, это похоже на «Бибопа». Особенно в том, что музыка ставится на первое место…

Мне говорили об этом и другие люди. Но знаете, если говорить, например, о «Брайгере», там потрясающий опенинг, но сам сериал не то чтобы очень… (Смеется.)

Понятно. (Смеется.) А как насчет Рёсукэ Такахаси? Что вам нравится больше — «Бронированные воины Вотомы» или «Клык Солнечного Даграма»?

Я очень люблю «Вотомов». Подождите, а режиссер Такахаси известен во Франции?

«Бронированные воины Вотомы»
«Бронированные воины Вотомы»

Ну, его произведения известны, но я не уверен, что сам он тоже.

А «Вотомы»?

На самом деле мы здесь не смотрим «Вотомов»… Скорее, что-то поновее, «Флага»?

Не уверен, что «Флаг» настолько же хорош. (Смеется.)

«Флаг»
«Флаг»

Правда? (Смеется.)

Ну, там столько пояснений о мехах… Это так долго, неужели история не может уже начаться или типа того? (Смеется.)

Это мне и понравилось вроде как. Возможно, это потому, что мне нравится «Легенда о героях Галактики»…

Режиссер Рёсукэ Такахаси — мой наставник, мой учитель, даже… Я всегда безоговорочно уважал его. Я уважаю его, но в последнее время он больше не работает в индустрии. Вместо этого он преподает в Университете искусств Осаки. Я бы хотел, чтобы он вернулся к режиссуре (Такахаси как раз снял «Басню» по одноименной манге — прим.П.).

Фото: https://fullfrontal.moe/shinichiro-watanabe-niaff2023/
Фото: https://fullfrontal.moe/shinichiro-watanabe-niaff2023/

Что касается вас, почему вы до сих пор не поставили ни одного игрового фильма? Неужели вам бы не хотелось?

Хотел бы, но у меня не было возможности… Вернее, однажды была, но не срослось. У нас не было денег, мы не нашли актеров, было много причин… Но, если бы возникла еще одна возможность, я бы ей воспользовался. Я всегда мечтал заняться игровым кино, и поначалу колебался между фильмами и анимацией. В итоге я занялся анимацией, и мои мечты вроде как сбылись. (Смеется.) Так что теперь мне снять игровое кино.

Где бы вы хотели это сделать? В Японии или за рубежом?

Я бы хотел сделать что-нибудь международное. Если есть спонсоры, готовые способствовать, пожалуйста, свяжитесь со мной. (Смеется.)

Кэйко Нобумото
Кэйко Нобумото

Хорошо. (Смеется.) Наконец, можно ли спросить о госпоже Кэйко Нобумото [Сценаристка «Ковбоя Бибопа», которой не стало 1 декабря 2021-го, — прим.П.]?

Она была не просто моей коллегой, она была лучшей партнеркой, единственной в своем роде. Мы были очень близки, и эта новость действительно потрясла меня, когда я узнал… Мои чувства невозможно выразить словами вроде «Это грустно», это было слишком трагично. Мы встретились снова для моего следующего сериала — и с самого начала обменивались идеями, но потом она выбыла, и это было очень плохо. Ей тоже было от этого плохо. Она была госпитализирована и говорила что-то вроде: «Я не смогу увидеть завершение этого сериала». Я сказал ей, что она сможет, но, в конце концов, она не увидела…

Есть ли какие-то воспоминания о ней, которыми вы хотели бы поделиться?

Даже когда мы ни над чем не работали, мы часто ходили выпить вместе. Она всегда была радостной, поэтому у меня остались только веселые воспоминания. Все воспоминания о том, как мы пили и веселились. У нас часто возникали споры — в Японии не приняты столь глубокие беседы, поэтому найти такого человека большая редкость, и меня это всегда будоражило. Я очень рад, что нам удалось столько всего обсудить.

Спасибо, что дочитали! Хотите больше новостей и обзоров? Подписывайтесь на «Покебол с предсказанием». Или поддержите аниме-канал, если уже читаете и любите, что там творится.