Ожившие мифы, стили на любой вкус, рок-концерт в старинной Японии: мультфильмы для всей семьи, которые нельзя пропускать

Анимация способна порадовать и удивить как взрослых, так и детей, но про неё, увы, реже пишут, чем про игровое кино, если речь не об очередном проекте большой студии. Так что решил собрать несколько крутых полнометражек, вышедших за последние четыре года в США, Японии и Европе.

«Ину-о: Рождение легенды» (2021)

«Ину-о: Рождение легенды» (2021)
«Ину-о: Рождение легенды» (2021)

Конец XII века. Противостояние двух влиятельнейших кланов Японии — Минамото и Тайра — завершилось сокрушительным поражением последних. Следующие 300 лет хроника падения дома Тайра обретает статус самого популярного сериала Японии, а параллельно со стремление сёгуната Асикаги Ёсимицу вернуть утраченные реликвии происходят два, казалось бы, не связанных события. Мальчишка-ныряльщик Томона слепнет, когда они с отцом извлекают со дна императорский цуруги, а у лидера театральной труппы рождается третий сын, чье тело сильно деформировано и покрыто чешуей да шерстью. Разумеется, через несколько лет юноши встретятся: Томона научится играть на биве и станет монахом-музыкантом, а диковинный мальчик получит имя Ину-о и обнаружит в себе дар к самым невероятным пляскам. Вместе они примутся покорять Японию.

«Ину-о» Юасы приглашает увидеть истоки театра но — сюжет сродни бунту битников или рокеров, а сам титульный герой и его спутник с бивой напоминают не уличных артистов, а средневековую инкарнацию The Rolling Stones.

Полный обзор

«Пиноккио Гильермо дель Торо» (2022)

«Пиноккио Гильермо дель Торо» (2022)
«Пиноккио Гильермо дель Торо» (2022)

1916-й, Первая мировая. Столяр Джепетто, мастер на все руки, теряет единственного сына Карло. Деревянных дел мастер погружается в морок утраты и алкогольной зависимости, а итальянское общество — поддается смутному обаянию Бенито Муссолини. Тем временем сердобольный Древесный дух решает оживить деревянную куклу Пиноккио, созданную в память о Карло, но Джепетто не сразу оценит подарок потусторонних сил. Лишь когда деревянный мальчик отправится в опасное странствие.

  • Размер имеет значение: масштаб в диснеевских мультфильмах

В лучшей сказочно-цирковой традиции кукольный хоррор для всей семьи хочется пересказывать если не покадрово, то поэпизодно. Сочиняя новый росток для сюжета Карло Коллоди, Гильермо дель Торо и Патрик МакХэйл, автор выдающегося мультсериала «По ту сторону изгороди», используют целый лес культурных традиций и ассоциаций: от комедии дель арте и фильмов ужасов до карикатур и даже мемов.

Полный обзор

«Человек-паук: Паутина вселенных» (2023)

«Человек-паук: Паутина вселенных» (2023)
«Человек-паук: Паутина вселенных» (2023)

После спасения одного Нью-Йорка от большого взрыва [коллайдера] Гвен Стэйси возвращается в родную вселенную, где ничего как будто не изменилось. Пока в музей Гуггенхайма не проникает Стервятник из другой вселенной, где все предметы словно сошли с чертежей Леонардо да Винчи, а вслед за ним — врывается смурной высокотехнологичный Мигель О’Хара — Человек-Паук из 2099-го. Он — страж пространственно-временного континуума, не позволяющий героям и злодеям покидать миры, которым они принадлежат. Тем временем Майлз Моралес готовится поступить в университет, лениво отбиваясь от неказистого суперзлодея Пятно, который обрел разрушительный дар после взрыва того самого коллайдера. И вот — 16 месяцев спустя! — он снова встречает Гвен, вступившую в «Паучью полицию» О’Хары, чтобы бороться с нарушением естественного порядка вещей в мультивселенной.

Попытка задокументировать эстетический вихрь нового «Человека-Паука» — занятие теперь для совсем уж отчаянных. В сюжет врываются кадры из футуристического 2099-го и альтернативной Индии, где в помеси Мумбаи и Манхэттена орудует неунывающий Павитр Прабхакар, а в списке тысяч разномастных коллег по суперсиле — беременная Женщина-паук Джессика Дрю, Паркер — лего-человечек, Спайдер-котик (и конь! и тиранозавр!), а также Магвайр с Гарфилдом и даже Дональд Гловер, с которого частично срисовали Моралеса для соответствующего комикса.

Полный обзор

«Легенда о волках» (2020)

«Легенда о волках» (2020)
«Легенда о волках» (2020)

1650 год, город-клетка Килкенни. Ирландское восстание, переросшее в Английскую гpaждaнcкую вoйну, подавлено, Оливер Кромвель железной рукой навел порядок и лично приехал посмотреть, как соблюдают. Местные жители немного ворчат, но больше их волнуют волки, нападающие на овец и дровосеков, препятствуя расширению и процветанию крепости. Чтобы изгнать хищников, из Англии выписан охотник Билл, который приехал в Килкенни вместе с дочерью Робин и тоской по покойной жене. Девочке положено сидеть в защищенной крепости, но ее тянет к самой пасти опасных приключений — и, разумеется, Робин вместе с верным ястребом Мерлином их найдет. В лесной чаще она познакомится с рыжеволосой и диковатой Мэйв, которая умеет залечивать раны, управлять волчьей стаей и сама обращаться в хищницу — правда, только когда заснет.

Томм Мур — амбассадор староирландской культуры в пространстве современной анимации, сделавший уже целую формальную трилогию: «Тайна Келлс» (2008), «Песнь моря» (2014) и вот «Легенда о волках» (2020). Конфликт культур Мур и соавтором Стюартом виртуозно демонстрируют изобразительно, напоминая одновременно о миловидной диснеевской анимации (от «Горбуна Нотр-Дама» до пиксаровской «Храброй сердцем»), адаптирующей национальные сюжеты и стили, и о кудеснике аниме Хаяо Миядзаки.

Полный обзор

«Эрнест и Селестина: Новые приключения» (2022)

«Эрнест и Селестина: Новые приключения» (2022)
«Эрнест и Селестина: Новые приключения» (2022)

Бродячий музыкант — медведь Эрнест и любознательная мышка-сиротка Селестина живут вместе в небольшом домишке у озера. Идиллия, конечно, не будет вечной, а весеннее пробуждение несет сплошные разочарования: есть, кроме горячего шоколада, нечего, вдобавок ломается любимая скрипка. Починить её может только мастер Октавиус из Тарабарии, куда Эрнест возвращаться ни под каким предлогом не собирается. Ну если только Селестина сама туда не отправится, рискуя погибнуть в заснеженных горах.

Как и в первой части, акварельный изобразительный ряд задает темп и настроение как первая скрипка. Эрнест и Селестина перетекают, перекатываются из ситуации в ситуацию: от неприятности к гэгу, из гэга — в музыкальный номер, оттуда — в разговоры по душам (все-таки у медведя здесь родня), а далее по кругу. Все-таки на уровне простейших трюков анимация этого — немного цирк и его кинонаследник-слэпстик, способный напомнить о номерах Чаплина, Линдера, Китона или Тати. И этот культурный слой, вкупе с нарядной сказочностью, конечно, позволяет воспринять безобидно историю о городе, где запрещают ноты — как в Кабуле после прихода к власти вoeнизиpовaнных иcлaмиcтcких организаций.

Полный обзор

«Судзумэ, закрывающая двери» (2022)

«Судзумэ, закрывающая двери» (2022)
«Судзумэ, закрывающая двери» (2022)

Старшеклассница Судзумэ из префектуры Миядзаки тоскует по покойной матери и жизни интереснее обычной, пока не встречает Соту — серьезного юношу, который ищет двери в заброшенных районах Японии. Там, где когда-то кипела жизнь, а теперь гордо истлевает разруха, в человеческий мир может прорваться нечто такое, что не оставит от него камня на камне. Ну или как минимум приведет к серьезным жертвам. Вот Сота и странствует по ландшафтным шрамам Японии, закрывая специальные двери, как бы чего не вышло. Судзумэ невольно способствует приближению трагедии — и теперь должна всё исправить.

Новая работа Макото Синкая — беспроигрышный хит: за годы кропотливой работы режиссер все ближе к формуле фильма-утешения, который растрогает каждого. Все давние наработки на месте: 50 оттенков неба и облаков, бытовой фотореализм и пронзающая многочисленные красоты сюжетная нить, вьющаяся из ситуации «парень встречает девушку».

Полный обзор

«Никуко из Рыбацкой гавани» (2021)

«Никуко из Рыбацкой гавани» (2021)
«Никуко из Рыбацкой гавани» (2021)

Никуко и Кикуко живут на лодке в небольшом приморском городке на северо-востоке Японии. Мать и дочь с забавно рифмующимися именами по складу характера напоминают комичный дуэт вроде Болека и Лелека, Астерикса и Обеликса, Власа и Еника, Малыша и Карлсона.

Полнометражное аниме Аюму Ватанабэ легко расплющить штампом «история взросления», хотя Кикуко — серьезна не по годам и с подростковой поэтичностью погружена в себя. «Никуко» с первых минут — когда девушка на примере говяжьей вырезки рассказывает биографию матери — соблюдает тонкий баланс между комичным и тревожным, жизнерадостностью одной героини и растерянностью второй. Буффонада Никуко уравновешена драмами Кикуко, которая ищет себя — в классе, в городе, в этой жизни. Мать непроизвольно устраивает шоу — и даже становится локальной знаменитостью. Дочь — чутким взглядом постороннего замечает говорящих ящериц, жаб и чаек, а также мальчика Нонимию из параллельного класса, который непроизвольно корчит рожи, пока никто не видит.

Подробный обзор

«Криптополис» (2021)

«Криптополис» (2021)
«Криптополис» (2021)

1967 год. Лорен Грей выросла на американской базе Окинавы. Все детство её мучили кошмары — снящиеся человечеству ужасы вoйны. Пока однажды Баку — слоник из японской мифологии — не скушал эти колоритные кошмары; это его пища — сны, ужасы, грезы, большие идеи. С тех пор Лорен Грей решила посвятить жизнь сбору и защите криптидов — созданий, в которых никто не верит.

«Криптополис» Дэша Шоу — одиссея по сознаю народов мира, где соединяются ЛСД-эстетика и стиль андеграундных комиксов 60-х с богатой иконографией мировых мифологий и теорий заговора.

Подробный обзор

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).