Когда Колумб представил свой проект путешествия по водам Атлантического океана, многие... очень многие называли его сумасшедшим. И только Изабелла Кастильская, сумела абстрагироваться от общепризнанного мнения, что позволило ей стать причастной к одному из самых великих географических открытий за всю историю человечества.
В конце 1491 года Христофор Колумб, казалось уже был готов отказаться от мечты всей своей жизни. Десятилетиями он лелеял надежду достигнуть берегов Азии по неверным водам океана. Ему уже исполнилось 40 и последние 6 лет он тщетно искал финансовую поддержку для осуществления своих амбициозных планов.
У Колумба не было недостатка в людях, которые готовы были последовать за ним на край света, но те, во власти которых было помочь ему, раз за разом откладывали принятие решения. Большинство тех, кто мог помочь Колумбу были настроены скептически, если не враждебно. Ведь представленный проект противоречил многим устоявшимся "истинам", и, главное, Священному Писанию. Усугубляло отчаянное положение Колумба еще и то, что он был мало кому известен и не имел академического образования.
Католические монархи, поглощенные военными операциями по завоеванию Гранады, к которым неоднократно обращался Колумб, не торопились дать окончательный ответ.
Колумб не падал духом и следовал за Двором, как верный пес следует за хозяином. Однажды, он даже взял в руки оружие, чтобы доказать Изабелле и Фердинанду свою преданность. В 1491 году, перед началом штурма Гранады короли в очередной раз приняли Колумба, и в очередной раз отказались гарантировать финансовую поддержку его операции.
Тогда Колумб и верные ему люди решили покинуть Кастильский Двор. Они, только что получившие отказ и от португальцев отправились в Уэльву, в монастырь Санта-Мария-де-Ла-Рабида.
Оставался последний шанс - попытать счастье во Франции. Французский монарх казался заинтересованным и прислал Колумбу письмо с предложением представить ему свой проект. Именно в этот момент, монах по имени Хуан Перес решил предпринять еще одну попытку и поговорить с Изабеллой Кастильской. Он был личным духовником королевы и питал слабую надежду на то, что сможет убедить королеву финансировать это путешествие.
Как не странно, он оказался прав. Тот разговор, подробности которого ревностно хранит Госпожа История, стал решающим. Сразу после взятия Гранады, Изабелла пригласила Колумба к себе и сообщила ему радостную новость: она даст денег для его экспедиции.
Эйфория надежды
В первую очередь Колумб позаботился о том, чтобы его экспедиция соответствовала атмосфере религиозного подъема. Он во всеуслышание утверждал, что поездка в Индию позволит ему оказать помощь христианам этого континента и обратить неверных в единственно истинную веру. Кроме того, он обещал, что полученные в ходе этого предприятия экономические выгоды, которые, по его мнению будут баснословными, частично пойдут на финансирование нового крестового похода, который освободит Иерусалим от мусульман. Его последнее заявление не могло не порадовать Изабеллу и Фердинанда.
Так или иначе, но Католические Монархи позволили себя убедить. 17 апреля 1492 года они подписали с Колумбом так называемую Капитуляцию Санта-Фе, что по сути являлось ни чем иным, как договором. Согласно документа мореплавателю было пожаловано звание Адмирала морей и океанов, почетный титул Дона и право на получение десятой части от ожидаемой добычи.
Колумб не догадывался, что деньги, которые пойдут на покрытие расходов его экспедиции мало волновали Изабеллу и Фердинанда, ибо бюджет, отпущенный на это предприятие почти полностью был покрыт беспроцентным займом, предоставленным министром финансов и казначеем Луисом де Сантанхелем, большая часть которого составляла его личные средства. Оставшуюся сумму в принудительном порядке давал город Палос. Он должен был предоставить в распоряжение Колумба две из трех каравелл.
Через восемь месяцев после того, как 3 августа 1492 года суда Колумба вышли в море из порта города Палос-де-ла-Фронтера, до Кастильсокого Двора дошло известие о том, что мореплаватель вернулся. Из Лиссабона, где причалили его корабли он в марте 1493 года отправил письмо Католическим Монархам, в котором сообщал радостную новость: он завершил свое путешествие через океан и его нога стояла на той самой земле, по которой двумя столетиями раньше путешествовал Марко Поло.
Фердинанд и Изабелла, воодушевленные хорошими новостями не замедлили осыпать мореплавателя новыми милостями. Свое письмо они начали так::
«Нашему Адмиралу морей и океанов, вице-королю и губернатору островов, открытых в Индии»
Именно такой титул полагался Колумбу по подписанному между ним и Католическими Величествами договору. Царственная чета сообщала, что с нетерпением ожидают встречи с героем и просят его присоединиться ко Двору в Барселоне, где в данный момент они находились.
Появление адмирала в Барселоне произвело настоящую сенсацию. Колумб вез с собой семерых коренных американцев, а также попугаев, других животных и различные растения и фрукты.
По словам летописца того времени:
«Люди выбегали на улицу, чтобы увидеть его, индейцев и другие диковинные вещи, которые он нес».
В Барселоне Фердинанд и Изабелла приняли его нарочито почтенно, позволив Колумбу сидеть в их присутствии. Колумб сопровождал их во время прогулки по городу.
Не осталось никаких документальных подтверждений, но исследователи предполагают, что в это время состоялась аудиенция, которую королева Изабелла дала Колумбу. Никому не дано знать, что происходило за закрытыми дверями, но эта встреча, без сомнения, оставила глубокий след в душе адмирала. Восемь лет спустя он напишет Изабелле следующие строки:
«Я слуга Вашего Величества. В Барселоне я отдал ключи от своего сердца. Я отдал самого себя Вашему Величеству, ничего не оставив себе».
Плоды подвига
Успех 1492 года принес Колумбу не только славу, но и привилегированное положение при королевском Дворе. Теперь в нем видели опытного мореплавателя и картографа, к которому государи часто обращались за советом. Но заслугу первооткрывателя вскоре затмило недовольство монархов, вызванное весьма спорными способами ведения дел на посту губернатора открытых земель.
Уже во время второго пребывания Колумба на Карибских островах к королевскому Двору полетели многочисленные жалобы от испанских колонизаторов, которые считали, что адмирал во многих вопросах прибегает к самоуправству, преступая Закон. По возвращении из этого второго путешествия Колумб отправился в Бургос, чтобы дать объяснения по сложившейся ситуации. Летописец того времени Санта-Крус так описал эту встречу:
«Колумб подробно описал его Величествам сложившуюся ситуацию, он дал пояснения и ответил на все вопросы, что сыпались на него, как из рога изоблииля. Он извинился перед ними и, на сколько это было возможно, казался искренним».
Монархи простили мореплавателю его прегрешения, списав на неопытность в делах государственных. Более того, они поручили ему отправиться в новое, третье путешествие, которое в конечном итоге оказалось фатальным для репутации Колумба.
Столкнувшись с открытым восстанием Колумб с большим рвением старался навязать свою власть, но это лишь резко увеличило количество жалоб, что одна за другой летели ко Двору Изабеллы. В конце концов, Католические Монархи были вынуждены вмешаться. Ценой нарушения привилегий Колумба, которые были ему положены по Капитуляции Санта-Фе, подписанной 17 апреля 1492 года они поручили управление островами специальному комиссару. В августе 1500 года три брата Колумба были арестованы, и, закованные в кандалы отправлены в Испанию.
Помимо жалоб, что поступали с новых колоний, немало расстраивал королеву и еще один момент - обращение Колумба с коренным населением.
Первоначально он был благосклонен к индейцам, однако во время своего второго путешествия Колумб задумал поработить тех индейцев, которые восстали против господства испанцев или были каннибалами. Он начал продавать этих людей в качестве военных рабов в Европу. В 1495 году он отправил первый «груз» из 300 индийских рабов для продажи в Андалусии, а в 1498 году на материк отправились еще пять кораблей, полных рабов.
Короли, и особенно Изабелла, поспешили пресечь эту коммерческую деятельность. Поначалу уважение к его заслугам заставили их оставить Колумбу деньги, вырученные от продажи первых 300 рабов, но уже вскоре, совет богословов вынес решение, что подобная торговля является аморальной и не допустима для достойного христианина.
Отправляя Колумба после принесенных им извинений в третье путешествие, Изабелла дала совершенно определенные указания относительно евангелизации коренного населения. Именно поэтому она буквально вышла из себя, узнав, что Колумб раздает коренное население в качестве рабов верным ему испанцам.
«Кто дал право губернатору раздавать моих вассалов?»
Местное население не являлось врагами Короны, именно поэтому нельзя было вести войну против них и, тем более, продавать в рабство. Возмущенная неповиновением Колумба, Изабелла приказала вернуть индейцев, прибывших в Испанию в качестве рабов на их Родину.
Крушение надежд
Несмотря на все эти конфликты, короли не были жестоки к Колумбу. Как только в ноябре 1500 года арестованные прибыли в Кадис, Изабелла приказала освободить Колумба и вызвала ко Двору. В письме адмиралу Католические Монархи писали:
«Будьте уверены, что ваше заключение глубоко ранило нас. Сразу после того, как нам стало известно об этом, мы приказали исправить положение, в котором Вы очутились. Мы и далее намерены уважать Вас и относиться к Вам по заслугам Вашим».
В Гранаде его тепло встретили и предложили осуществить новую поездку, которую сами и профинансировали. Но... они запретили ему ступать на земли Эспаньолы и лишили его монополии на торговлю с Индией.
Это четвертое путешествие стало сущей чередой катастроф, и в конце 1504 года Колумбу пришлось вернуться в Севилью. Он был болен и глубоко подавлен.
В это самое время Колумб получил известие о тяжелой болезни королевы Изабеллы. 1 декабря 1504 года он написал своему сыну Диего, который находился при Дворе с тем, чтобы тот передал королеве что он горячо молится о ней. Отправляя письмо Колумб не знал, что королева умерла пятью днями ранее.
Преемники Изабеллы проигнорировали все просьбы адмирала о восстановлении его прав. Колумб умер 20 мая 1506 года.в Вальядолиде не бедным, как он сам преувеличенно утверждал, но глубоко разочарованным в жизни человеком.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.