Первым в этом списке идёт Сергей Васильевич Рахманинов. 150-летие со дня его рождения отмечал весь мир.
На Культшпаргалке тоже вышло несколько материалов, посвящённых этому великому человеку и музыканту 👇
"Итальянская полька" Сергея Рахманинова
Эту польку Рахманинов услышал из музыкального ящика - механического переносного органчика, которым зарабатывала себе на жизнь одна бедная итальянка в Марина-ди-Пиза (здесь летом 1906 года отдыхала семья композитора). Сергей Васильевич сделал из этой мелодии зажигательную пьесу для игры в четыре руки, и впоследствии вместе с женой Натальей Александровной развлекал этим семейным дуэтом своих гостей.
Сейчас её играют с концертной сцены в разнообразных обработках. В этом ролике прелестное переложение ансамбля солистов Московской филармонии "Концертино".
Три композитора - Даргомыжский, Верди и Вагнер - родились в 1813 году.
Вальс фа мажор Джузеппе Верди
Вальсов у Верди огромное количество. У него есть даже целая опера-вальс: "Травиата". Собственно, все самые знаменитые мелодии Верди - песенка Герцога из "Риголетто", "Застольная песнь" из "Травиаты" и хор пленённых евреев из "Набукко" - написаны именно в вальсовом размере.
Но этот вальс известен далеко не всем. Он был написан в 1850-х годах для фортепиано и пролежал в рукописи больше ста лет, пока композитор Нино Рота не оркестровал его для фильма Лукино Висконти "Леопард" (1963).
"Цюрихский вальс обожания" Рихарда Вагнера
У творческом багаже автора грандиозных музыкальных драм Рихарда Вагнера можно найти и нечто совершенно противоположное: например, этот изящно-гламурный вальс для фортепиано.
С первой ноты ясно, что навеян он каким-то очаровательным женским образом. Действительно, этот вальс Вагнер написал для восемнадцатилетней Мари Луккемейер - младшей сестры Матильды Везендонк, возлюбленной композитора. Естественно, эта салонная пьеска предназначалась исключительно для личного употребления, публиковать вальс Вагнер не собирался.
Вальс "Пылкость и хладнокровие" Александра Даргомыжского.
У Даргомыжского есть и вальсы, и польки, и кадрили, и мазурки, как бы специально написанные для танцев. Но этот мало кому известный вальс - скорее сцена, запечатлевшая какой-то важный диалог. Многословная женская речь с восклицаниями (тут и упрёки, и жалобы) чередуются с короткими и уверенными репликами мужского голоса.
Наверняка этот важный разговор случился во время бала.
Спасибо пианисту и композитору Михаилу Коллонтаю, что он записал этот маленький шедевр Даргомыжского и дал нам возможность его услышать.
Русский композитор, врач и химик Александр Порфирьевич Бородин родился в 1833 - 190 лет тому назад.
Полька "Елена" Александра Бородина
Нет ничего проще и веселее польки. Это танец детских праздников и первых музыкальных опытов.
Кстати, "Собачий вальс" - на самом деле тоже полька.
Бородин написал эту польку в девять лет. Наверняка, в этом возрасте он сочинял и другие пьески, но только эту он сберёг и позже сделал четырёхручное переложение для фортепиано. Действительно, она очень хороша.
180 лет тому назад родился норвежский классик Эдвард Григ.
"Танец дочери Горного короля" из музыки к пьесе Г.Ибсена "Пер Гюнт" Эдварда Грига
К этому спектаклю Григ написал 26 номеров. Из них широко известны только несколько - те, которые композитор включил в две оркестровые сюиты, а остальные редко кто слышал. Например, этот танец.
Когда Пер Гюнт то ли во сне, то ли наяву попадает в пещеру Горного короля в качестве жениха его дочери, тролли приветствуют его угощением, которое невозможно есть, питьём, которое невозможно пить, и украшают хвостом с жёлтым бантиком. В качестве культурной программы перед ним танцуют страшные, как смертный грех, дочери короля.
На вопрос короля "что ты видишь?" жених честно отвечает:
"Что-то прегадкое. Вижу, свинья, пляшет в коротких штанишках; струны корова копытом дерет…"
Но музыка Грига в этом танце не лишена своеобразной, экзотической красоты.
Со дня рождения Арама Ильича Хачатуряна (1903) в этом году исполнилось 120 лет.
"Лезгинка" из балета Арама Хачатуряна "Гаяне"
Отодвинем пока суперпопулярные танцевальные хиты Хачатуряна - Танец с саблями и Вальс из музыки к драме Лермонтова "Маскарад", и закончим эту подборку духоподъёмной Лезгинкой из балета "Гаяне". Она точно зарядит нас энергией и придаст ускорение, необходимое в эти горячие предновогодние дни и часы.
Этот ролик, записанный на гастролях БСО ЦТ и ВР в Японии в 1991 году, запечатлел феерический момент мастерства и музыкального драйва этого прославленного коллектива под руководством Владимира Федосеева. Мотор и энерджайзер этого оркестра - легендарный ударник Александр Владимирович Самойлов.
Это нужно не только слышать, но и видеть!