Найти тему
Внутри России

Глава 2.3. Быт русских крестьян 18-19 веков (часть 6). Скотоводство.

Крестьянин на лошади, Олонецкая губерния. Фото из открытых источников.
Крестьянин на лошади, Олонецкая губерния. Фото из открытых источников.

Скотоводство.

Вторым главным делом в деревне после полеводства было скотоводство. Эти виды хозяйствования были тесно связаны. Например, без развитого скотоводства невозможно было удобрение полей навозом. Здесь также были свои особенности, зависящие от природно-климатических условий. В Нечерноземье с бедными почвами и обширными лесами скотоводство развивалось трудно. Пастбища здесь приурочивались в основном к поймам рек, заливным лугам и залежным землям. Особенно тяжело приходилось помещичьим крестьянам, которые не имели собственных площадей для пастбищ и сенокоса, они использовали землю совместно с помещиком. Это затрудняло заготовку достаточного количества корма для скота. От этого происходили споры и даже драки между разными пользователями пастбищ и сенокосов. Недостаток хороших сенокосов привел к развитию травосеянья (возделыванью кормовых трав): палошника и тимофеевки [96].

В 18 веке с освоением Черноземья ситуация резко изменилась к лучшему. На открытых степных пространствах с густой травянистой растительностью заниматься скотоводством было гораздо выгоднее.

В различных губерниях и у разных по достатку крестьян было разумеется разное количество скота. Средний крестьянин имел не менее одной лошади, пару коров, несколько овец и свиней. Например, в Олонецкой провинции держали не более двух коров, две или одну лошадь, четыре овцы и четыре свиньи. Примечательно, что коз держали редко. [97] Возможность содержания скота напрямую зависела от количества пастбищ и сенокосов. Наиболее богатые в этом плане крестьяне жили в дали от центральных губерний: на Русском Севере, в Сибири, Калмыкии, Казахстане и других районах. Например, в Тарском округе средний крестьянин имел уже целый табун в 15 маток с одним жеребцом, часть которых шла на продажу. По сведениям Г. Колмогорова «богатые крестьяне имели стада рогатого скота, а также русских и киргизских овец в 200—300 голов, в том числе по нескольку быков и баранов. Коров в этом случае содержали и для удоя, и производства масла, и для убоя на мясо. В таком стаде убой приплода доходил до 200 и более голов скота в год» [цитата по 68]. В Алтайском округе у крестьянина Минина в 80-х годах 19 века было 800 лошадей, более 1000 овец и 1000 голов крупного рогатого скота. Заимка этого крестьянина превратилась в крупную помещичью усадьбу. [68]

Дойка коровы на скотном дворе. Фото из открытых источников.
Дойка коровы на скотном дворе. Фото из открытых источников.

Способы содержания скота были многообразны. Для мелкого скота дворы делали обычно прочными, из бревен. Для крупного скота, если его было много и он не предназначался для убоя или продажи, строили повети — обширные загоны, стены которых делались из плетня, а покрытие — из жердей и соломы. Такие повети могли быть при доме крестьянина или на отдельном скотном дворе вне деревни, ближе к выпасу. На Севере скот содержался в подклете под одной крышей с избой и всеми остальными хозяйственными постройками. Несмотря на то, что домашние животные были способны жить в холодном помещении, обогревая его собственным телом (например, корова при массе около полутонны имела температуру тела 38,3-38,8 градусов и вырабатывала тепло 0,94 кВт/час [98]), в особо морозные дни, скот переводили в отапливаемые помещения. В центральной России скотный двор покрывали на зиму соломенной крышей. Животных, особенно нуждавшихся в тепле, помещали в отдельных мшенниках (омшанниках) или брали в жилую избу. Это касалось прежде всего новорожденных (которые, как правило рождались в холодное время года) и больных животных. Коров для обогрева и на время дойки также забирали в избу.

Чем южнее – тем менее тщательно утеплялись скотные дворы. Уже в Каширском уезде скот содержался в полусараях и навесах из плетенок. В пограничных с Украиной районах практиковалось скотоводство совсем без стойлового содержания - лошадей и овец держали зимой под открытым небом. Но в целом для русского крестьянского овцеводства было характерно использование крытых утепленных овчарен, что позволяло делать стрижку овец дважды в году — осенью и весной. [68]

Богатые крестьяне имели особые «скотные заимки», удаленные от постоянного жилья на 40 и более верст, где держали молодняк и табуны лошадей. На заимках большие скотные дворы состояли из нескольких отделений, предназначенных для разных косяков лошадей и разных пород скота, с разделением даже по возрастным группам. На скотной заимке выстраивалась изба для работников и жилище для приказчика. Это были хозяйства предпринимательского типа, занимавшиеся, в частности, товарным коневодством. [68]

Коровы на пастбище. Фото из открытых источников.
Коровы на пастбище. Фото из открытых источников.

В Нечерноземье определяющую роль в скотоводстве имел крупный скот: лошадь и корова. По наличию лошади определялся достаток, «безлошадный» означало бедный. Лошадь была главной помощницей в хозяйстве, с помощью нее совершались почти все стадии полевых работ. Цена породистых лошадей достигала нередко нескольких сотен рублей. Обычная крестьянская лошадь стоила около 10 рублей. [68]

Крестьяне этого района земледелия добивались хороших результатов, показывая образцы изобретательности и терпения. Широко использовался гуменной корм: солома яровых и озимых культур, мякина, мука из «охвостного» семени. Коров кормили 3 раза в день крупной соломой (ржаной и яровой), а сено и мелкую солому (сечку) давали для «поманки». Лишь отелившихся коров несколько недель кормили мякиной с мелкой соломой, а также обваренным кипятком сеном. Телятам давали сено и мелкую яровую солому, иногда сыворотку с замоченной овсяной мукой. Свиньям в морозы давали репу, а козам — кору от дров. Лошадей кормили сеном, мякиной и яровой соломой. [99] Овсом кормили только езжалых лошадей, занятых на основных сезонных работах. Ближе к югу рацион становился богаче. К весне корма в крестьянском хозяйстве часто не хватало. Поэтому пастьба начиналась очень рано, как только сойдет снег. А в иные годы приходилось и по снегу, еще не сошедшему, гонять скотину в лес «на веточки». На юге лошадей и овец вообще содержали на подножном корму целый год. [100, 101]

Летом лошадей (а иногда и крупный рогатый скот) уводили на выпас ночью, это так и называлось «уйти в ночное». Такой выпас был удобным способом восстановить силы работающих днем лошадей, к тому же ночью скот не беспокоили назойливые насекомые: слепни и оводы. Однако в это время суток проявляли свою активность волки, что было особенно опасно на отдаленных пастбищах, граничащих с лесом. Для этого в ночное обязательно брали собак. Ночным выпасом занимались либо профессиональные пастухи, либо мальчики-подростки, которые очень любили это занятие, ждали его весь год и тщательно готовились, собирая к случаю разные истории и сказки. С собой брали еду. Прибыв на место, разжигали костер, готовили ужин, спали по очереди. Это явление крестьянской жизни ярко отразилось в русском искусстве 18-19 веков. Писателям и художникам ночной выпас представлялся очень романтичным.

В. Маковский. Ночное.
В. Маковский. Ночное.

Встречались и уникальные природные места, в которых, несмотря на суровый климат, было выгодно содержать скот. Например, низовья реки Северной Двины. Здесь на протяжении 20 км пролегала широкая пойма с заливными лугами. В этих местах предприимчивые крестьяне смогли вывести знаменитую холмогорскую породу коров. Взрослый скот кормили сеном с заливных лугов, с приготовлением его «запариванием» (иногда делалось даже специальное помещение в нижней части крестьянского дома для приготовления теплого корма скоту — «паревня») и с солевой подкормкой. Зимнее стойловое содержание крупного рогатого скота в теплых хлевах, которые строили на севере под одной крышей с жилым домом, сочеталось с регулярным внимательным досмотром. Именно здесь, на Русском Севере молочное скотоводство приобрело весьма развитый вид. На основе доведенного крестьянами до совершенства этого направления Николай Васильевич Верещагин (старший брат знаменитого художника) в середине 19 века занялся здесь маслоделанием и сыроварением, прославившимся на весь мир. Конечно, он изучал опыт Швейцарии и других стран Европы, постоянно улучшал производство зарубежными изобретениями и технологиями, но не зря выбрал именно эти места. Верещагин использовал отечественные породы скота, местную кормовую базу и учитывал опыт и традиции хозяйствования местных крестьян, которые работали на его производстве.

Вологодская порода КРС. Фото из открытых источников.
Вологодская порода КРС. Фото из открытых источников.

Таким образом, скотоводство в России отличалось большой пестротой, как по особенностям хозяйствования, развитости, так и по разновидностям домашних животных. Приемы ухода за скотом, различавшемся по видам, породам и возрасту, имели, кроме того, заметные местные отличия и основывались на детальнейшем знании особенностей развития домашних животных и птицы [68]. Более развитое скотоводство приходилось на Черноземье, где крестьяне и купцы специализировались на торговле в этой области. Крупными центрами посреднической торговли скотом были Рязань, Калуга, Серпухов, Можайск и другие города. Например, в переработанном виде на рынки Воронежской губернии к 1797 г. поставляли свыше 150 тыс. пуд. овечьей шерсти, 525 тыс. овчин, 232 тыс. пудов говяжьего мяса, 68 тыс. пудов сала, 40 тыс. пудов коровьего масла и т. д. Продукты животноводства, поступавшие на рынок из Курской губернии, в 80-е гг. достигали объема в 600 тыс. руб. [96]

Молога. Группа крестьян имения Мурзино в подотделе животноводства на сельскохозяйственной выставке 1912 года, фото из открытых источников.
Молога. Группа крестьян имения Мурзино в подотделе животноводства на сельскохозяйственной выставке 1912 года, фото из открытых источников.

Продолжение следует.

С первой частью главы можно ознакомиться здесь.

Со второй частью главы можно ознакомиться здесь.

С третьей частью главы можно ознакомиться здесь.

С четвертой частью главы можно ознакомиться здесь.

С пятой частью главы можно ознакомиться здесь.

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.