Сергей Моисеев
Важная историческая дата из древней Руси для Харьковской земли — 27 марта 1111 года. В тот день Великий князь Владимир Мономах одержал историческую победу над половцами в битве на Сальнице.
Половецкий город Шарукань сдался без боя, некоторые исследователи считают, что это Чугуев.
В Чугуеве историки нашли посуду с княжеским клеймом Владимира Мономаха.
Решающее сражение на реке Сальнице состоялось в нескольких километрах от нынешнего города Изюма.
Владимир Мономах (1053-1125 гг.) – внук Ярослава Мудрого, сын великого князя Киевского Всеволода Ярославича (1078-1093 гг.) и греческой царевны, дочери византийского императора Константина IX Мономаха (отсюда прозвище). Он стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли.
Великий князь Владимир Мономах был одним из инициаторов созыва Любечского съезда князей 1097 г. «Пошто губим Русскую землю? – вопрошал Великий князь. – Половцы землю нашу разоряют и рады, что между нами идут войны».
Первую победу Владимир Мономах одержал до сражения, сумев сделать то, что казалось невозможным – объединить своенравных, вечно конфликтующих между собой князей.
Владимир Мономах решил перенести боевые действия вглубь территории врага, и, если обычно походы совершались в апреле, на этот раз князь выступил с 30 тысячным войском в феврале. Продвижение полков было быстрым и неожиданным.
Половцы сосредоточились в устье Сальницы. Сюда к ним стекались подкрепления с окрестных территорий. Вскоре к вражескому стану подошли войска русских князей. Утром 27 марта две армии были построены к битве.
Войско половцев было многочисленней полков Мономаха.
Как пишет летописец: «И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давид прославили Бога, давшего им победу такую над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили руками. И спросили пленников, говоря: «Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?». Они же отвечали, говоря: «Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?». Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам».
Далее летописец заключает: «Это ведь ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху мысль поднять братию свою, русских князей, на иноплеменников. Это ведь, видение видели в Печерском монастыре, будто стоял столп огненный над трапезницей, затем перешел на церковь и оттуда к Городцу, а там был Владимир в Радосыни. Вот тогда-то и вложил ангел Владимиру намерение идти в поход».
«Божьей помощью, по молитвам Богородицы и святых ангелов, возвратились русские князья восвояси со славой великою, разнесшейся ко всем людям, так и по всем дальним странам, то есть к грекам, венграм, полякам и чехам, даже и до Рима дошла она, на славу Богу, всегда ныне и вечно и во веки веков, аминь».
Действительно, тогда половцам был нанесен тяжелый удар – многие из них покинули степи Придонья и ушли кочевать к берегам Каспия.
Ведь Изюмский перелаз – место стратегическое, здесь же переправлялась дружина Игоря Святославовича во время своего рокового похода на половцев в 1185 году, воспетого в «Слово о полке Игореве».
Сняв угрозу с востока, русские открыли себе возможность освоения новых земель, и вскоре один из восьми сыновей Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий основал Москву. Не одержал бы Мономах тогда победу, Русь не продвинулась бы на Северо-восток и не было бы ни Москвы, ни сегодняшней России.
Битва при Сальнице – это важная реперная точка развития русской цивилизации. Русские князья тогда осознали, что сила в единстве, и при Владимире Мономахе Русь была едина.
Так совпало, что славная победа 27 марта в 1111 году пришлась на день Феодоровской иконы Божией Матери, которая является охранительницей Русской государственности. Совпало ли?
В 2011 году на месте этой битвы мы (харьковские общественники) установили памятный знак Владимиру Мономаху.
Когда устанавливали этот знак, лил проливной дождь, погода была отвратительная. Но когда на молебне освящали камень, то тучи разошлись, и луч солнца ударил прямо на камень, осветил его. В этом мы увидели знамение – Великий князь Владимир Мономах недооцененный русский святой князь.
Святой, благоверный князь Владимир Мономах ушел из жизни 29 марта 1125 го года. Канонизация Владимира Всеволодовича была подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших в 2011 году – в Собор Киевских святых.
Еще придет время, когда он будет широко почитаться в лике русских благоверных святых князей.
Владимир Мономах оставил потрясающий литературный памятник – «Завещание сыновьям». Это Завещание всегда актуально и адресовано всем нам, всем представителям Русского Мира.
Важно знать, что Шапка Мономаха на самом деле имеет Византийское происхождение и была передана императором Иоанном Комниным Великому князю Владимиру Мономаху. В советской историографии по определенным политическим причинам историки категорически настаивали, что шапка Мономаха исключительно татарского происхождения, чтобы спрятать тот факт, что Россия – прямая наследница Византии.
Если бы Владимир Мономах успешно не разобрался с половцами на Харьковской земле, то не смог бы в 1119-м году отправить своего сына Мстислава Владимировича в поход на Византию, и не было бы у России Шапки Мономаха. Тот поход 1119-го года завершился миром с Византией. Мстислав привёз в дар символы царской власти: венец, золотую цепь и бармы деда Владимира Константиновича Мономаха, сердоликовую чашу Августа Кесаря, крест Животворящего дерева. Дары привёз митрополит Эфесский. Он не просто вручил их Мономаху, а венчал его императорским венцом в киевском соборном храме и провозгласил Мономаха русским царём!
С тех пор шапка Мономаха, цепь, скипетр и бармы были непременным атрибутом в день венчания на царство русских правителей.
Шапка Мономаха является важнейшим сакральным символом России.
Символом нашего цивилизационного смыслового преемства от Византии.
Шапка Мономаха свидетельствует о том, что Русский Мир — это не Европа!
Россия – Третий Рим, отдельная цивилизация, базирующаяся на собственном духовно-историческом основании!
Книга "КЛЮЧИ К РУССКОМУ ХАРЬКОВУ" Сергея Моисеева,
председателя общественной организации "Русь Триединая"