Найти тему

Как эффективные менеджеры эффективно разрушают рабочий процесс

Оглавление

В идеале эффективный менеджер — это человек, который обладает набором определенных деловых, профессиональных и личных качеств. Он великолепный управленец: принимает решения, контролирует их исполнение и отвечает за результат. Он всегда шагает в ногу со временем, умеет управлять сотрудниками — грамотно поощряет людей и двигает их в нужную сторону. Он коммуникабелен, надежен, стратегически мыслит…

Почему же тогда словосочетание «эффективный менеджер» вызывает у людей негатив, и что делать, если таковой завелся в компании?

Откуда берутся эффективные менеджеры

Конечно, в маленькой компании из 5-7 человек вредители обычно не заводятся. Да и в чуть больших организациях они появляются не просто так. Происходит это следующим образом:

  1. Компания выходит на пик своего роста. Количество клиентов увеличивается, приходится расширяться, искать новых сотрудников, а вместе с нужными специалистами в команду часто проникают посторонние люди. Руководитель понимает, что пора навести порядок, и нанимает или HR-директора, или как раз-таки эффективного менеджера, который обещает в кратчайшие сроки навести шороху: лишних убрать, а остальных построить по стойке смирно, и выжать из их работы максимум.
  2. Компания работает стабильно. Но тут руководитель или инвестор внезапно «умнеет»: кто-нибудь со стороны ему говорит, что все плохо, что надо следовать управленческим трендам, и вообще коллектив тебя обманывает, нужен взгляд со стороны. И в команду приходит герой без маски — эффективный менеджер…
  3. Аналогичные ситуации могут произойти в организации, которая находится на грани краха, и ее нужно срочно вытащить из болота. Руководство мечется, и тут предлагают «шикарный» вариант в виде консультанта или крутого управленца.
  4. Иногда эффективного менеджера просто спускают «вниз» по рекомендации кого-нибудь из верхов в качестве нового начальника по блату. В этих случаях человек часто ни на что не годится, и пытается играть в строгого шефа. Получается не очень.
-2

Качества «эффективного» менеджера

Как определить, что перед вами «эффективный» менеджер:

  • он уверен, что разбирается в проектах и задачах значительно лучше исполнителей;
  • он предлагает креативные решения, которые с большой вероятностью навредят компании или проекту (и все это понимают, кроме него и руководства);
  • он не хочет разъяснять свои действия и делиться стратегией;
  • он не понимает, сколько времени понадобится для проработки того или иного момента, и назначает сроки по велению левой пятки;
  • он не хочет вникать в подробности работы, реализации проекта — толкает с пьедестала свою речь и на этом считает совещание законченным;
  • он регулярно устраивает брейн-штормы и долгие коллективные созвоны, которые ни к чему не приводят, поскольку мнение специалистов игнорируется;
  • он высокомерно относится к коллективу или отдельным представителям команды.

Работа эффективного менеджера в таком ключе способна в кратчайшие сроки разрушить даже хорошо отлаженный трудовой процесс.

Когда подобный управленец появляется в компании, первым делом он пересматривает всю работу по всем направлениям и пытается привлечь кого-нибудь из сотрудников на свою сторону. При этом не осуществляется анализ по имеющимся принципам работы, даже если они дают хороший результат. Для менеджера главное — внедрить свои идеи и решения ради того, чтобы продемонстрировать руководству компании собственный профессионализм. Мол, видите, я только пришел, а уже все переделал, столько работы проделал! Если же на фоне этого результат страдает и падает, то управленец все сваливает на сотрудников (саботируют или ленятся), на текущую ситуацию (если бы не я, все уже было бы значительно хуже), на кризис в стране и т. д.

Любимый прием эффективного менеджера — переложить всю ответственность на подчиненных, а еще лучше — выявить «лентяев» и «саботажников», показав тем самым начальству свою «компетентность». Когда в организации появляется такой человек, команду нередко начинает лихорадить от неоправданных увольнений. Первыми за борт отправляются джуны и возражающие. Управленец обуславливает это тем, что в коллективе должны работать лучшие специалисты. Но приток «готовых» специалистов, которым нет нужды развиваться, может привести к стагнации компании, и в то же время потребует значительных финансовых вливаний в заработную плату, что непременно ударит по бюджету организации. Кроме того, новеньким понадобится некоторое время, чтобы войти в курс дело, а это опять-таки финансовые потери. Как говорится — «пока работает, не трогай».

-3

Что делать, если вы столкнулись с эффективным менеджером

Итак, вы трудитесь в поте лица, и вот в вашу команду заявляется седьмое чудо света. Что делать:

  1. Ничего. Да-да. Не надо идти к начальству и рассказывать, что вот этот чудак ничего не шарит в ваших процессах. На данном этапе у начальства доверия к чудаку, увы, в несколько раз больше, чем к вам, потому что для себя руководитель должен как-то оправдать свои действия. Все попытки явно свергнуть вредителя с его подиума ни к чему не приведут. Разве что вы добьетесь собственного увольнения. Кроме того, немотивированная в глазах руководства агрессия и попытки доказать справедливость могут выглядеть так, будто вам есть что скрывать.
  2. Не нервничать. Берегите свои нервные клетки. Работодателей у вас может быть еще очень много, а вот вы у себя такой красивый один. К тому же есть все шансы, что вы переживете недоуправленца: наверняка его выпрут значительно раньше, чем вы дойдете до точки кипения.
  3. Будьте профессионалом. Будьте готовы найти ответ на любой вопрос управленца так, чтобы ему не к чему было придраться. Тем самым вы обезопасите себя от нападок прямого руководства и можете даже нечаянно заслужить уважение самого эффективного менеджера.
  4. Если вы возглавляете команду или являетесь ее неформальным лидером, можно попробовать встречаться или созваниваться всем коллективом без новоявленного гения. Это поможет смотреть на рабочие процессы и проблемы без внешнего давления.
  5. Будьте умнее. Не атакуйте в лоб, работайте хитрее. К вам решили приставить надсмотрщика? Ок, начните задавать неприятные вопросы в присутствии начальства. Говорите фразы вроде:

— я считаю, что данная стратегия ударит по бюджету компании;

— полагаю, организация не может выделить сейчас на это лишние средства (с обоснованием причины);

— какие именно вопросы мы сможем решать с вашей помощью?;

— мы не можем сейчас уволить этого специалиста, так как он закрывает все потребности компании, а для адаптации нового потребуется несколько месяцев, а это опять же негативно отразится на бюджете организации…

Надеюсь, что вы поняли общий подход. Говорим не о том, что человек вносит хаос в коллектив, а искренне печемся о благе компании. К тому же большинство собственников, как и положено истинным бизнесменам, считает каждую копейку и непременно встрепенется, если услышит, что требуются какие-то непонятные и непредвиденные расходы.

  1. Затребуйте список новых требований и правил и обязательно согласуйте их в присутствии руководства. Как только руководитель услышит невнятные объяснения и странные решения, он заинтересуется компетентностью эффективного менеджера. Или, как минимум, усомнится в ней.

Вы также можете зайти с другой стороны: создать видимость, что гении-управленцы и впрямь все контролируют и все решают. Будьте той самой шеей, которая вертит головой как хочет, давайте людям ту информацию, которую они хотят видеть и слышать, а сами работайте себе преспокойненько.

Кстати, таких управленцев навалом не только в частных, но и в государственных компаниях. Уверен, вы наверняка сталкивались с одним из таких на рабочем поле. Поделитесь своим опытом в комментариях.