Приветствуем наших читателей!
Сегодня мы отправимся на разыскания ещё одной мельницы в верховьях Пышмы в окружности села Белоярского. В отличие от тех же мельниц на Исети, не все мельницы в данном районе Пышмы дожили до наших дней.
Некоторые из них, как и мельницы у Боярки и Большой деревни, бесследно канули в лету, мельница Рябова была разобрана и фундаменты её покоятся под ровным зеркалом Белоярского водохранилища.
В обследуемом нами районе наибольшим количеством мельниц обладала... пам-пам-пам-пам-пам барабанная дробь... деревня Ялунина (Ялунино), к которой было приписано целых 3 мельницы. Непосредственно к селу Белоярскому была отнесена в дореволюционное время лишь одна мельница, которая и станет героиней нашего повествования.
На одной из немногих старинных карт обозначен мельничный пруд, протянувшийся вдоль Белоярского. Перед Вами ниже фрагмент геологической карты дачи Каменского завода, составленной Карпинским в 1885 году.
Этот же подпор мельничного пруда явственно предстает любому, кто обратит свой взор на фотооткрытку 1910 года. К сожалению, строения мельницы заслонила от нашего внимания густая крона сосны, загородившая полкадра.
По карте видно, что конец пруда упирается в плотину в районе современного моста на Асбест. Примерно здесь и стояла искомая старинная мельница. Уточним её положение по фрагменту карты 1934 года с картоосновой 1925 года. Мельница располагалась в сторону Белоярского, где сейчас располагается большой, заросший травой пустырь.
К слову, мельница-то располагалась не так уж и далечко от исторического центра старинного села - самого пригорка в долине Пышмы, где давным-давно был поставлен и сам острог Белоярской слободы.
Когда появилась эта мельница? Вопрос хороший, но однозначного ответа на него пока нет.
Согласно указателю Г. П. Орлова, упоминается в 1881 году здесь мельница, поставленная А. А. Щепетильниковым, екатеринбургским чиновником [1]. Выдавала в то время мельница 20 тыс. пудов муки, то бишь, 320 тыс. кг материала в год, что относится к "серединке" выдаваемой продукции. Для сравнения, мельница Грачева и Боброва в Мезенском, выдавала вдвое больше муки на местные рынки. Выглядела наша скромная мельница вероятно в виде деревянной постройки, примерно как и вышепомянутая мельница Рябова.
Сам Александр Асафьевич Щепетильников происходил из рода шарташских старообрядцев. Его предки (особенно известен в конце XVIII в. И. В. Щепетильников) владели мельницей близ Уктуса (где сейчас бывшие постройки пивоваренного завода), инициировали создание в вышеупомянутом пригородном селении свою иконописную мастерскую. В конце XIX века мельница Щепетильникова выдавала уже на 20% меньше продукции по сравнению с уровнем 1881 года [2].
Краевед В. В. Лизунов, изучавший историю сего края, нашёл в газете "Урал" за 1902 г. заметку: "Ремонтируется мельница в Белоярке на Пышме, которую арендовал у белоярского общества Королев Михаил Сергеевич на 12 лет". Однако, если изучить данные экономической статистики того времени, то становится ясно, что мельница Михаила Сергеевича находилась у Ялуниной, а не в самом Белоярском, соответственно, здесь краевед воспроизвел ошибку корреспондента "Урала", записавшего сообщение, вероятно, из вторых рук [2, 9].
Общероссийские справочные издания начала ХХ в. уже ничего не говорят ни о мельницах Белоярского и Ялуниной, но это не означает, что мельницы были разрушены, скорее всего, они могли быть переданы местным потребительским обществам или бездействовать [5,6].
После революции бывшая мельница Щепетильникова была национализирована. Теперь, в 1920-е годы она была преобразована в целых две госмельницы под №№ 41 и 6 [3]. Почему мельница была "удвоена"? Потому что одна её часть была отведена местной сельхозартели (вероятно, будущему колхозу "Пятилетка"), а вторая часть эксплуатировалась хозрасчетом деревни Баженовой, в ней располагалась и небольшая электростанция на 1,5 кВ [4].
Просуществовали эти "сравнительно мелкие мельницы", как оценивали их экономисты того времени, ибо занято было на них до 10-15 человек, предположительно до середины 1930-х годов. В 1930-е годы две госмельницы, распределённые промеж деревни и села были снова объединены в одну, что и демонстрировала вышепоказанная карта 1934 года. В эти годы рядом с мельницей электростанция была вскоре переоборудована в более мощную, на 165 кВ[8]. Позже упоминания о наших мельницах заканчиваются [7]. После этого мельница была разобрана, а по валу её плотины был построен мост, связавший Белоярский и Асбест асфальтовым полотном.
Теперь совершим небольшую прогулку по этим местам и посмотрим, что ещё могло остаться от тех мест?
Ссылки:
1) Орлов П. А. Указатель фабрик и заводов Европейской России с Царством Польским и Великим княжеством Финляндским : Материалы для фабрично-заводской статистики. СПб., 1881.
2) Орлов П. А. Указатель фабрик и заводов Европейской России с Царством Польским и Великим княжеством Финляндским : Материалы для фабрично-заводской статистики. СПб., 1887.
3) Список населенных мест Свердловского округа. Свердловск, 1926.
4) Экономика районов Свердловского округа Уральской области. Свердловск, 1927.
5) Езиоранский Л.К. Фабрично-заводские предприятия Российской Империи. СПб., 1909.
6) Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. СПб., 1895 - 1902.
7) Районы Свердловской области. Свердловск, 1939.
8) Уральская советская энциклопедия. Т. 1. М. - Свердловск, 1933.
9) Лизунов В. В. Белоярка. История. Ч. 2. Камышлов, 2008.
#уральское село
#старинные мельницы
#река Пышма
#Белоярский
#русские купцы
#уральская промышленность