После смерти своего старшего брата Энрике IV, Изабелла развязала гражданскую войну. Ее противницей была единственная дочь почившего короля, Хуана Бельтранеха. Эта война двух женщин за Корону Кастилии навсегда изменила историю Испании.
В 1474 году умер король Кастилии Энрике IV. Вот уже 12 лет как придворные разделились на два лагеря, каждый из которых в ответственный момент был готов поддержать своего кандидата на престол: дочь короля - Хуану Бельтранеху или сестру короля - Изабеллу. Неопределенность и отсутствие четкого решения со стороны короля разделило кастильскую знать, ведь речь шла не только о выборе новой королевы, но и о международных союзах, а, следовательно, о будущем Кастилии.
Хуана, впоследствии вышедшая замуж за короля Португалии могла принести усиление контроля над атлантическим побережьем Африки, в то время как Изабелла, супругом которой был наследник королевства Арагон, Фердинанд, сулила принести влияние на Средиземноморье.
Последняя болезнь короля резко обострила зреющий в стране конфликт, связанный с престолонаследием. Большинство дворянства стояло за Изабеллу. Не без давления со стороны короля Арагона, Энрике назвал своей преемницей сестру, отодвинув дочь на второй план.
С другой стороны, Хуану поддерживали соседние Португалия и Франция. Правители этих стран не без основания опасались, что союз Кастилии и Арагона приведет к появлению слишком сильного противника в их борьбе за африканское побережье и Италию. Но главной бедой Хуаны была нависшая над ней тень подозрения в ее незаконнорожденности. Подавляющее большинство ее современников считали, что биологическим отцом девочки был не король Энрике, а кастильский дворянин Бельтран де ла Куэва. Именно поэтому она и вошла в историю под именем Хуана Бельтранеха.
Игра престолов в Кастилии
В декабре 1474 г. Энрике IV умер и сторонники Изабеллы без колебаний провозгласили ее королевой. Со своей стороны сторонники Хуаны искали поддержки у короля Португалии Альфонсу V, предложив ему жениться на ней и на правах супруга претендовать на совместную корону Кастилии и Португалии. В результате, в мае 1475 года разразилась война за кастильское наследство, которая определила ход истории не только в рамках затронутых конфликтом королевств, но и весь ход мировой истории.
Обе стороны обладали внушительной военной мощью, однако Хуане катастрофически не доставало сторонников внутри самой Кастилии. Как следствие, ее войска были вынуждены сосредоточить свои усилия в районе, приграничном с Португалией, поскольку не имели возможности продвинуться вперед и объединить усилия с французской армией Людовика XI.
Французский монарх изначально послал войска, чтобы помочь людям Хуаны приблизится к противнику со стороны Королевства Наварра, однако, ввиду того, что силы Альфонсу не сумели объединиться с французским отрядом, Людовик, занятый собственной войной против герцогства Бургундского, отказался повторно вмешиваться в конфликт.
А в это самое время, Изабелла усиленно распространяла версию о том, что Хуана не является дочерью ее брата, а есть плод адюльтера королевы Жуаны Португальской с Бельтраном де ла Куэва. И пропаганда приносила свои плоды.
В марте 1476 года армия Альфонсу V лицом к лицу столкнулась с войсками Изабеллы на окраине Торо, что неподалеку от границы с Португалией. И хотя само сражение закончилось без видимой военной победы ни для одной из сторон, тем не менее, в своем роде оно оказалось решающим и в конечном счете определило исход дела.
Португальский король воочию убедился в отсутствии дóлжной поддержки своего дела. Спустя три месяца он подписал с Изабеллой и Фердинандом соглашение о перемирии и удалился в свое королевство. Все это сильно деморализовало дух сторонников Хуаны, добрая половина которых перешла на сторону Изабеллы. Уже в этот момент можно было безошибочно утверждать, что войну за кастильское наследие Хуана проиграла.
Однако, несмотря на то, что количество сторонников Хуаны стремительно сокращалось, официально война продолжалась до 1479 года, хотя и представляла собой уже эпизодические столкновения сил противников, главным образом на побережье Гвинеи.
Последний удар был нанесен не пушкой, а Папой. Оба претендента на кастильскую Корону заключили близкородственные браки. Изабелла и Фердинанд произнесли священную клятву, имея на руках фальшивую буллу, что, по сути делало из брак незаконным.
Папа Сикст IV наконец-то узаконил свадьбу Изабеллы и Фердинанда, а брак Альфонсу и Хуаны аннулировал по причине близкого родства.
Цена мира
Видя, что его претензии на трон Кастилии окончательно потерпели крушение, португальский король попытался добиться максимально выгодного для своей страны соглашения. Достигнутый пакт, материализованный в Алкасовашском договоре, обеспечил безопасность обеим сторонам:
- Изабелла и Фердинанд отказались от любых претензий на португальский трон, на который Изабелла имела отдаленные права, поскольку ее мать была португалкой;
- Альфонсо отказался от Кастилии равно как для себя, так и для своих преемников, таким образом обеспечив консолидацию Кастилии и Арагона для потомков католических монархов;
- Португалия получала долгожданное господство в Атлантике, гарантировавшее ей доступ к побережью Гвинеи, где она добывала золото и рабов;
- Под контролем Кастилии оставались только Канарские острова;
- Было достигнуто соглашение о свадьбе старшей дочери католических монархов, инфанты Изабеллы с инфантом Альфонсо Португальским. За невестой давали приданое, в размере, который покрывал все расходы Португалии на военную кампанию в борьбе за кастильское наследство.
Алкасовашский договор поставил окончательную точку в войне. Хуана Бельтранеха отказалась от всех своих титулов и владений в Кастилии и до конца своих дней находилась в изгнании в Португалии. Под давлением Изабеллы Кастильской, Хуана была вынуждена принять постриг.
Однако, несмотря на полное поражение и крушение всех своих надежд, преданная мужем и сторонниками, в душе Хуана не смирилась и до конца жизни подписывала свою корреспонденцию «Я королева».
Окончание Войны за кастильское наследство имело гораздо большее значение, нежели ожидалось. Лишившись возможности черпать богатства с африканского побережья, католические монархи обратили свои взоры на новые морские пути.
Несколько лет спустя мореплаватель по имени Христофор Колумб представил сначала Двору Португалии, а затем Двору Кастилии амбициозный проект: пересечь Атлантику и достичь азиатских побережий. План сулил получение прямого доступа к богатствам Дальнего Востока в обход османов.
И Изабелла, и преемник Альфонсу V - Жуан II не торопились принимать предложение Колумба, опасаясь, что пересечение Атлантики может быть расценено как нарушение Алкасовашского договора. Однако, советник Фердинанда сумел подготовить почву для того, чтобы экспедиция, подробно расписанная на бумаге смогла воплотиться в жизнь....
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.