Предыдущая статья:
Множество ангелов, представленных на ранних религиозных изображениях (посланники, хранители, певчие), часто обозначали "облако свидетелей".
Они добавляют красоты и одухотворённости сценам с их участием.
Эта их особенность очень понравилась многим христианским архитекторам, которые в полной мере воспользовались примером Соломона, который "украсил все стены домашнего храма резными фигурами херувимов".
Точно так же во многих старых церквях ангелы, вырезанные из мрамора, камня или дерева, нарисованные на стекле, на фресках на стенах и на небольших картинах, заполняя собой все пространство.
Однако, поскольку преобладали строгие богословские обряды, ангелов допускали в качестве не просто украшения, а как дидактические инструменты, используемые для подтверждения верований и учений Церкви.
Ангелы в этот период были лишь вторыми после Троицы и предшествовали Евангелистам.
Они изображались как окружение более важных персон, например, Богородицы.
Самым прекрасным изображением, была так называемая Литургия Ангелов.
Он состоял из процессии ангелов по обе стороны хора, очевидным образом приближались к алтарю, все они были одеты в мантии и альбы диакона и несли принадлежности мессы.
Статуи коленопреклоненных ангелов, часто размещавшиеся по обе стороны алтаря, со свечами в руках или эмблемами Страстей Христовых, были не просто украшениями, а символизировали ангельское присутствие везде, где поклоняются Христу.
Поэтому и шествия, и отдельные фигуры ангелов, в любой части храма или приближающиеся к алтарю, являются символами славных воинств небесных, вечно восхваляющих Бога.
В течение первых трех столетий христианства изображение ангелов было запрещено, и поэтому интересно наблюдать за первозданными особенностями их изображения в иллюминированных рукописях и мозаиках пятого века.
До десятого века ангелы в искусстве обладали индивидуальностью.
Итальянский художник Джотто (1266/67-1337) первым подошел к идеализации изображения ангелов, и, естественно, его ученики развили эту концепцию.
Другому итальянскому художнику Фра Анжелико (1400-1455) впервые удалось изобразить совершенно неземных ангелов — ангелов, которые, должно быть, явились ему в его святых снах и запечатлелись в его чистом духе так, что одними красками и кистями он мог изобразить сверхчеловеческую чистоту.
Ангелы Анджелико не выглядят взрослыми людьми, в то время как в ангелах других мастеров, какими бы красивыми и обаятельными они ни были, нам часто кажется, что мы видим красивого мальчика или счастливого ребенка, который мог бы послужить художнику моделью для создания ангелов.
Какими бы чудесными и небесными ни казались нам ангелы Анджелико, они преимущественно женственны. И в то время это могло подвергаться критике, поскольку согласно религиозным учениям, которыми руководствовался этот монах и просветитель, ангелы должны быть бесполы.
Ангелы Джотто при всей своей красоте также кажутся женственными, в то время как у великого Микеланджело, ангелы представляют из себя таких небесных существ, с которыми не каждый решится отправиться на небеса.
Ангелы Леонардо кажутся улыбающимися; Корреджо изображал прекрасных детей, исполнявших обязанности ангелов; почти то же самое можно сказать и о Тициане; тогда как на картинах Франческо Альбани, Гвидо Рени и Караччи ангелы показаны просто милыми мальчиками.
Ангелов некоторых художников настолько сложно отличить от их амуров, что понять кто есть кто можно, только прочитав названия их картин.
Это характерно для творчества многих мастеров.
У кого же тогда можно увидеть идеальных ангелов?
Образцовыми можно считать ангелов Рафаэля, особенно тех, что появляются в его более поздних работах.
Его ангелы бесполы, духовны, изящны и одновременно полны разума и силы.
Три ангела в «Изгнание Илиодора из храма» в Ватикане воплощают в себе все эти ангельские характеристики.
У них нет крыльев, но они и не нужны, чтобы подчеркнуть их богоподобный гнев против вора, который ограбил вдову и сироту в Храме Всевышнего.
Рембрандт также писал чудесных ангелов: это поэтические, неземные призрачные создания, навсегда увековеченные гением художника.
Современные художники последовали примеру старых мастеров в изображении ангелов.
Однако поэт и художник Уильям Блейк является заметным исключением из этого правила.
Он рисовал ангелов, которые, несомненно, "поют небесам", плывя по воздуху, и кажется, что их прозрачная драпировка вот-вот исчезнет и станет частью окружающего их эфира.
Продолжение: