Найти тему
Чудесные истории

Ангелы в христианском искусстве. Часть 5

Предыдущая статья:

Архангелы

Только у архангелов есть имена, и, будучи в состоянии идентифицировать их, особенно в связи с определенными важными событиями на небесах или земле, мы невольно думаем о них с более благоговейными чувствами, чем мы, возможно, испытываем к бесконечным безымянным ангелам небесного хора.

Фра Филиппо Липпи «Благовещение»
Фра Филиппо Липпи «Благовещение»

В произведениях искусства эти ангелы всегда прекрасны, постоянно улыбаются и появляются в разном количестве в зависимости от конкретного религиозного события.

Они являются самой декоративной аудиторией свидетелей, и когда они играют на своих музыкальных инструментах или поют хвалу Богу с открытыми губами и поднятыми восторженными глазами, привнося дополнительное очарование сцене.

Пьеро делла Франческа «Рождество», 1470/75 гг.
Пьеро делла Франческа «Рождество», 1470/75 гг.

История архангелов и их чудесных деяний, рассказанная в Священных Писаниях и священных легендах, дает нам яркое представление об их чудесной силе и мудрости, а также об их нежном сочувствии к людям, которых они защищали и которым служили в качестве опекунов и защитников.

Официальные обязанности, возложенные на них богословами, обеспечивают им постоянное присутствие в нашем сознании.

По сравнению с такой личностью, которую мы невольно приписываем святому Михаилу, музыкальные ангелы кажутся неосязаемыми, такими мимолетными воздушными видениями.

Petrus Christus, Страшный суд (правое крыло триптиха), 1452 г.
Petrus Christus, Страшный суд (правое крыло триптиха), 1452 г.

Михаил (Подобный Богу) — главнокомандующий небесного воинства, защитник и победитель воинств ада, господин и хранитель душ, покровитель и князь Церкви.

Его атрибуты — скипетр, меч и весы.

Ганс Мемлинг «Страшный суд», 146173 гг.
Ганс Мемлинг «Страшный суд», 146173 гг.

Гавриил (Человек Божий) – хранитель небесной сокровищницы; носитель важных посланий, ангел Благовещения.

Его символ – лилия.

Филипп де Шампань «Благовещение», 1644 г.
Филипп де Шампань «Благовещение», 1644 г.

Рафаэль (Исцеление Божие) — глава ангелов-хранителей, был проводником юного Товия.

Он несёт посох и бутыль паломника.

Гаспар де Крайер «Тобиас и Ангел», 1618 г.
Гаспар де Крайер «Тобиас и Ангел», 1618 г.

Уриил (Свет Божий) — управляет небесными светилами и учитель Ездры.

Его символы — свиток и книга.

Уриил
Уриил

Некоторые полагают, что Чамуил (Тот, кто видит Бога) — это ангел, который боролся с Иаковом и явился Христу во время агонии в саду.

Другие полагают, что последним был Габриэль.

Чамуил несет чашу и посох.

-8

Иофиил (Краса Божия) — хранитель Древа познания, изгнавший Адама и Еву из Эдемского сада, защитник искателей истины, наставник сыновей Ноя.

Его атрибут – пылающий меч.

Краса Божия
Краса Божия

Иногда говорят, что Задкиил (Праведность Бога) удержал руку Авраама от принесения в жертву Исаака, в то время как другие полагают, что это было делом рук Михаила.

Жертвенный нож — символ Задкиила.

Тициан «Жертвоприношение Исаака»
Тициан «Жертвоприношение Исаака»

Когда архангелов представляют без отсылки на их особый функционал, их обычно облачают в доспехи, держащими мечи остриями вверх, а иногда и с трубами.

Они имеют двойственную природу, выполняя обязанности посланников и служителей.

-11

Хотя каждый из семи архангелов часто изображался в произведениях искусства, но похоже, не существует примера, в котором их всех можно было бы увидеть вместе и идентифицировать по имени.

Встречаются редкие случаи изображения семи ангелов, трубящих в трубы, которые призваны проиллюстрировать текст Откровения: "И увидел я семь ангелов, стоящих пред Богом, и дано им семь труб".

Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда
Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Но поскольку ни Восточная, ни Западная Церковь не признавала всех этих семи архангелов одновременно, вполне вероятно, что эти изображения представляют собой просто ангелов Откровения.

Продолжение: