Менеджеры в организациях должны иметь определенное представление о людях, которыми они управляют,— это и есть Menschenbild (представление о человеке). В своей публикации 1960 года «Человеческая сторона предприятия» МакГрегор выделил две теории, касающиеся мотивации на рабочем месте: Теорию X и Теорию Y.
Теория X
Эта теория предполагает, что сотрудники, как правило, бездельничают и не проявляют интереса к работе, и будут делать лишь то немногое, что необходимо. В результате менеджеры должны быть настороже и критично относиться к своим работникам, использовать поощрения, наказания и жесткий контроль, чтобы добиться желаемых результатов.
Теория Y
Теория Y, напротив, утверждает, что сотрудники обладают нераскрытым потенциалом и часто получают удовольствие от своей работы. Задача руководителя — создать условия, способствующие ответственности, мотивации и творчеству.
Влияние теории Y на успешный бизнес
Процветающие компании признают преимущества организации, основанной на теории Y, которая приводит к повышению производительности, изобретательности и готовности действовать. Эти концепции были первоначально отмечены Макгрегором и Эдвардсом Демингом, но именно в Японии они были наиболее быстро приняты и внедрены, что привело к замечательным экономическим преобразованиям.
Борьба за власть и контроль
Менеджеры, инспекторы на испытательном сроке и консультанты, придерживающиеся теории X, считают, что их роль заключается в борьбе за власть, в драке или в игре в кошки-мышки. Они пытаются заставить человека понять, подчиниться и изменить свое поведение. Люди обычно не любят, когда ими руководят, поэтому в ответ они пытаются уклониться от власти, уклоняются от приказов и демонстрируют свою самостоятельность.
Теория X и теория Y: сравнение человеческой природы
Теория X была широко принята в качестве правильного взгляда на человеческую природу. К сожалению, она может привести к эмоциональному истощению, и люди, которых консультируют с этой точки зрения, скорее всего, станут защищаться, сопротивляться, злиться и не захотят изменять свое поведение.
С другой стороны, теория Y поощряет непредвзятое, любопытное и мотивированное отношение к изменениям. Те, к кому обращаются таким образом, скорее всего, будут вовлечены в процесс и захотят внести коррективы.
Коучинг и изменения
Коучинг схож с идеей управления и техникой позитивной оценки ситуации. Это способ формирования совместных изменений в организации для активизации сил и возможностей. Решения приходят не от внешнего специалиста, а из самой системы. Для этого необходимо внимательное слушание. Кроме того, в коучинге используются техники, применяемые при посредничестве и разрешении споров, которые включают в себя вовлеченность, концентрацию, мотивацию и организацию.
Изучение потенциальных конфликтов
Вопрос о конфликте ролей, который мы уже обсуждали, возникает и при использовании коучинга в бизнесе и образовательных учреждениях. Мы должны спросить себя, кому мы на самом деле помогаем и для чего мы это делаем? Применение коучинга в образовании, коммерции и исправительных учреждениях для того, чтобы сделать людей более «управляемыми», не соответствует "понимающей" природе коучинга и психологического консультирования.
Автор: Сивач Наталия Андреевна
Психодинамический коуч НЛП-практик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru