Найти тему
Чудесные истории

Ангелы в христианском искусстве. Часть 4

Предыдущая статья:

Множество ангелов, представленных на ранних религиозных изображениях (посланники, хранители, певчие), часто обозначали "облако свидетелей".

Они добавляют красоты и одухотворённости сценам с их участием.

Мастер легенды о Святой Люси «Триптих: Мадонна с Младенцем и Ангелами; Донатор и его покровитель Святой мученик Петр; Святой Иероним»
Мастер легенды о Святой Люси «Триптих: Мадонна с Младенцем и Ангелами; Донатор и его покровитель Святой мученик Петр; Святой Иероним»

Эта их особенность очень понравилась многим христианским архитекторам, которые в полной мере воспользовались примером Соломона, который "украсил все стены домашнего храма резными фигурами херувимов".

-2

Точно так же во многих старых церквях ангелы, вырезанные из мрамора, камня или дерева, нарисованные на стекле, на фресках на стенах и на небольших картинах, заполняя собой все пространство.

Однако, поскольку преобладали строгие богословские обряды, ангелов допускали в качестве не просто украшения, а как дидактические инструменты, используемые для подтверждения верований и учений Церкви.

Штефан Лохнер «Madonna of the Rose Bush», 1440 г.
Штефан Лохнер «Madonna of the Rose Bush», 1440 г.

Ангелы в этот период были лишь вторыми после Троицы и предшествовали Евангелистам.

Они изображались как окружение более важных персон, например, Богородицы.

Quinten Metsys «Богородица с Младенцем на троне в окружении четырех Ангелов», 1493/97 гг.
Quinten Metsys «Богородица с Младенцем на троне в окружении четырех Ангелов», 1493/97 гг.

Самым прекрасным изображением, была так называемая Литургия Ангелов.

Он состоял из процессии ангелов по обе стороны хора, очевидным образом приближались к алтарю, все они были одеты в мантии и альбы диакона и несли принадлежности мессы.

Статуи коленопреклоненных ангелов, часто размещавшиеся по обе стороны алтаря, со свечами в руках или эмблемами Страстей Христовых, были не просто украшениями, а символизировали ангельское присутствие везде, где поклоняются Христу.

Поэтому и шествия, и отдельные фигуры ангелов, в любой части храма или приближающиеся к алтарю, являются символами славных воинств небесных, вечно восхваляющих Бога.

Ганс Мемлинг «Страшный суд», 1461/73 гг.
Ганс Мемлинг «Страшный суд», 1461/73 гг.

В течение первых трех столетий христианства изображение ангелов было запрещено, и поэтому интересно наблюдать за первозданными особенностями их изображения в иллюминированных рукописях и мозаиках пятого века.

До десятого века ангелы в искусстве обладали индивидуальностью.

Фото с сайта https://dzen.ru/a/Y-F2XDfypmqTen1C
Фото с сайта https://dzen.ru/a/Y-F2XDfypmqTen1C

Итальянский художник Джотто (1266/67-1337) первым подошел к идеализации изображения ангелов, и, естественно, его ученики развили эту концепцию.

Джотто ди Бондоне «Сцены из жизни Христа: Воскресение»
Джотто ди Бондоне «Сцены из жизни Христа: Воскресение»

Другому итальянскому художнику Фра Анжелико (1400-1455) впервые удалось изобразить совершенно неземных ангелов — ангелов, которые, должно быть, явились ему в его святых снах и запечатлелись в его чистом духе так, что одними красками и кистями он мог изобразить сверхчеловеческую чистоту.

Фра Беато Анжелико да Фьезоле «Мадонна с младенцем и ангелами», 1420 г.
Фра Беато Анжелико да Фьезоле «Мадонна с младенцем и ангелами», 1420 г.

Ангелы Анджелико не выглядят взрослыми людьми, в то время как в ангелах других мастеров, какими бы красивыми и обаятельными они ни были, нам часто кажется, что мы видим красивого мальчика или счастливого ребенка, который мог бы послужить художнику моделью для создания ангелов.

Какими бы чудесными и небесными ни казались нам ангелы Анджелико, они преимущественно женственны. И в то время это могло подвергаться критике, поскольку согласно религиозным учениям, которыми руководствовался этот монах и просветитель, ангелы должны быть бесполы.

Фра Беато Анджелико да Фьезоле «Мадонна с гранатом», 1426 г.
Фра Беато Анджелико да Фьезоле «Мадонна с гранатом», 1426 г.

Ангелы Джотто при всей своей красоте также кажутся женственными, в то время как у великого Микеланджело, ангелы представляют из себя таких небесных существ, с которыми не каждый решится отправиться на небеса.

Микеланджело Буонарроти Фрагмент фрески «Страшный суд»
Микеланджело Буонарроти Фрагмент фрески «Страшный суд»

Ангелы Леонардо кажутся улыбающимися; Корреджо изображал прекрасных детей, исполнявших обязанности ангелов; почти то же самое можно сказать и о Тициане; тогда как на картинах Франческо Альбани, Гвидо Рени и Караччи ангелы показаны просто милыми мальчиками.

Леонардо да Винчи два варианта Мадонны в скалах
Леонардо да Винчи два варианта Мадонны в скалах

Ангелов некоторых художников настолько сложно отличить от их амуров, что понять кто есть кто можно, только прочитав названия их картин.

Это характерно для творчества многих мастеров.

У кого же тогда можно увидеть идеальных ангелов?

Образцовыми можно считать ангелов Рафаэля, особенно тех, что появляются в его более поздних работах.

Его ангелы бесполы, духовны, изящны и одновременно полны разума и силы.

Три ангела в «Изгнание Илиодора из храма» в Ватикане воплощают в себе все эти ангельские характеристики.

У них нет крыльев, но они и не нужны, чтобы подчеркнуть их богоподобный гнев против вора, который ограбил вдову и сироту в Храме Всевышнего.

Фрагмент фрески Рафаэля «Изгнание Илиодора из храма»
Фрагмент фрески Рафаэля «Изгнание Илиодора из храма»

Рембрандт также писал чудесных ангелов: это поэтические, неземные призрачные создания, навсегда увековеченные гением художника.

Рембрандт «Воскресение Христа»
Рембрандт «Воскресение Христа»

Современные художники последовали примеру старых мастеров в изображении ангелов.

Однако поэт и художник Уильям Блейк является заметным исключением из этого правила.

Он рисовал ангелов, которые, несомненно, "поют небесам", плывя по воздуху, и кажется, что их прозрачная драпировка вот-вот исчезнет и станет частью окружающего их эфира.

Уильям Блейк «Христос, принимающий на себя роль спасителя», 1808 г.
Уильям Блейк «Христос, принимающий на себя роль спасителя», 1808 г.

Продолжение: