Найти тему
Игнатова Анастасия

Спонтанный коллапс как прогностический маркëр бластоцист.

Оглавление

Спонтанный коллапс бластоцисты (СК)

является одним из недавно опубликованных потенциально качественных временных маркеров жизнеспособности эмбрионов.

Он может возникать в бластоцистах человека во время расширения полости эмбриона до 7-го дня развития.

Разберём этот процесс более подробно.

  • Натриевые насосы в будущих клетках трофэктодермы начинают перекачивать натрий в центр эмбриона, который осмотически втягивает воду, создавая полость бластоцеля.
  • Растущий бластоцель заставляет блестящую оболочку истончаться, способствуя процессу вылупления эмбриона из неë.
  • На сегодняшний день молекулярные и метаболические механизмы, лежащие в основе спонтанного коллапса бластоцисты, остаются неясными. Однако, Togashi и др. предположили, что эпизод коллапса бластоцисты может быть вызван нарушенными клетками трофэктодермы, не способные избежать потерю воды за счет поддержания функциональности натриевого насоса, либо целостности структуры клеточных соединений.
  • Поскольку для осуществления процесса повторного расширения бластоцеля требуется значительное количество энергии, спонтанный коллапс может быть связан с повреждением бластоцисты.

-2

Данный систематический обзор и метаанализ представляет результат поиска соответствующих исследований в MEDLINE, EMBASE и Кокрановской библиотеке.

Были включены все контролируемые исследования, отвечающие следующим критериям:

  1. женщины, независимо от возраста и количества предыдущих попыток ЭКО или ИКСИ, чьи полученные эмбрионы наблюдались с помощью таймлапс-мониторирования;
  2. сравнение проводилось между бластоцистами, демонстрирующими спонтанный коллапс (одиночное или множественное) во время культивирования, и бластоцистами без коллапса.

Характеристики исследований.

  • Средний возраст женщин - 30,4 - 38,8 лет.
  • Размер выборки - 277-2348.
  • Определение спонтанного коллапса бластоцисты - в 5-ти исследованиях ≥50% поверхности трофэктодермы отделено от зоны пеллюцида, в 2-ух других исследованиях использовались другие пороговые значения.
  • Частота спонтанного коллапса бластоцисты - 37,0% (17,4% - 56,2%).
  • Вспомогательный хэтчинг использовался в 2-ух исследованиях, а в 1-ом исследовании использовались витрифицированные и нагретые ооциты. В 3-ëх других исследованиях о дополнительных вмешательствах не сообщалось.
-3

Результаты.

Спонтанный коллапс был связан со значительно более низкими показателями:

1. клинической беременности (2 исследования, n = 736; ОР = 0,77, 95% ДИ = 0,62-0,95; I² = 30%);

2. продолжающейся беременности (5 исследований, n = 2503; ОР = 0,66, 95% ДИ=0,53-0,83; I² = 60%);

3. эуплоидии (3 исследования, n = 3569; ОР=0,70, 95% ДИ=0,59-0,83; I² = 69%).

Показатели живорождения

(2 исследования, n=816; ОР=0,76, 95% ДИ=0,55-1,04; I² = 56%)

и частота выкидышей

(4 исследования, n=1358; ОР =1,31, 95% ДИ=0,95) -1,80; I² = 0%)

не различались между бластоцистами со СК и без них.

Однако между исследованиями, включенными в оценку показателей продолжающейся беременности, показателей живорождения и показателей плоидности, наблюдалась значительная гетерогенность.

Заключение.

-4
  • Данный метаанализ подчеркнул связь между спонтанным коллапсом бластоцисты и последующими плохими прогностическими результатами, такими как показатели плоидности и частоты наступления беременности.
  • Данные свидетельствуют о потенциале спонтанного коллапса как маркера жизнеспособности бластоцисты, но для более убедительных выводов необходимы дальнейшие исследования, основанные на стандартизированном определении спонтанного коллапса, надежной методологии измерения и увеличенном размере выборки.