Найти тему
Свое Дело Плюс

Главное, чтобы костюмчик сидел, или как построить традиционный бизнес, используя новые технологии

Как петербургский конструктор одежды Яков Пантелеев запустил пошив мужского костюма премиум класса, используя новые технологии и тренды. Между тем бывалые участники рынка говорят о том, что тема очень нишевая и рынок покидают игроки, а клиенты, делая заказ, к примеру, за 90 тысяч рублей, хотят получить костюм на миллион.

Яков Пантелеев, основатель Alg Atelier
Яков Пантелеев, основатель Alg Atelier

Мужской костюм при всей демократичности мужского дресс-кода будет нужен всегда — конференции, мероприятия, ответственные деловые встречи, а главное — всегда будут свадьбы, и везде нужен костюм, и рынок будет расширяться, уверен 32-летний петербургский предприниматель Яков Пантелеев. Эта уверенность помогла ему запустить собственный бизнес в этом году — ателье мужского костюма Аlg Atelier. Он сумел привлечь инвестора, который вложил в бизнес 5 млн рублей. Вернуть вложения рассчитывают через год.

Отличие этого ателье от других в том, что там никто ничего не шьет.

Один раз пошив костюм на заказ и увидев, как он сидит на фигуре, и как в нем можно двигаться, никто не захочет покупать готовый костюм, уверен предприниматель. Но и это не главное. Главное, что Яков сумел наладить пошив, или производство, таких костюмов в Китае и это премиум-класс, а не то, что обычно ассоциируется с китайской продукцией.

К моменту создания бизнеса осенью 2023 года у Якова был уже определенный опыт в деле изготовления одежды. «Я конструктор одежды и заканчивал университет технологии и дизайна, есть и экономическое образование, я работал 7 лет на другую компанию, которая создавала костюмы по определенной технологии, получил опыт и почувствовал силы создавать свое», — рассказывает предприниматель. Друг Якова стал инвестором проекта и вложил в компанию 5 млн.

От снятия мерок зависит все

«На рынке Петербурга такого подхода не встречал, это уход в сторону скандинавской тихой роскоши, а сдержанные элементы, они могут комбинироваться со многими вещами гардероба. Суть нашего бизнеса в том, что мы помогаем клиентам сделать костюм, подсказать для каких целей его носить. Собственно, в процесс снятия мерок входит и консультация стилиста. На выходе им имеем продукт — идеально и правильно сидящий на фигуре костюм», — рассказывает основатель Alg Atelier.

Так снимают мерки в Alg Atelier
Так снимают мерки в Alg Atelier

После снятия мерок следует первая примерка — затем получение готового изделия и доработки, если они нужны.

Стоит отметить, что это не просто «снятие мерок» как у портного, это построение точной модели костюма по меркам фигуры заказчика с помощью компьютерных программ. Собственно, от снятия мерок и зависит все, поэтому тут нужна полная точность, объясняет Яков.

Ткани используют итальянские и английские, португальские, с ними очень просто, их не нужно ввозить по параллельному импорту, потому что они уже находятся на фабрике в Китае. «На этой фабрике отшиваются костюмы, — рассказывает владелец бизнеса, — я — поставщик заказов по индивидуальным меркам. Это не ателье, которое отшивает свои изделия на месте. Там, в Азии, на этой фабрике с мировой славой очень следят за качеством, введены самые высокие стандарты качества, там отшивается полмира и контроль качества производят самый высокий», — объясняет предприниматель, добавляя, что знаком с фабрикой около 10 лет, и что теперь в Китае иногда «шьют лучше некоторых европейских портных».

«Мы не шьем клеевые костюмы, они на натуральной канве, прошиты конским волосом. Нам не нужно закупать 300 м и 200 вариантов тканей. На фабрике уже предлагают более 2 тысяч тканей. Наша задача — обсудить дизайн и снять мерки. Образцы тканей, конечно, обсуждаем», — говорит Яков Пантелеев.

Схема работы

Человек, который снимает мерки в этом ателье — его называют тейлор. Тейлор — в переводе с английского, портной. Но в ателье — это человек, от которого зависит, как будет сидеть костюм. Поскольку костюмы здесь стоят от 90 тысяч, то ответственность на тейлоре лежит большая.

«Это высокая стоимость,- говорит Яков, — а но если посмотреть на обычные магазины, которые продают костюмы, например, Henderson, их костюмы хороши, но они другие. К нам приходят не по рекламе, много заказчиков из тех, с кем я работал в предыдущей компании».

Как пришла идея

Идея, собственно, работать именно по такой схеме пришла во время пандемии ковида. «У нас была договоренность с голландцами о поставках, но ввиду всех событий отказались от поставок. Это стало толчком к тому, чтобы самому выйти на фабрику, с которой работала Голландия», — рассказывает Яков Пантелеев.

-3

«Многие воротили носом от Китая, теперь нет, там используется одна из самых передовых технологий. Когда открываем заказ, видим, что швы более точные и ровные. Шаг отклонения от нормы — 5 мм. В противном случае — перезаказ. 10 лет фабрика работает, ну, бывает, что пуговицу забыли пришить. Но это естественный процесс», — рассказывает предприниматель.

Название фабрики он не называет. Фабрик, которые шьют мужские костюмы, в Китае сотни, но эта фабрика «совсем по-другому подходит к своей работе», считает Яков. Яков хотел бы так построить бизнес, чтобы компания ежедневно получала один заказ.

Газпром переехал: заказчиков больше

«Есть ли костюмы из этих тканей — да, все салоны используют одни и те же ткани, — говорит предприниматель. — Не хочется никого обидеть. Все используют качественное сырье, например, компании Truvor, компания Andrew Duck — не знаю, где они шьют. Но «Газпром» переехал в Петербург и мужской костюм стал здесь более востребован — людям нужны костюмы», — говорит предприниматель.

Салон площадью 55 м2 расположился на Красногвардейской пл., в пространстве Design District DAA. «Мы влюбились в это пространство, там 6-метровые окна, здание бывшего машиностроительного завода», — рассказывает Пантелеев, отмечая при этом, что большинство заказчиков такого ателье любят камерную атмосферу.

«Российский покупатель костюмов определенной ценовой категории — это избалованный клиент. Эти люди знают, что такое костюм, как его носить, и это здорово», — делится наблюдениями предприниматель.

Сейчас в компании работают трое сотрудников и они взаимозаменяемые. Их называют тейлоры. Тейлор — это портной в переводе с английского. «Но это не совсем портной, — поясняет Пантелеев, — портные женщины тоже шьют, но мужчина-тейлор занимается расчетами, смотрит, как строятся лекала. С заказчика снимают мерки, это могут сделать и дистанционно, но лучше лично, затем выбирают ткани, это также можно сделать дистанционно». Схема работы помогает экономить кадры, говорит предприниматель. Сейчас в компанию приглашают стилиста, он просто необходим заказчикам. Он и поможет поставить окончательные точки в процессе, который позволит костюму сесть на фигуру идеально.

«У нас высокие расходы на ткани и фабрику, и цена продукта относится к выше, чем среднему ценовому сегменту. Но у  конкурентов цены еще выше», — отмечает основатель бизнеса.

Это не шоковая терапия

Если костюм «не сидит», а это встречается, его подгоняют на месте. «Предприниматели без опыта могут от реакции «это все не то» впасть в ступор, — продолжает рассказ ательер, — но мы воспринимаем это как это не шоковую ситуацию, так как мы понимаем, как это должно выглядеть. Например, часто такая ситуация встречается с длиной брюк. Иногда клиенты хотят брюки длиннее, чтобы они волочилось, но мы предлагаем компромисс — до середины пятки, а длина брюк очень просто измеряется — чтобы на брюках не было залома. Каждое изделие — это реклама нашей работы, поэтому важно не отступать от правил», — полагает Яков.

-4
  • Прогноз от Аlg Atelier: трендовый цвет 2024 года на летний сезон: кремовый оттенок, бежевый, молочного, светло-коричневого цвета, будет модной также полоска, елочка, которая модная всегда. То есть, на летнее время — теплые оттенки. Обычно среди россиян пользуются спросом такие цвета костюма  — синий, серый и черный. Синий — самый популярный.

Рынок

«Рынок пошива костюмов на заказ стал проседать еще 3 года назад, во время пандемии люди в меньшей степени стали обращаться за индивидуальным пошивом. По сути, обращения были со стороны постоянных клиентов компании. Рынок индивидуального пошива стал подпирать бюджетный рынок турецких костюмов, который предлагал подшивку и корректировку изделий по фигуре. Часть клиентов перешло в сегмент готовых костюмов», — говорит Егор Жемчугов, владелец ателье бренда Zhemchugov, которое шьет в Петербурге мужские костюмы.

Предприниматель и портной Егор Жемчугов
Предприниматель и портной Егор Жемчугов

Экономика не пошла

«2021- 2022-2023 года ознаменовались тем, что часть мужского населения покинуло страну, а часть ушла на войну, что опять же не лучшим образом сказалось на рынке индивидуального пошива. У многих ательеров, даже при хорошей клиентской базе снизилась выручка, так как рынок индивидуального пошива и раньше был нишевой темой,- говорит Егор Жемчугов, —  а теперь он просел капитально. В 2023 году с рынка ушла компания Taurus suit, ребята которые шили в Китае, а здесь продавали с минимальной наценкой Х2. Я так понимаю экономика не пошла при такой низкой маржинальности. Мои предположения, рынок покинет еще не одна компания в сегменте индивидуального пошива, так как нет перспективы развития данного сегмента, в основном игроки сконцентрированы на выживании».

«Такой индпошив — уже премиум сегмент, при этом клиент хочет кулуарное сопровождение, красивый салон для примерок. Люди платят 90 тысяч рублей не за костюм — а за атмосферу, заботу и индивидуальный поход. Если иметь 2 клиента в месяц при средней себестоимости костюма 20 тысяч рублей, то даже высокая маржинальность в 140 тысяч рублей, не позволит находиться на плаву, так как велико бремя издержек на подгонку, рекламу и пр.

В этом бизнесе важно закладывать риски: а что если клиент не захочет забирать костюм? А такое бывает. Возвращать приходится 100% стоимость товара. А что если эти деньги уже вложены в оборот? Этот бизнес очень рисковый, так как клиенты очень требовательны к результату и рассчитывают при вложениях в 90 тысяч, получить костюм на миллион», — говорит Егор Жемчугов.