Война дело серьёзное. И не предсказуемое. Порой признанный герой становится трусом, а трус, неожиданно для всех, — героем.
За время Великой Отечественной войны известно о 66 случаях ареста и осуждения лиц высшего комсостава.
В основном эти крутые меры применялись к генералам в самые трудные для страны периоды войны, а именно в 1941-1942 гг. Конечно же таких случаев и в 1943-1945 гг. было более, чем достаточно, но уже в не таких масштабах.
Невзирая на звания и былые заслуги высший комстатав лишали воинских званий и наград. Кого-то приговаривали к высшей мере наказания. Тот же Дмитрий Григорьевич Павлов, генерал армии, командующий Западным фронтом. Или, вот, например, Черных Сергей Анатольевич.
Генерал-майор авиации Черных совершил в небе Испании 80 боевых вылетов. Лично сбил 5 вражеских самолетов. В 1936 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
1938 год. Бои на озере Хасан. Черных и там воюет.
Войну с Германией Черных встретил в должности командира 9-й смешанной авиационной дивизии, которая размещалась в районе Белостока. У него был наибольший из всех авиационных дивизий процент новых самолётов — МиГ-1, МиГ-3.
Но вот только за первый день войны на аэродромах и в воздухе было уничтожено 347 из 409 самолётов дивизии. То есть его дивизию просто стёрли в порошок.
8 июля Сергея Черных арестовали. Его обвинили в бездействии, трусости (!!! – авт.), ну и, конечно же, в потере техники.
Через двадцать дней судебная коллегия приговорила Черных к высшей мере наказания. Воинского звания, звания Героя Советского Союза и наград его лишили. Имущество конфисковали.
Правда, для чего-то держали на Лубянке аж до середины октября. Наверняка думали-гадали — а где же поставить запятую? Ошиблись.
16 октября 1941 года Черных был расстрелян. В 1958 году его реабилитировали.
Кому-то повезло больше. Их, как правило, приговаривали к длительным срокам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания. Понижали в звании и отправляли на фронт искупать вину кровью. Были случаи, когда генерал становился рядовым и вместе со всеми шёл в атаку, подгоняемый еще совсем молоденьким летёхой.
Вот, например, генерал-майор интендантской службы Сурков Константин Вениаминович.
В июне 1942 года его, начальника тыла 50-й армии, обвинили в бездеятельности и несвоевременном обеспечении армии средствами снабжения. Бездействие генерала привело к серьезным последствиям.
В этом же месяце военная коллегия приговорила Суркова к 10 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания до конца боевых действий. Проще говоря, когда мы мол, победим, то все будут праздновать, а ты поедешь в лагерь отбывать свой срок.
Лишили наград, разжаловали в рядовые. И послали на передовую. А что? Все лучше, чем расстрел.
И там на передовой Сурков проявил себя как достойный солдат своего Отечества. В феврале 43-го его восстановили в звании генерал-майора и отправили работать по специальности — начальником тыла 60-й армии.
Прошел всю войну. Был награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова II-й степени, орденом Богдана Хмельницкого II-й степени и медалью «За оборону Сталинграда» (!!! – авт.).
Не исключаю, что возможно в Сталинградской битве и проявил себя рядовой Сурков.
К чему я это всё. На мой взгляд, эти расстрелы ни к чему хорошему не приводили. Тот же «бешенный» Мехлис расстреливал командиров перед строем его бывших подчинённых. Для чего?
Генерал Павлов, дай ему вместо пули полк или батальон в подчинение, мог бы себя еще проявить. Впереди своих бойцов бы в атаку ходил. Трусом он не был.
Зачем Черных поставили во главе дивизии? Если у него талант к пилотированию, так вот пусть бы и летал. Глядишь, к концу войны не один десяток «бубновых вольтов» сбил бы.
Ну а теперь к теме нашего повествования.
Генерал-майор Лазаренко Иван Сидорович
Обратите внимание. Он полный Георгиевский кавалер. С середины 1915 года воевал на фронтах Первой мировой. С октября 17-го в рядах Красной гвардии. Прошел всю Гражданскую.
В начале войны генерал-майор Иван Лазаренко занимал должность командира 42-й стрелковой дивизии. До 22 июня 1941 года дивизия дислоцировалась в Брестской крепости.
Чтобы не дать немцам закупорить себя в крепости, генерал Лазаренко на свой страх и риск, так как связи никакой не было, вывел из крепости части своей дивизии и занял оборонительные рубежи.
Майор Гаврилов, один из самых знаменитых защитников Брестской крепости, как раз из дивизии генерала Лазаренко.
9 июля, тяжело раненого Лазаренко, по инициативе Льва Мехлиса, арестовали. За трусость и бездействие Лазаренко приговорили к расстрелу. Он подал прошение о помиловании. Ходатайство удовлетворили и расстрел заменили на 10 лет лишения свободы.
Через год Сергей Лазаренко досрочно освободили и направили в 146-ю стрелковую дивизию заместителем командира. Эта дивизия была тогда в самом пепле. Под Сталинградом.
Получил ранение, две контузии. Воевал храбро. В 1943 году по ходатайству Рокоссовского с него сняли судимость. Звание генерал-майора вернули только в начале 44-го.
В июне 44-го под Могилёвом Лазаренко погиб. Он, уже будучи командиром дивизии, вместе с передовым отрядом попал под обстрел. Ранение было смертельным. Ему было всего лишь 48 лет.
В июле генералу присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно).
Генерал-лейтенант Озимин Михаил Иванович
Дивизия генерал-майора Михаила Озимина вступила в бой с фашистами лишь в октябре 1941 года. Части его 31-й стрелковой дивизии в составе 56-армии Северо-Кавказского фронта одни из первых встретили 1-ю танковую армию генерала фон Клейста.
На участке обороны, который занимала дивизия Озимина, проходили особенно сильные бои.
Потом дивизия принимала участие в ходе Армавиро-Майкопской и Туапсинской оборонительных операций.
14 августа 1942 года Михаила Озимина арестовали. Его обвинили в потере управления войсками. Приговорили к 10 годам лишения свободы, но предоставили ему отсрочку отбывания наказания до окончания военных действий.
Вообще классно придумали. Не находите? Ты вот давай воюй, а потом мы тебя отправим на Колыму.
Его отправили в штаб 4-й армии начальником отдела боевой подготовки.
А уже в апреле 43-го Озимин опять становится у руля дивизии. Со своей 91-й гвардейской он участвует в Невельской наступательной операции. В этом же году с него сняли судимость.
В конце декабря 1943 года Михаила Ивановича, генерал-лейтенанта, ставят во главе корпуса. Его 28-й стрелковый корпус участвовал во многих наступательных операциях, где проявил себя с самой лучшей стороны.
Конец войны Михаил Иванович встретил в чешском городе Опава, который его гвардейцы освободили от фашистов.
Заслуги Озимина Михаила Ивановича были признаны на самом высоком уровне. В январе 1945 года ему присвоили звание Героя Советского Союза.
К сожалению, Михаил Иванович не успел насладиться мирной жизнью и реализовать себя в роли талантливого военачальника.
В августе 1946 года он погиб в автомобильной катастрофе. Ему было всего лишь 47 лет.
Генерал-лейтенант Чуваков Никита Емельянович
Генерал-майор Чуваков в армии с 1919 года. В Гражданскую был награждён орденом Красного Знамени. Выпускник академии имени Фрунзе.
Война застала его в должности начальника Высшей специальной школы Генерального штаба. На фронте с января 1942 года. Занимал должность заместителя командующего 12-й армией Южного фронта.
Наверняка же писал рапорт за рапортом, пока не добился своего отправления на фронт.
В августе 42-го, когда вермахт рвался к Кавказу, генерал Чуваков не стал формировать заградительный отряд в армии. Он был твёрдо уверен, что его бойцы не побегут, а будут стоять на своих позициях до последнего.
Его обвинили в невыполнении приказа № 227, известного под названием «Ни шагу назад».
Чувакова сняли с должности. Трибунал приговорил его к 4 годам лишения свободы, но первые 2 года условно с испытательным сроком. Положение на фронте не позволяло тогда разбрасываться ценными кадрами.
Никите Емельяновичу вверили 236-ю стрелковую дивизию. Давай, мол, воюй. А он что, он был не против. Воевать то он действительно мог.
В начале 1943 года с него сняли судимость. Затем повысили в должности. К сентябрю 43-го, когда форсировали Днепр, его 23-й стрелковый корпус отличился. Они переправились под шквальным огнём противника, захватили плацдарм и тем самым обеспечили форсирование Днепра 47-й армией.
В октябре 1943 года генерал-майор Чуваков был удостоен звания Героя Советского Союза.
Никита Емельянович прошел всю войну. В действующей армии служил до июня 1958 года. В запас вышел генерал-лейтенантом.
Скончался 27 декабря 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Вот так и сложились судьбы трёх генералов. Трёх Героев Советского Союза.