«…ицо истлело и стало неузнаваемым, правая рука закинута за голову… на груди прямо посередине находятся два отверстия, вероятно, от пуль. Немного выше видны царапины. Шапка и наручные часы отсутствуют. За плечами поверх шинели висит холщовый мешок, где находятся 6 носовых платков, 3 ложки, 1 кальсоны, 1 рукавицы, 1 мыло марки В, всякие мелочи. Все найденные предметы положены в деревянный гроб вместе с телом, которое завернули в бумагу» – это часть отчёта ленсмана (участкового) городка Карашок об эксгумации советского военнопленного. Одного из сотен захоронений, возможно, тысяч…
Как я писал, в северной Норвегии было более 200 лагерей, где содержались советские военнопленные. При каждом – кладбище. Но в реальности захоронений было намного больше, поскольку узники умирали не только в лагере. Это происходило и во время работ на строящихся объектах, они умирали на марше, при побегах, на привалах. Нередки были случаи расправ, казней и расстрелов. Одиночных и массовых. Да и география стихийных захоронений не поддавалась учёту. Много захоронений часто находились в труднодоступных местах – болотах, пустырях, придорожных канавах.
После окончания войны норвежские власти при участии местных военных и полицейских властей, священников и местных жителей приступили к исследованиям и регистрации захоронений, выявлениям причин гибели военнопленных и расследованию военных преступлений. Причём основная тяжесть работы по учёту и переносу стихийных и одиночных захоронений легла на приходских священников и муниципальные власти. Во многих районах с конца войны и вплоть до операции «Асфальт» 1951 года, захоронения переносились с места на место по нескольку раз. Каждая эксгумация тщательно фиксировалась, жертву по возможности старались идентифицировать, выяснялись причины гибели, и перезахоронения происходили с подобающим моменту почтением и ритуалом. Причём к эксгумации советских военнопленных привлекали теперь уже военнопленных немецких, для которых эта работа стала серьёзным физическим и психологическим испытанием – учитывая климат и небольшую глубину захоронения, тела не успели истлеть. На значительной части тел фиксировались следы побоев, пыток и казней.
Во многих случаях вскрытие захоронений в первые послевоенные годы проводилось именно так – скрупулёзно, гласно и открыто. Что в целом отражало настроения в обществе – подавляющее большинство местных жителей во время войны сочувственно относилось к участи советских военнопленных, местные старались помочь продуктами питания и одеждой, а при побегах помогали всем, чем могли. Правда, за редким исключением – иуды находились. Во многих случаях норвежцы становились свидетелями расправ над узниками, и достойное перезахоронение становилось для местных жителей делом чести.
Для Норвегии оккупация стала жестоким уроком и поводом задуматься о своей безопасности – нейтральный статус страны, то, чем норвежцы так гордились до войны, теперь стал рассматриваться ими как серьёзный недостаток. И в 1949 году Норвегия вступила в НАТО. Поскольку большинство крупных захоронений узников находились вблизи военных объектов, которые они же и строили, то норвежское правительство ещё 1948 году начало разрабатывать план по переносу останков советских военнопленных с территорий провинций Финнмарк, Тромс и Нурланн на единое кладбище острова Хьётта. Советская сторона сочла это место слишком удалённым, однако у норвежской стороны были свои соображения.
Из документов МИД СССР: «По политическим соображениям желательно, чтобы в Норвегии оставалось как можно больше памятных мест о немецко-фашистских преступлениях, которые бы служили основой для совместного норвежско-советского боевого товарищества. Могилы, разбросанные по всей Норвегии и требующие ухода и защиты, дали бы кроме того нашим консульским работникам широкие возможности ездить по стране».
Из меморандума МИД Норвегии: «Если мы пойдём навстречу этим русским пожеланиям, то это будет означать, что мы своими руками дали им возможность для организации разветвлённой шпионской сети. Даже если мы настоим на том, что все работы будут осуществляться норвежскими властями, будет трудно отказать русским в регулярном инспектировании работ, которые они сами оплачивают».
Я ни в коем случае не хочу оправдывать норвежские власти. Но вся немецкая фортификация, где несли боевое дежурство вермахт и кригсмарине, теперь перешла под юрисдикцию норвежской армии. Часть инфраструктуры нуждалась в модернизации и реконструкции – расширении территории и установки более современного вооружения.
Вернусь в 2019 год. Когда мы спустились в подземелья 155-мм орудий на мысе Скролсвик, то обнаружили там мебель, таблицы стрельбы и документы на норвежском языке. Не хватало только чашки горячего кофе, оставленного в спешке. Понятно, что как минимум 3–4 десятилетия батарея находилась на боевом дежурстве и была оставлена, очевидно, в средине 90-х. Скролсвик – это идеальная "заброшка" для любителей острых ощущений.
Но вернёмся к теме. Практически везде, где были стратегические военные объекты, были и захоронения. Начиналась «холодная война», и операция «Асфальт» стала первым её сражением. Большой ошибкой норвежских властей, которая привела к далеко идущим последствиям, было то, что это сражение начиналось, как тайная операция. «Асфальт» в общественном мнении норвежцев и по оценкам историков – это позорная страница их истории, о которой они время от времени вспоминают. И однозначно, ей не гордятся. Всем бы так.
По мне, так лучше самим говорить о своих не самых приятных страницах истории, чем ждать, когда это сделают враги. Не стоит идеализировать свою историю – в ней хватает всякого. Впрочем, как у всех. Любить своё Отечество надо во всех полярных крайностях его прошлого, тогда эта любовь будет осмысленной.
Эксгумация останков в Норвегии регламентирована законом. По закону о церкви и церковных кладбищах от 1897 года перенос захоронённых останков возможен только с согласия Министерства по делам церкви после заключения от Совета по здравоохранению. С мая по сентябрь действует запрет на эксгумацию. Министерство обороны попыталось найти способы обхода закона, но Министерство по делам церкви, сославшись на случаи переноса останков граждан других государств, не было склонно торопиться и принимать скоропалительные решения в обход закона и положительного заключения здравоохранительного ведомства.
Впрочем, на этот раз возражения церковного ведомства не были приняты во внимание, и Министерство обороны поручило Министерству по делам церкви проинформировать местные церковные власти и органы здравоохранения о предстоящих работах. В общем, поставили перед фактом. Местом, которое должно было упокоить всех советских военнопленных, стал остров Хьётта.
Варианты транспортировки рассматривались разные, но в итоге, с учётом географических особенностей и ландшафта Норвегии, был выбран морской транспорт, как относительно простой и наиболее дешёвый в данной ситуации. В качестве перевозчика была выбрана легендарная судоходная компания «Вестеролен» – Vesteraalens Dampskibsselskab (VDS). Я не преувеличиваю – в Норвегии это реально легенда. В городке Стокмаркнес на вечную стоянку поставили одно из пассажирских судов «Finnmarken», ходившее на линии Хуртигрутен (Hurtigruten) – от Бергена до Киркенеса.
И вот эту "легенду" удалось подбить на такую сомнительную авантюру. Хотя в диалоге с руководством судоходной компании правительство подчёркивало, что намерено провести транспортировку останков «самым достойным и уважительным образом». Также подчёркивалось «соблюдение полной секретности и осторожности на всех этапах».
Для этого была разработана специальная инструкция, в которой приоритетом являлась сохранность «груза», но не сроки: «При погрузке и разгрузке следует соблюдать тщательную осторожность, как в отношении судна, так и отношении груза… команда должна быть предельно осторожной при швартовке и постановке на якорь. Судно не должно покидать защищённую стоянку до тех пор, пока погода не улучшится настолько, что дальнейшее плавание может проходить без риска…»
Но всё пошло не по плану…
Продолжение следует.
Честь имею!
Алексей Никулин
Подписывайтесь на канал — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия #русский след #захоронения #алексей никулин #норвегия #война #рго #война