Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

13 апреля 1944 года (четверг). Как вывезти V корпус из Судака? (те данные, которые вызывают минимум вопросов)

Мне очень не хотелось подробно касаться эвакуации частей V немецкого корпуса из Судака 13 апреля 1944 года, потому, как итоги этой операции по немецким документам известны. Известны они и по справочникам (но там показаны не все потери). Есть данные по этой операции и в советских документах.

Это другая сторона вопроса: затраченные усилия, самолетовылеты, моточасы, расход боезапаса (причем цифры эти есть и по армейской авиации и по флотской).

Есть «отчетные» успехи советской авиации, которые (по документам) просто ошеломительны (только потопленных 7 барж). Создается ощущение, что задача полностью выполнена, но...

Есть объективные, подтвержденные успехи (они намного скромнее). А, так ли это важно? Ну, как сказать... Тогда это было важно. На войне всегда важно иметь объективную картину, чтобы принимать правильные решения. Первые, неудачные попытки взять Севастополь (в ходе которых советские войска понесли тяжелые потери и в технике и в личном составе) как раз и были связаны с тем, что командованию поступили победные сводки об уничтожении немецких плавсредств с войсками (это отдельный рассказ).

С точки зрения современной истории, это еще одна иллюстрация того, что на войне очень важна честная информация, и тесное взаимодействие между частями. Иллюстрация некоторых достаточно опасных явлений, которые могут возникать в этих ситуациях.

"Бумажные победы" появляются тогда, когда требуют грандиозных побед от войск не обладающих должными ресурсами. Я разговаривал когда-то с ветеранами-летчиками, и, многое из того что рассказывали они, мне бы хотелось оставить "за скобками". Если выражаться обтекаемо, то невыполнение боевого задания считалось... (недопустимым), а выполнить его было крайне сложно (по техническим и организационным причинам). Ладно, выводы будем делать потом.

Лезть в эту историю и ковырять все ее подробности очень сильно не хотелось, ибо:

а) я не вздрагиваю на все немецкое, и имена немецких командиров к себе в тетрадочку не выписываю

б) в немецких документах по этой операции содержится масса противоречий.

Поясню: я не работаю по одному документу, а беру сразу весь массив: оперативные донесения комендантов портов, донесения береговой обороны, донесения штабов, радиограммы и.т.д. Это первичная документация.

Есть боевые отчеты составленные после операции, опросы личного состава, технические отчеты . Это, грубо говоря, вторичка. Между ними есть противоречия.

Простите, господа, но если я по донесениям береговой службы вижу, что баржа, якобы потопленная под Судаком, проходит траверз Ялты, у меня, естественно, возникают сомнения (я считал, что до разрешения противоречий, нет смысла выкладывать материал). Но, поскольку кое-кому очень не терпится, я попробую дать сначала тот материал, который сомнений не вызывает, а потом показать противоречия в документах. Если честно, то с моей точки зрения все это не принципиально. Почему?

Немцы очень тщательно пересчитали потери, записали к себе в «книжечку», отчитались начальству, что потеряна одна десантная баржа, указано, сколько барж получили осколочные пробоины, сколько человек получили ранения, сколько погибло, сколько пропало без вести. Все эти итоги есть. Другое дело, что немцы, из-за отсутствия радиосвязи с рядом барж, сами устанавливали ход событий задним числом.

Могу дать материал чуть подробнее, указав на некоторые противоречия, но в целом, это не меняет ситуацию НИКАК. 13.04.44 затонула ОДНА быстроходная десантная баржа, и 5 барж получили повреждения (но не все они были получены в Судаке). На следующий день была потеряна еще одна БДБ (но не в Судаке). Объем перевезенных войск известен, потери тоже. Четко соотнести немецкие потери с действиями нашей авиации, и сказать, что такая-то часть отработала хорошо (и почему) тоже невозможно.

В предыдущем рассказе про действия советской морской авиации и эвакуацию немецких войск из Судака, я остановился на действиях первой группы, но, чтобы вся ситуация была понятна, вернемся по временной ленте немного назад, и дадим материал по порядку.

Итак, начинаем опять с 12 апреля 1944 года.

По состоянию на эту дату в строю у немцев числятся 66 транспортных БДБ (без учета барж типа AF, артиллерийских лихтеров, паромов, понтонов и прочих плавсредств). Если сопоставлять количество БДБ прибывших на Черное море и построенных в Болгарии с количеством действующих БДБ, можно прийти к выводу, что достаточно много БДБ было потеряно (по разным причинам).

БДБ, в основном, были распределены по флотилиям высадочных средств (Landungs-Flottille). 5-ю флотилию расформировали еще 16 ноября 1943 года (после советской высадки в районе Эльтигена). 7-ю (со штабом в Констанце) включили в состав 10-й дивизии конвойных судов Кригсмарине, и у него (штаба этой флотилии) были свои задачи. Штаб 7-й флотилии осуществлял перевозки из Сулины и Констанцы в Севастополь (и обратно). Потому, основная нагрузка по эвакуации немецкого 5-го корпуса легла на 1-ю и 3-ю флотилии. Но есть нюанс.

Штаб 3-й флотилии ранее располагался в Феодосии, но в 18.15 (12.04.44) штаб вместе с комендантом Феодосии на штабном катере SW12 и двух БДБ F-472 (флагман) и F- 572 (баржа, переоборудованная в минзаг) вышел в Севастополь.

Вечером 12 апреля, перед уходом, F- 572 еще и 28 мин LMB в бухту накидала (но это детали). В общем, конвой с "начальством" 3-й флотилии вышел в Севастополь, куда благополучно прибыл в 9 утра 13.04.44.

К этому времени как операция по эвакуации 5-го корпуса уже шла полным ходом. Но, командование 3-й флотилии во всем этом не участвовало. Из Севастополя штаб 3-й флотилии в тот же день благополучно отбыл в Констанцу.

-2

Так что готовил и проводил эту операцию (ее морскую часть) штаб 1-й флотилии высадочных средств (немецкие фамилии не привожу, ибо смысла нет никакого, мы смотрим не персоналии, а ход операции).

Итак…

С 20 часов (по немецкому времени) 12 апреля 1944 года когда был получен приказ об эвакуации части войск 5-го немецкого корпуса из Судака, началась подготовка.

По плану 13 числа эвакуация шла из Судака, потом (14 и 15 числа) планировалась эвакуация из Ялты.

В операции были задействованы 1 и 3 флотилии высадочных средств (БДБ), 3-я флотилия артиллерийских плавсредств (о ней мы уже писали ранее), силы люфтваффе, катера 1-й флотилии торпедных катеров (для прикрытия с моря). Планировали задействовать и 3-ю флотилию раумботов, но из-за технического состояния и занятости большей части катеров, она принять участие не смогла.

Береговым начальником, ответственным за погрузку войск в Судаке был назначен комендант города. Морским командиром был назначен командир 1-й флотилии высадочных средств, обеспечение морской части операции – штаб 1-й флотилии.

В связи с тем, что ситуация в портах Ялта и Алушта была не совсем понятна, была направлена разведка в составе катера G3106 и БДБ F-535.

На тот момент в Судаке были оборудованы две пристани, к которым могли одновременно подойти 4 БДБ. Поэтому, с рассветом в распоряжение коменданта должны были подойти 4 БДБ, затем, к 11 часам подходили еще 8 БДБ и еще 2-3 БДБ должны были находиться в двухчасовой готовности к подходу, на случай повреждения или потопления эвакуационных средств.

В район погрузки был направлен 2-й отряд 3-й флотилии артиллерийских барж (AF-52, AF-54)

Защиту от авиации должны были обеспечивать люфтваффе (Kustenstaffel "береговая эскадрилья" аэродром Юхарина балка) и собственные зенитные средства плавсредств.

В 0.22 (13.04) из Севастополя вышел отряд 1-й флотилии высадочных средств, и уже начинаются противоречия в документах (не принципиальные, но...). По документам вышли F-122, F-132, и приданная из 7-й флотилии F-561. Но есть нюанс: береговая охрана говорит о том, что вышли не три, а четыре баржи. В составе этого же отряда вышла F-335.

Следом вышел еще один сводный отряд. По документам это F-571, F-335 и приданная из 3-й флотилии F-325. Старшим этой группы являлся лейтенант цур зее Якобейт. (Мы упоминаем его просто ради интереса, потому, что он встречается в документах по Эльтигену) Правда, по его отчету, получается что F-335 присоединилась к его отряду только в Судакской бухте. Но это не принципиально.

В 0.30 (13.04.44) вышел отряд 3-й флотилии в составе F-333, F-312, F-583, F-467 под командованием лейтенанта цур зее Мюллера, а чуть позже в 0.47 вышли две БДБ F-565 и F- 534 приданные отряду из 7-й флотилии. Баржи были приданы отряду в связи с нехваткой барж для проведения операции.

До рассвета прикрытие из 4 торпедных катеров и двух артиллерийских барж уже заняло позиции в районе Судакской бухты.

По расчету, переход от Севастополя до Судака должен был занять от 7,5 часов до 10. В принципе, да, отряд 1-й флотилии рано утром закончил погрузку, и по донесению командира 1-й флотилии в 13.15 десантные баржи этого отряда уже проходили Ялту, имея на борту 400 человек.

-3

При отходе из Судакской бухты они попали под первый налет, и имели на двух баржах потери: 1 убитый, 4 тяжело и 2 легкораненых. Отмечены попадания двух 2-см авиационных снарядов в баржи F-122, F-561. Этот отряд в составе барж F-132, F-122, F-561 прибыл в Балаклаву в 16 часов (без приключений), доставив 420 человек.

По донесению командира этого (1-го) отряда еще три баржи находятся на переходе, и 5 барж находятся в Судакской бухте. Стоп...

А, почему пять? Должно быть шесть. Ошибка? Может быть, давайте смотреть дальше. Смотрим судьбу 2-го отряда барж.

-4

По данным лейтенанта Якобейта он вышел с двумя БДБ, и в 9 часов утра в Судакской бухте встретил третью, незагруженную баржу F-335 из 1-й флотилии (хотя остальные документы говорят о том, что все три баржи шли вместе). В принципе, может быть, т.к. советская авиаразведка видит у причалов 4 баржи, и еще две на подходе.

Якобейт в своем отчете говорит, что в Судаке погода была хорошей. Ветер легкий юго-западный 1-2 м/с, волнение 1 балл, видимость хорошая.

10 часов - прием войск с берега. В течение этого времени постоянные налеты. Штурмовики и истребители атаковали бортовым оружием, авиабомбами малого и среднего калибра. После приема 600 солдат в 10.25 баржи начали отход от берега. В этот момент баржи атаковали 8-10 Ил-2 под прикрытием истребителей. Налет был отражен, и баржи повреждений не имели. F-325 огнем 2-см автомата сбила советский самолет, который упал в море.

-5

Отряд Якобейта без потерь вошел в Балаклавскую бухту в 19 часов (ну, если верить отчету). Учитывая доставленных первым отрядом, как раз и выходит 1020 человек (указанных в отчете). А, остальные баржи? Что доставили они?

Остальным повезло чуть меньше. И вот тут-то начинаются "чудеса" и нестыковки.

В немецких донесениях начинается «плач Ярославны»: погрузка плохо организована, русские самолеты налетели, «люфты» из-за передислокации опоздали…