Здесь должен был бы последовать классический пересказ того, что написано в Википедии про классические настольные игры, написанный классическим стилем. Не буду я так писать; вероятно, вы как читатели уже тысячу раз натыкались на такие статьи, поэтому я пойду несколько иным путём — про классику напишу пунктиром, едва обозначу, а про современные уже расскажу чуть подробней.
Итак, пробежимся по старине. Го.
Вообще-то это китайская игра, но попала она в Японию так давно (около 8-го века), что можно считать её и японской. Входит в пятерку самых распространённых игр в мире (инфу не проверял; интересно, Монополия входит в эту пятёрку?). Считалось, что ИИ не сможет обыграть человека в го — слишком много вариантов надо было бы перебрать. В 2016 году это произошло, Сильнейший игрок был повержен и вскоре завершил карьеру.
Рэндзю, или гомоку.
Играется на той же доске, что и го (в современном варианте доска меньше). Появилась так же в седой древности где-то в Азии, но особенное распрстранение получила именно в Японии. Популярна достаточно, до того, что в СССР были произведены сотни тысяч копий этой игры, а один из вариантов правил даже носит имя Сапронова, советского популяризатора рэндзю. Если вкратце, то игроки по очереди выставляют на поле камни белого и чёрного цветов, пытаясь сделать непрерывный ряд из 5 штук. Кто сделал первый, тот молодец.
Сёги.
Это такие типа шахматы, с одинаковыми плоскими фигурами, но разными иероглифичными обозначениями на них. Играются по особым правилам, можно не только двигать фигуры по полю, но и выставлять из резерва в любое свободное место. Как и в шахматах, нужно поставить мат неприятельскому королю. По моему мнению, духота душная, да ещё и эти иероглифы... Рэндзю так то поприятней играется.
Перейдём к современности. Вообще, конечно, у них своя полузакрытая настольная тусовка. Полузакрытая в плане того, что им и в своём котелке вариться хорошо, остальной мир им так, поскольку постольку. У них свои дизайнеры и авторы, свои тайтлы и премии. Но кое-что таки вырывается на мировой рынок, и выглядит это как минимум....необычно. Далее я приведу несколько примеров игр, локализованных на русский и английский языки, причём те, что на английском, будут особыми и для избалованных западных потребителей.
Начнём с простого. “Визуал” — простой патигейм на компанию, со своей изюминкой.
Представляет собой 61 прозрачную карту с разными символами, как-то палка, лесенка, точка, геометрические фигуры и т.д. Также есть задания в разных категориях, типа “герой мультфильма”, “человек специфической профессии”, “природа и животные”; загадывающий читает задание и что он должен показать, а остальные должны соответственно догадаться, что он загадал. Показывает он с помощью этих прозрачных карточек, которые можно крутить и накладывать друг на друга как душе вздумается. Играется безумно весело и стёбно, особенно если нужно показать какой-нибудь “Римский сенат”. Однозначно зачётная игра.
Далее. “Предельное погружение”
Простенький филер (игра с малым количеством компонентов, на 15-30 минут, раскладываемая как правило либо в ожидании, когда все играющие соберутся вместе, либо в перерыве между “тяжёлыми” настолками) на 6 человек. Игра на жадность и удачу, кто глубже нырнёт и сумеет набрать больше сокровищ на морском дне. Но есть нюанс — резервуар с кислородом общий, и соперники следят, не давая добраться до самого вкусного. Вот и надо выверять баланс между жадностью и разумом... Иначе можно вовсе утонуть и не достать ничего. В принципе ничего такого, но горсть жетонов, 2 кубика и 6 фишек позволяют брать игру с собой в поездках и походах, коротая время.
“Мачи коро”.
Тоже довольно простая игра про градостроительство, где вы бросаете пару кубиков и возводите наиболее эффективный город. Есть стартовые карточки зданий, и их общий пул, где вы можете выбирать наиболее, на ваш взгляд, соответствующие вашей стратегии здания. Всё веселье заключается в том, что иногда выпадающие значения на кубах упорно не желают подстраиваться под эту самую стратегию, и выходит довольно забавно. Без особых глубоких изысков, эта игра хороша для ввода новичка в мир настольных игр.
Жемчужинка мирового игростроения, игра “Тайное послание”.
Придуманная в 2012 году, и состоящая всего лишь из 16 (!!!) карт. Сюжет прост: игроки представляют собой воздыхателей принцессы, которая заточена в темнице, и должны передать ей любовное послание через подходящих людей. Так как таких воздыхателей больше одного, естественно, они не хотят, чтобы до принцессы дошли чужие послания. Игра состоит из 8 персонажей с различными цифровыми значениями и свойствами; в свой ход можно взять карту и разыграть одного из двух находящихся на руке персонажей. Всё! Своей простотой и изящностью игра произвела фурор, соберя по миру около 20 наград. Была локализована на десятки языков и переделана под десятки сеттингов... На Кэтгике, кстати, я даже писал обзор на одну из таких переделок в сеттинге Звёздных войн.
Теперь о том, с чем Япония входит в варгеймерский мир. Тут стоит пояснить, что во всём мире не так уж много игроков в классические гексо-каунтерные варгеймы (не с миниатюрами!), и игры издаются тиражами в 1000-2000 экземпляров. Но вот в самой Японии игроков в варгеймы много (по некоторым оценкам они вообще вторые в мире — после американцев! Правда, рынок китайских варгеймов это вообще терра инкогнита). И тут японским разработчикам есть чем удивить мировое сообщество варгеймеров.
Тецуя Накамура, очень разноплановый разработчик. Славен тем, что создал несколько варгеймов, которые широко известны. Например, одна из серий называется “Storm over...”, а механика заключается в постепенном продвижении атакующих войск по секторам, на которые поделено поле. Это довольно необычно, так как в основном в варгеймах используются либо гексогональная сетка, либо продвижение point-to-point. А ещё варгейм из этой серии у нас локализовали по названием “Оборона Порт-Артура”. Простые правила, лёгкий игровой процесс, используемые карты событий — варгеймы серии “Storm over...” вполне подходят для новичков. Интересно, что в рамках этой серии Накамура создал также игру про Сталинград. В серии есть ещё пару десятков игр по совершенно разным битвам, так что желающие вполне могут найти себе что-то по душе. Ну ещё несколько его творений находятся в рейтинге BGG, мировом сайте по настольным играм: “A Victory Lost: Crisis in Ukraine 1942-1943", “A Victory Awaits: Operation Barbarossa 1941”, “A Most Dangerous Time: Japan in Chaos, 1570-1584". Это далеко не полный список его варгеймов, и вы видите, что родной Японией он не ограничился.
В рамках краткого обзора ещё хотел бы немного расказать ещё об одном разработчике из Японии, Ясуши Накагуро. Он пошёл по пути японского минимализма и создаёт варгеймы с минимумом компонентов, но тематически и физически шикарно оформленные, и вдобавок играемые от 40 минут до 1.5 часов. Это прямо таки чуть ли не новое слово в военных играх, ибо иные монстры могут играться неделями. Нет, это не преувеличение. Накагуро нашёл тонкую грань между игровой составляющей и исторической реконструкцией событий. Сам я играл в “Red Sun Blue Cross”, по событиям Русско-Японской войны начала 20 века, и получил большое удовольствие. Партии занимали буквально 45 минут, и были весьма увлекательными. Но вообще он тоже не зацикливается на одной теме, и у него есть такие игры, как “The Rise of Blitzkrieg: The Fall of France, 1940” (имеющей на BGG оценку ещё выше, чем “Red Sun Blue Cross”!),” Ukraine '44”, “Warsaw 1920: Lenin's Failed Conquest of Europe”.
Таким образом, дорогие читатели, я хотел до вас донести то, что Япония славна даже в таком хобби, как настольные игры, и тамошние гики сумели выделиться в мировом сообществе и в этом направлении. Так что Япония по праву должна считаться лидером по влиянию на культуру нашего земного шарика. Ну а вам, надеюсь, понравился мой небольшой экскурс по настольным японским играм.
Автор: Алексей Цибенко