Найти тему

Чем итоговое сочинение отличается от сочинения на ЕГЭ?

Оглавление

Зачёт по этому экзамену станет их допуском к проведению государственной итоговой аттестации.

Многие ребята готовясь к сдаче этой работы, откладывают при этом подготовку к сочинению на ЕГЭ и к русскому языку в целом.

А в чём же разница и как готовиться рассказали в статье!

Преподавательница ЕГЭ по русскому языку в "100балльном" Оксана Кудлай
Преподавательница ЕГЭ по русскому языку в "100балльном" Оксана Кудлай
  • Окончила два факультета МГУ с двумя красными дипломами
  • Аспирант филологического факультета МГУ
  • Готовлю к ЕГЭ 6 лет
  • Ср. балл моих учеников — 84 в 2023 году (68,43 по РФ)

Почему страшно сдавать итоговое сочинение?

Итоговое сочинение — это первый серьёзный экзамен в жизни школьника. Именно поэтому некоторые ребята испытывают страх перед ним.

Но эту работу ребёнок может писать 3 раза. То есть у каждого ученика есть возможность написать итоговое сочинение в декабре и пересдать его в феврале или апреле. Конечно, лучше проследить за тем, чтобы ребёнок не растягивал подготовку к сочинению и его сдачу, чтобы он не потерял драгоценное время, которое отведено на подготовку к ЕГЭ.

Чем итоговое сочинение отличается от сочинения для ЕГЭ?

Сочинение ЕГЭ и итоговое сочинение — это два разных сочинения, и вот почему:

  1. Сочинение ЕГЭ пишут в конце учебного года. Это важная часть ЕГЭ по русскому языку, за которую можно получить примерно половину баллов из ста. А итоговое сочинение пишут в первую среду декабря (в этом году 6 декабря), и оно является допуском к ЕГЭ по всем предметам.
  2. Сочинение ЕГЭ имеет жёсткую и шаблонную структуру, от которой нельзя отклоняться, потому что иначе снимут драгоценные баллы. А итоговое сочинение — это творческая работа, у которой тоже есть структура, но она предельно простая — это введение, основная часть и заключение.
  3. В сочинении ЕГЭ жёсткая проверка грамотности, а в итоговом сочинении можно допустить 5 ошибок на каждые 100 слов и всё же получить плюсик по критерию «грамотность».
  4. Для итогового сочинения необходимо написать литературный аргумент, а сочинение на ЕГЭ этого не требует.

Какие критерии оценивания в итоговом сочинении?

Первые 2 критерия являются обязательными. Если их не выполнить, то проверяющие автоматом поставят «незачёт».

  1. Соответствие теме. Чаще всего в итоговом сочинении темы сформулированы в виде вопроса. Ученику нужно выбрать одну из шести предложенных тем и дать собственный ответ на вопрос.
  2. Наличие литературного аргумента. Литературу можно брать любую. Здесь ограничений нет. Но важно с помощью неё раскрыть тему, ответить на вопрос и доказать своё мнение.

На своём курсе я советую писать 2 литературных аргумента про запас. Если вдруг по каким-то причинам первый литературный аргумент не засчитают, то у ученика будет второй.

Какие критерии оценивания в итоговом сочинении?

Для зачёта нужно ещё обязательно получить плюсик хотя бы по одному из следующих трёх критериев.

  1. Композиция и логика рассуждения. Здесь необходимо соблюдать деление на абзацы, которых должно быть минимум три — вступление, основная часть (аргумент), заключение. Кроме этого, нужно избегать логических ошибок.
  2. Качество письменной речи. Здесь проверяется способность излагать мысли, использовать для этого разные конструкции, причастные и деепричастные обороты, сложные предложения, вводные слова.
  3. Грамотность. На каждые 100 слов ученик должен допустить не более 5 ошибок. К ним относятся грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки.

Какие ошибки на итоговом сочинении совершают чаще всего?

Чаще всего ребята совершают логические ошибки. Например, в сочинении отсутствует связь между описанием эпизода какого-то произведения и его анализом.

Иногда ребята берут в интернете готовые части итогового сочинения и переписывают. При этом они не рефлексируют и не проверяют, подходит ли эта часть под тему сочинения, связаны ли они логически. Тема получается одна, описание эпизода второе, а анализ вообще чего-то третьего.

Как избежать этих ошибок?

Чтобы избежать таких ошибок, необходимо читать литературные произведения. На курсе «Сочиняка» мы читаем короткие произведения, чтобы все, даже те, у кого нет читательского опыта, успели подготовиться к итоговому сочинению в декабре.

Когда мы погружаемся в произведение и анализируем его, то начинаем понимать разные связи между содержанием произведения и фигурой автора или между поступками героев и идеей автора. Ребятам нравится знакомиться с новым литературным миром, поэтому готовиться к итоговому сочинению становится проще.

Хочу отметить, что итоговое сочинение — это творческая работа. Бывали случаи, когда ребята писали итоговое сочинение в формате письма будущему поколению, кто-то писал в стихотворной форме. Прекрасно, если вы творческий человек и хотите вот таким творчеством выразить своё мнение. Это не возбраняется.