В идеале эффективный менеджер — это человек, который обладает набором определенных деловых, профессиональных и личных качеств. Он великолепный управленец: принимает решения, контролирует их исполнение и отвечает за результат. Он всегда шагает в ногу со временем, умеет управлять сотрудниками — грамотно поощряет людей и двигает их в нужную сторону. Он коммуникабелен, надежен, стратегически мыслит…
Почему же тогда словосочетание «эффективный менеджер» вызывает у людей негатив, и что делать, если таковой завелся в компании?
Откуда берутся эффективные менеджеры
Конечно, в маленькой компании из 5-7 человек вредители обычно не заводятся. Да и в чуть больших организациях они появляются не просто так. Происходит это следующим образом:
- Компания выходит на пик своего роста. Количество клиентов увеличивается, приходится расширяться, искать новых сотрудников, а вместе с нужными специалистами в команду часто проникают посторонние люди. Руководитель понимает, что пора навести порядок, и нанимает или HR-директора, или как раз-таки эффективного менеджера, который обещает в кратчайшие сроки навести шороху: лишних убрать, а остальных построить по стойке смирно, и выжать из их работы максимум.
- Компания работает стабильно. Но тут руководитель или инвестор внезапно «умнеет»: кто-нибудь со стороны ему говорит, что все плохо, что надо следовать управленческим трендам, и вообще коллектив тебя обманывает, нужен взгляд со стороны. И в команду приходит герой без маски — эффективный менеджер…
- Аналогичные ситуации могут произойти в организации, которая находится на грани краха, и ее нужно срочно вытащить из болота. Руководство мечется, и тут предлагают «шикарный» вариант в виде консультанта или крутого управленца.
- Иногда эффективного менеджера просто спускают «вниз» по рекомендации кого-нибудь из верхов в качестве нового начальника по блату. В этих случаях человек часто ни на что не годится, и пытается играть в строгого шефа. Получается не очень.
Качества «эффективного» менеджера
Как определить, что перед вами «эффективный» менеджер:
- он уверен, что разбирается в проектах и задачах значительно лучше исполнителей;
- он предлагает креативные решения, которые с большой вероятностью навредят компании или проекту (и все это понимают, кроме него и руководства);
- он не хочет разъяснять свои действия и делиться стратегией;
- он не понимает, сколько времени понадобится для проработки того или иного момента, и назначает сроки по велению левой пятки;
- он не хочет вникать в подробности работы, реализации проекта — толкает с пьедестала свою речь и на этом считает совещание законченным;
- он регулярно устраивает брейн-штормы и долгие коллективные созвоны, которые ни к чему не приводят, поскольку мнение специалистов игнорируется;
- он высокомерно относится к коллективу или отдельным представителям команды.
Работа эффективного менеджера в таком ключе способна в кратчайшие сроки разрушить даже хорошо отлаженный трудовой процесс.
Когда подобный управленец появляется в компании, первым делом он пересматривает всю работу по всем направлениям и пытается привлечь кого-нибудь из сотрудников на свою сторону. При этом не осуществляется анализ по имеющимся принципам работы, даже если они дают хороший результат. Для менеджера главное — внедрить свои идеи и решения ради того, чтобы продемонстрировать руководству компании собственный профессионализм. Мол, видите, я только пришел, а уже все переделал, столько работы проделал! Если же на фоне этого результат страдает и падает, то управленец все сваливает на сотрудников (саботируют или ленятся), на текущую ситуацию (если бы не я, все уже было бы значительно хуже), на кризис в стране и т. д.
Любимый прием эффективного менеджера — переложить всю ответственность на подчиненных, а еще лучше — выявить «лентяев» и «саботажников», показав тем самым начальству свою «компетентность». Когда в организации появляется такой человек, команду нередко начинает лихорадить от неоправданных увольнений. Первыми за борт отправляются джуны и возражающие. Управленец обуславливает это тем, что в коллективе должны работать лучшие специалисты. Но приток «готовых» специалистов, которым нет нужды развиваться, может привести к стагнации компании, и в то же время потребует значительных финансовых вливаний в заработную плату, что непременно ударит по бюджету организации. Кроме того, новеньким понадобится некоторое время, чтобы войти в курс дело, а это опять-таки финансовые потери. Как говорится — «пока работает, не трогай».
Что делать, если вы столкнулись с эффективным менеджером
Итак, вы трудитесь в поте лица, и вот в вашу команду заявляется седьмое чудо света. Что делать:
- Ничего. Да-да. Не надо идти к начальству и рассказывать, что вот этот чудак ничего не шарит в ваших процессах. На данном этапе у начальства доверия к чудаку, увы, в несколько раз больше, чем к вам, потому что для себя руководитель должен как-то оправдать свои действия. Все попытки явно свергнуть вредителя с его подиума ни к чему не приведут. Разве что вы добьетесь собственного увольнения. Кроме того, немотивированная в глазах руководства агрессия и попытки доказать справедливость могут выглядеть так, будто вам есть что скрывать.
- Не нервничать. Берегите свои нервные клетки. Работодателей у вас может быть еще очень много, а вот вы у себя такой красивый один. К тому же есть все шансы, что вы переживете недоуправленца: наверняка его выпрут значительно раньше, чем вы дойдете до точки кипения.
- Будьте профессионалом. Будьте готовы найти ответ на любой вопрос управленца так, чтобы ему не к чему было придраться. Тем самым вы обезопасите себя от нападок прямого руководства и можете даже нечаянно заслужить уважение самого эффективного менеджера.
- Если вы возглавляете команду или являетесь ее неформальным лидером, можно попробовать встречаться или созваниваться всем коллективом без новоявленного гения. Это поможет смотреть на рабочие процессы и проблемы без внешнего давления.
- Будьте умнее. Не атакуйте в лоб, работайте хитрее. К вам решили приставить надсмотрщика? Ок, начните задавать неприятные вопросы в присутствии начальства. Говорите фразы вроде:
— я считаю, что данная стратегия ударит по бюджету компании;
— полагаю, организация не может выделить сейчас на это лишние средства (с обоснованием причины);
— какие именно вопросы мы сможем решать с вашей помощью?;
— мы не можем сейчас уволить этого специалиста, так как он закрывает все потребности компании, а для адаптации нового потребуется несколько месяцев, а это опять же негативно отразится на бюджете организации…
Надеюсь, что вы поняли общий подход. Говорим не о том, что человек вносит хаос в коллектив, а искренне печемся о благе компании. К тому же большинство собственников, как и положено истинным бизнесменам, считает каждую копейку и непременно встрепенется, если услышит, что требуются какие-то непонятные и непредвиденные расходы.
- Затребуйте список новых требований и правил и обязательно согласуйте их в присутствии руководства. Как только руководитель услышит невнятные объяснения и странные решения, он заинтересуется компетентностью эффективного менеджера. Или, как минимум, усомнится в ней.
Вы также можете зайти с другой стороны: создать видимость, что гении-управленцы и впрямь все контролируют и все решают. Будьте той самой шеей, которая вертит головой как хочет, давайте людям ту информацию, которую они хотят видеть и слышать, а сами работайте себе преспокойненько.
Кстати, таких управленцев навалом не только в частных, но и в государственных компаниях. Уверен, вы наверняка сталкивались с одним из таких на рабочем поле. Поделитесь своим опытом в комментариях.