Найти тему
Корнеслов

ПЕРВИЧНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ НАЧАЛА (КОРНЕСЛОВЫ) РУССКОГО ЯЗЫКА

Материалы книги в изложении автора: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Издание второе, дополненное и исправленное. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013 — 526 с. ISBN 978-5-91146-888-0
Материалы книги в изложении автора: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Издание второе, дополненное и исправленное. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013 — 526 с. ISBN 978-5-91146-888-0

Современное языкознание определяет язык как систему знаков, имеющую многоуровневое устройство. Первый уровень отнесён к звукам, второй – к значимым частям слов, на третьем уровне расположены слова, которые обладают значением и могут самостоятельно употребляться в речи. Слова же служат именами, названиями предметов и явлений окружающего мира. Четвёртый уровень языка занимают предложения, которые служат для передачи мысли, суждения. Данный уровень завершает устройство знаковой системы, и именно его люди используют для общения, так как ни звуки, ни значимые части, ни даже слова не способны передать сложную мысль. Устройство знаковой системы таково, что единицы нижестоящих уровней служат материалом для единиц вышестоящих: из звуков складываются значимые части слов, из которых, в свою очередь, строятся слова, а слова объединяются в предложения.

Казалось бы, знание строения знаковой системы позволяет понять её работу. Но существование значимых единиц слова и самих слов не объясняет способа образования их смыслового значения.

Поиском причин появления в словах смысла занимались многие поколения учёных, для чего выдвигались гипотезы, строились теории, предлагались методики. Ещё в раннем средневековье западноевропейскими учёными было обращено внимание на то, что изменение языка с течением времени не оказывает видимого влияния на его пригодность. Даже изменяясь, язык продолжает работать.

Так, многие европейские языки претерпели значительные изменения. И происходили эти изменения беспорядочно, без видимой системы. Таким примером служат западноевропейские языки, относящиеся к романской и германской группам.

Пытаясь понять причины этих изменений, западноевропейские учёные стремились описать язык, и через его описание понять работу системы языка. Совершались попытки найти ответ с применением логики, рассмотрением языка как организма, выявлением языковых законов. Возникшая идея воссоздания праязыка породила сравнительно-историческое направление. Но праязык не был найден. Историзм в языкознании не позволил объяснить причины языковых изменений.

Крайне неудовлетворительное состояние языкознания породило мысль о том, что вместо бесконечных описаний языка необходимо перейти к собственно языку, так как сам язык не может не содержать в себе некоего системного начала. Исследователями языка было выдвинуто предположение о рукотворном происхождении языка и его знаковой природе, о существовании в праиндоевропейском языке особых системных звуковых единиц, не сохранившихся в известных индоевропейских языках, и что «за видимым беспорядочным разнообразием индоевропейских корней и их преложений скрывается вполне строгая и единообразная структура корня, а выбор преложения одного и того же корня подчинён единым, сравнительно простым правилам». [Ф. де Соссюр. Избранные труды по языкознанию. М.: 1977 г.]

Обращение к языковому знаку породило спор о том, что собственно называть этим знаком. Определение знака, как двусторонней единицы, имеющей означающее и означаемое, породило понятия фонемы и морфемы, и языковым знаком стали называть совокупность звучания (фонема) и значения (морфема). Наименьшей значимой единицей языка стала морфема, понятие отвлечённое, передаваемое и звукосочетанием, и звуком, и даже его отсутствием. Фонема стала называться наименьшей структурной единицей, «психическим отпечатком» звука. Распространилось мнение, что значение звука определимо только через фонему. А собственно звуки речи, составляющие первый уровень системы, перестали принимать в расчёт.

Но у данного подхода имелся один существенный недостаток, так как при рассмотрении системы языка возникало несоответствие. Дело в том, что по определению системой называется целостное построение множества единичных составляющих, связанных друг с другом и способных взаимодействовать. Решающее значение для системы имеют связи и отношения между составляющими, которые и делают данную систему единым, целостным, работоспособным образованием. А так как язык представляет собой систему знаков, выражающих понятия, то смысл существования системы языковых знаков заключается в том, чтобы создавать эти понятия.

Можно утверждать, что если система имеет определённое строение, то именно это её строение является необходимым, и именно это её строение обеспечивает работу системы. Система целостна, в ней нет ничего лишнего, поэтому над созданием понятия работает вся система. Сложившееся представление, предполагающее наличие четырёхуровневой системы языка, в которой первый уровень «не обеспечен работой», противоречило определению системы.

Система языковых знаков производит понятие, но само по себе существование понятия ещё не объясняет способ его возникновения. Получалось, что есть звуки, есть значимые части слов, корни слов, слова, а откуда в них появляется смысл, – неизвестно.

Данное противоречие становится разрешимым, если создание понятия будет происходить последовательно, начиная с первого уровня. Рассмотрение системы языка позволило сделать вывод, что именно звуки и должны создавать понятие, существующее в словах, корнях и значимых частях слов.

Особенностью языка является то, что при употреблении слов используется только внешний, сравнительный смысл, имеющий нарицательное, пользовательское значение. А скрытое, коренное значение слов не используется, хотя именно оно составляет предметную сущность слов.

Смысл слова отождествляется с определённым предметом, или явлением, но не отождествляется со значением звуков, образующих слово. Смысловое значение звуков скрыто, но именно через смысл звуков, входящих в слово, слова обретают свой смысл. При этом скрытое смысловое значение звуков создаёт и скрытое значение слов.

Каждая система имеет своё собственное внутреннее устройство, в котором всегда можно выделить то простое, что позволяет строить сложное. Простое является порождающим, а сложное – порождаемым. Порождающее является первопричиной, строительным материалом всей системы, а так как первопричиной системы языка является звук, то и первичный смысл исходит от звука.

Сказанное в языке обозначается звуками речи, поэтому звук речи является таким же знаком, как слова и значимые части слов. Первичен звук, поэтому звук является означающим. Звук имеет собственное смысловое значение, поэтому звук содержит в себе и означаемое и означающее. Кажется, что это не столь важно, но на самом деле это в корне меняет дело: означающее звуков становится порождающим, и делает означаемыми слова и значимые части слов, а собственное смысловое значение звука вносит определённость и упорядоченность в значение всех составляющих системы – значимых частей, корней, слов.

Фонемы и морфемы, служащие посредниками описания, в таком случае становятся привязанными к собственному смысловому значению звука и обретают предметность, а тонкости, касаемые порядка, в котором они выстроены, становятся вторичными, а не первичными, как представлялось ранее.

Знак является обозначением предмета, производящего понятие. А в речи знак-звук является тождеством предмета и от предмета производит понятие. Первичен предмет, а знак производит понятие. И в этом заключается суть взаимосвязи предмета и понятия. Если связь нарушить, разделив предмет и понятие, то предмет становится обезличенным, а понятие теряет свою основу. Поэтому предмет и понятие – едины и неделимы в знаке.

При разделении знака-порождающего понятие потеряло свою основу. Когда один знак стал двусторонней единицей, он превратился в две единицы – значимую и структурную. Причинно-следственная связь была нарушена, потому что вопреки всякой логике одна причина породила две новых причины. Такой приём позволил вывести из рассмотрения истинное порождающее – звук, и это было либо лукавство, либо отсутствие знания основополагающего закона логики, утверждающего, что если одной причине предшествует другая, то не получится знания какой-либо вещи.

Отсутствие представления о собственном смысловом значении знаков первого уровня знаковой системы привело к тому, что порождающее потеряло целостность, и было разделено на понятие (морфему) и звучание (фонему). При этом собственно звук тихо скончался. Поэтому о звуках говорить перестали, а стали обсуждать впечатление от произнесённого звука (фонему), «антропофоническое представление, возникающее в душе путем психического слияния впечатлений, получаемых от произношения одного и того же звука». [Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963 г., том 1. ]. И теперь говорят о многообразии внешних проявлений языка, но не о самом языке, и пытаются объяснить сложное, но не замечают существования простого.

Всё, осознанное как сложное, состоит из осознанного простого, единичного и неделимого. Таково правило логики и такова основа строения любого знания. Ведь если нет порождающего простого, то нет и производного сложного, а само знание ложно, так как только знание первичных начал позволяет знанию существовать и развиваться.

Наличие простого единичного позволяет системе работать, и на основе определяющего простого создавать сложные множества. Всё сложное, исходящее во множество, подчинено одному закону и состоит из единичностей. Эти единичности составляют суть явлений и, образуя множества, имеют между собою множество связей, объединяющих в целое. Так выстраивается и так работает всякая знаковая система, и знаковая система языка в частности.

Система языка производит понятия, поэтому она может быть выстроена единственно возможным способом. А именно, – подобно другим знаковым системам, производящим понятия. Поэтому следует утверждать, что и знаковая система языка существует благодаря наличию точных понятий, структурных единиц, и что структурная единица является одновременно и значимой единицей.

То, что отечественные языковеды, исследователи русского языка искали и не нашли, вызывает вопросы. Потому что именно в русском языке сохранены единичные значащие звуки, имеющие собственное смысловое значение, те самые «системные звуковые единицы», сохранившие «строгую и единообразную структуру корня».

Уже тому двадцать лет назад автором данной статьи были открыты системные звуковые единицы, единичные значащие звуки русского языка, имеющие собственное смысловое значение.

Открытию собственного смыслового значения единичных звуков русского языка предшествовало предположение о том, что звуки, из которых состоят слова, являются началами языка, а начальные слова, на которых построен язык, состоят из звуков, имеющих значение корней языка. Данное предположение нашло своё подтверждение в определении слова акад. Ф.Ф. Фортунатова, согласно которому: «словом является всякий звук речи, имеющий в языке значение отдельно от других звуков и звукосочетаний, являющихся словами, и которое при этом не разлагается на слова без утраты значения хотя бы той или другой своей части … Таким образом, такие значащие звуки, как «а» (союз), «и» (союз) и другие являются словами, потому что имеют каждый своё самостоятельное значение отдельно от других слов». Определению соответствовали семь значащих звуков русского языка: а, в, и, к, о, с, у, – которые были и звуками, и словами одновременно.

Слова, состоящие из множества звуков, имеют собственную значимость. На основании того, что в русском языке имеются значащие звуки, являющиеся словами, было сделано предположение, что звуки, из которых состоят слова, также являются значащими, следовательно, имеют собственную значимость и имеют значение корней, то есть – являются корнесловами русского языка.

Рассмотрение примеров осмысленного применения звуков-слов в речи привело к разгадке значения сначала семи, а затем и остальных значащих звуков русского языка. Особенности значения гласных и согласных звуков, деление звуков на разряды, позволили сделать уточнение значения некоторых звуков. Приведение тождеств смыслового ряда, описывающих значение звука, к обобщённому значению, уточнение обобщённых значений звуков, позволило узнать строение Системы значащих звуков – первичных смысловых начал (корнесловов) русского языка.

Качества, представленные в полученной Системе: её стройность, наличие в ней повторов числа и строения, позволили утверждать истинность полученного коренного значения звуков, соответствие значения звуков изначальному, использованному при составлении слов в качестве корнеобразующих начал.

Система первичных смысловых начал (корнесловов) русского языка И.Л. Лыкина.
Система первичных смысловых начал (корнесловов) русского языка И.Л. Лыкина.

Смысловые системы, к устройству которых причастен человек, устроены подобно. (См. статьи: «Устройство знаковых систем», «Устройство знаковой системы русского языка»).

«Особенностью создания слов является наличие смысловой системы, сочетающей внешнее, системное строение сознания, и смысловое, внутреннее. В этой смысловой системе внутреннее, отвечающее за образование понятий, обусловливает внешнее, но никак не наоборот». [Выготский Л.С. Собр. соч. т. 4. – стр. 364-367].

Строение слов является отражением системного строения человеческого сознания. Поэтому и слова, созданные этим сознанием, имеют внешнее, системное значение, и смысловое, внутреннее. И внутреннее смысловое значение слов отвечает за образование понятий.

Первичные смысловые начала (корнесловы) русского языка, составляют совокупное внутреннее смысловое значение слов. Все вместе корнесловы составляют систему, которая устроена определённым образом и представляет собой единое целое, так как только в совокупности первичные смысловые начала - корнесловы могут быть использованы для сложения слов, только все вместе корнесловы могут описывать мир во всём его многообразии.

Система первичных смысловых начал имеет необходимый и достаточный для описания мира набор понятий. Количество подобранных и встроенных в систему звуков (корнесловов) содержит и необходимую символику, и соответствует законам разумного построения и, самое главное, способно работать, образовывать понятия, описывать мир словами.

Звуки (корнесловы), составляющие систему, имеют смысл, представленный образным значением гласных и содержательным значением согласных. И это соответствует тому, что существует в мире. Согласные описывают состояние движения или покоя, и это тоже так: «Все сущее или неподвижно или движимо» [Прокл Диадох, "Первоосновы теологии", §14]; а если движимо, то движение бывает или самостоятельное, или под принуждением: «И если движимо, то или самим собой, или другим, то есть оно или самодвижное или движимое иным». [Прокл Диадох. Там же]

Противопоставление, как основополагающее явление, существующее в природе, присутствует и в значении звуков (корнесловов), описывающих то, что в действительности существует. Движение, если оно есть, измеримо во времени и пространстве и может быть непрерывным или прерывистым. Движение может быть самостоятельным или нет. Внешняя и внутренняя стороны вещей, внешнее и внутреннее соединение предметов – это и противопоставление и непреложная истина.

Выбранный человеком набор единичных значимостей в действительности существует. Значимости в некоторой степени условны, но отражают то, что человек видит, осязает и воображает: движимое и недвижимое, материальное и нематериальное, точное и неточное, определённое и неопределённое, ничтожное, малое и большое».

Незнание устройства знаковых систем как таковых не позволяло языковедам увидеть внутреннее смысловое устройство и строение знаковой системы языка, в которой, как им казалось, только слова являлись смысловыми единицами языка. Поэтому попытки выделить смысл из звукосочетаний, которые языковеды по незнанию причисляли к началам языка и его корням, не принесли успеха.

Поэтому и сравнение слов (иногда из разных языков), схожих внешним смысловым значением, которое, как подход, до сих пор используется для объяснения происхождения внутреннего смысла слов, ошибочно.

Именно неделимые смысловые единицы, они же значащие звуки, они же корнесловы, составляют основу русского языка. Суть, заключённая в единичных значащих звуках-корнесловах, составляет внутренний смысл слов, который определяет смысл внешний, о котором знают люди и который используют для гласного выражения своих мыслей и чувств.

Когда единичный звук, обозначенный знаком, имеет значение слова, тогда не слово, составленное из нескольких единичных звуков, а единичный звук становится единицей языка. Такой звук-знак-слово составляет нечто центральное в механизме языка, а система звуковых значимостей составляет языковую структуру. Тогда единичный значащий звук, имеющий собственную значимость, становится основой, отправной точкой языкознания и составляющей единицей системы языка.

Содержание книги: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Изд. 2-е, дополненное и исправленное. М.: 2013 — 526 с.
Содержание книги: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Изд. 2-е, дополненное и исправленное. М.: 2013 — 526 с.

Автор: Лыкин И.Л.

© И. Л. Лыкин

#корнеслов #русский язык #языкознание #русский мир #русский #лингвистика #занимательная лингвистика

Если вам понравилась статья, можете поддержать автора: поставить лайки или подписаться.