Есть мнение, что чернозёмы формируются только там, где практикуется крестьянское трёхпольное земледелие. Причём, «крестьянское» обязательно от слова «крест». Это мнение противоречит известному из учебника естественному механизму формирования чернозёмов в холодных степях. Но чем-то это мнение ценно.
Ценно тем, что напомнило о другом учебнике. Учебнике по истории. Где было написано, что трёхполье – более прогрессивный, сравнительно с подсечно-огневым и с «паром», способ земледелия. Ибо при трёхполье не засевается лишь треть земли, остальные две занимаются озимыми и яровыми. Пар же подразумевает, что зарастают, временно превращаясь в пастбища, половина полей... Просуммировав данный тезис с другой общеизвестной информацией, – в России трёхполье получает распространение почти на тысячу лет позже, чем в Европе, – с XVI века, – многие делают ошибочный вывод об аграрной отсталости Руси.
...Начать тут можно с того, что до XIX века причины истощения почв не были известны и понимались превратно. Растениям нужны минеральные вещества, которые если и могут попасть на поле в составе органических остатков, то только если это, допустим, речной ил, принесённый разливом реки. Если же просто позволить полю зарасти, а потом выпустить на него скот, с навозом в почву вернётся лишь часть фосфора, из той же почвы извлечённого съеденной коровами травой.
Формулируя проще, – способы предотвращения истощения почв до начала практики применения минеральных удобрений – отсутствовали. Как следствие, урожайность всюду была очень низкой. Оставление земли под паром давало некоторый, но незначительный позитивный эффект. Наиболее же эффективным экономически всегда был подсечно-огневой способ земледелия. Пепел от сгоревшего леса возвращал в почву фосфор, и три года урожаи не оставляли желать лучшего. Потом крестьяне уходили на новое место.
Проблема заключалась, естественно, в том, что подсека могла практиковаться лишь при очень низкой плотности населения и большом избытке земли. Что на Руси и наблюдалось… но и тут только в наиболее суровых краях. Эффективность подсечно-огневого метода позволили славянам даже выйти за теоретические северные границы земледелия, – а в рамках технологий средних веков, такая граница пролегала у Ярославля. Но понятно, что никакого изобилия метод при этом уже не давал.
...Тем не менее, и южная часть страны развивалась в условиях аграрного недонаселения. Именно до XVI века, – только тогда свободная земля кончилась. И даже возникли предпосылки для введения крепостного права. До этого момента трёхполье, позволяющее более эффективно использовать ограниченную площадь, не практиковалось просто за отсутствием необходимости.