Найти тему
Классические розы

Люди эпохи бронзы в Волго-Окском междуречье.

Заметка №12

В школе, по истории, нам практически ничего не рассказывали о том, что находилось на Русской равнине в те времена, когда возводили пирамиду Хеопса в Египте или строили Стоунхендж в Великобритании. Мы ничего не знали о том, кто жил на Оке и Волге, пока активно развивалась Шумерская цивилизация.

И всегда возникало ощущение, что Ярославская, Тверская, Московская области и так далее, 4 500 тысяч лет назад представляли из себя забытую богом пустошь. А потом, в один момент, туда пришли сначала финно-угорские народы, а затем и славяне.

Нет, конечно, археологи и смотрительницы в краеведческих музеях знали, что на территории Центральной России, в Волго-Окском междуречье, существовала культура бронзового века. Ее называют археологической фатьяновской культурой.

Она была не однородна, но способ хозяйства, который принесли фатьяновцы на эти территории был единым и абсолютно революционным. Оседлые животноводы заставили потесниться цивилизацию первобытных охотников. И это, судя по всему, был далеко не мирный процесс.

Свое название эта культура получила по наименованию деревни Фатьяново Ярославской области, где в 1873 году были обнаружены первые археологические находки, относящиеся к данному периоду.

На территории современной России ареал распространения памятников фатьяновской культуры охватывает огромную площадь: в нее входят Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Московская, Калужская, Смоленская, Владимирская, Новгородская области.

Ареал распространения культур бронзового века.
Ареал распространения культур бронзового века.

На карте ниже представлены места, где археологи открыли памятники фатьяновской культуры. (Карта 1972 г., её надо дополнить, потому что с тех пор были сделаны ещё находки).

Для ориентации: справа внизу - это Куйбышевское(Самарское) водохранилище на Волге, слева сверху - обширное Рыбинское водохранилище на Волге и ее притоках - реках Мологе и Шексне. Как видим, река Волга практически окаймляет памятники фатьяновской культуры.

Распространение фатьяновской культуры (могильников и поселений) (Крайнов Д.А., 1972)
Распространение фатьяновской культуры (могильников и поселений) (Крайнов Д.А., 1972)

И получается, что фатьяновская культура занимает особенное место в древнейшей истории России. Понятно, что России как государства, ещё не было во времена этой культуры, но была территория и были люди, многие из которых продолжают свой род и традиции в современных русских, татарах, чувашах, мордвинах, по утверждению Анатолия Клёсова, советского и американского биохимика.

Фатьяновская культура до сих пор является полем жарких дебатов для историков.

Наверное, ни одна из найденных культур не обладает столь обильными гипотезами по-поводу своего генезиса и исчезновения. Оно и понятно, фатьяновцы вполне могут оказаться теми самыми протоарийцами, которые однажды приедут на лошадях и повозках в Древнюю Индию на рубеже 2-1 тысячелетия до н.э., после исчезновения там Хараппской цивилизации.

Например, так считает антрополог Дэвид У. Энтони из Принстонского университета, который специализируется на индоевропейских миграциях. Он предполагает, что «праиндоевропейская прародина изначально располагалась в степях к северу от Черного и Каспийского морей на территории современных южной Украины и России». Этот вывод он сделал в своей известной книге «Лошадь. Колесо. Язык».

Книга Дэвида У. Энтони. Лошадь, колесо и язык: Как всадники бронзового века из Евразийских степей сформировали современный мир. Университет Принстона, 2010.
Книга Дэвида У. Энтони. Лошадь, колесо и язык: Как всадники бронзового века из Евразийских степей сформировали современный мир. Университет Принстона, 2010.

Но оставим споры генетиков, историков и других и перейдём к материальной культуре фатьяновцев. Посмотрите только как умело они обращались с камнем! Этот отполированный каменный топор был когда-то гордостью воина. Все найденные топоры одинаковы по весу, полировке и креплению древка.

Боевой длиннолопастный каменный топор из некрополя на Истре. | Источник: Институт археологии РАН.
Боевой длиннолопастный каменный топор из некрополя на Истре. | Источник: Институт археологии РАН.

Редкий ритуальный каменный топор с головой медведя. II тысячелетие до н.э. Возможно принадлежит фатьяновской культуре. Историческая экспозиция Ростовского Кремля. Фотография из открытых источников.
Редкий ритуальный каменный топор с головой медведя. II тысячелетие до н.э. Возможно принадлежит фатьяновской культуре. Историческая экспозиция Ростовского Кремля. Фотография из открытых источников.

А какой прекрасной выделки керамика у фатьяновцев! Фатьяновские глиняные сосуды — шарообразные, обязательно с вертикальным венчиком, сделанные из тонкой, прекрасно очищенной глины, покрытые почти что полировкой, поверх которой нанесен тонкий узор и солярные знаки на донцах.

Фатьяновская керамика. Фото из открытых источников.
Фатьяновская керамика. Фото из открытых источников.

Узоры фатьяновской керамики.
Узоры фатьяновской керамики.

Надо сказать, что фатьяновскую археологическую культуру чаще всего определяют по могильникам, а не городищам или стойбищам, которые есть, но очень редки. Сделаны они были из бревен и веток, обмазанных глиной. Городища скорее всего были уничтожены во время пахоты и застройки в последующие века. И те предметы, которые вы видите, относятся к погребальным фатьяновским обрядам. Они сопровождали усопшего в потусторонний мир. Фатьяновцы верили в лучшую долю человека после жизни. В могилы клали самые лучшие предметы, какими в обычной жизни не пользовались.

Макет погребения бронзового века. Фатьяновская культура.
Макет погребения бронзового века. Фатьяновская культура.

Умершего хоронили в позе эмбриона — с согнутыми в коленях ногами и руками, поднятыми к лицу. Вокруг выставлялись сосуды, костяные изделия, украшения, копья, стрелы и тяжелые каменные топоры двух типов: боевые и рабочие. Фатьяновцы знали металл. Вместе с медными украшениями — подвесками, браслетами — в их погребениях находят и бронзовые топоры, копья и даже литейные формы, в которых и отливались металлические предметы. Фатьяновцы не просто знали металл, они занимались металлообработкой!

Медные орудия и украшения фатьяновской культуры
1, 2, 5—17 — височные подвески; 3 — колечко; 4 — пронизка; 18 — браслет; 19—21 — обломки браслетов; 22 — очковидная привеска; 23 — копье; 24 — шило; 25 — шило в деревянном футляре. 1—4, 16, 17, 22 — Никульцынский могильник; 5—8, 10, 11, 13—15, 20, 21, 23 — Волосово-Даниловский могиль¬ник; 9, 12 — Кузьминский могильник; 19, 24, 25 — Ваулов- ский могильник; 18 — Мытищинский могильник
Медные орудия и украшения фатьяновской культуры 1, 2, 5—17 — височные подвески; 3 — колечко; 4 — пронизка; 18 — браслет; 19—21 — обломки браслетов; 22 — очковидная привеска; 23 — копье; 24 — шило; 25 — шило в деревянном футляре. 1—4, 16, 17, 22 — Никульцынский могильник; 5—8, 10, 11, 13—15, 20, 21, 23 — Волосово-Даниловский могиль¬ник; 9, 12 — Кузьминский могильник; 19, 24, 25 — Ваулов- ский могильник; 18 — Мытищинский могильник

Кроме того, в могилу к усопшему клали снедь: мясо домашних животных — свиней и коз. В горшках могли быть молоко, мёд и зерновые культуры. Фатьяновцы были оседлыми животноводами. Коровы и лошади у фатьяновцев тоже были. Обилие круглостенной керамики, удобной для хранения молока и масла, косвенно подтверждает наличие этих животных. Также, из их костей делали украшения. Есть подозрение, что мясо коров и лошадей в пищу не употреблялось, в отличие от коз, свиней. Об этом говорят находки в могильниках.

Если у них были обширные стада, значит были и пастухи с собаками. Могилы собак тоже встречаются. Пастухи не расставались с топорами, бронзовыми и каменными, так как скот надо было защищать и постоянно заготавливать впрок ветки с листьями для его прокорма. Остается открытым вопрос ездили ли они на лошадях? Но крытые повозки на четырех колесах у них точно были.

Мужчина фатьяновской культуры. Реконструкция А.А. Герасимовай.
Мужчина фатьяновской культуры. Реконструкция А.А. Герасимовай.

Останки фатьяновцев показали, что они были европеоидами. Антропологи настаивают, что в основном это были люди европейской внешности – с высоким крутым лбом, с несколько массивным черепом, с тонкими чертами лица, с выступающим носом и широким подбородком. Такие лица мы видим и среди греков, и римлян, среди жителей Балкан, Южной Европы.

Колоризация облика мужчины фатьяновской культуры.
Колоризация облика мужчины фатьяновской культуры.

Исчезновение фатьяновской культуры связано, скорее всего, с появлением абашевских племен, племен шнуровой керамики и племен поздняковской культуры. Фатьяновцы не исчезли, конечно, в один момент, они надолго задержались на Средней Волге, в Вятке, в Ветлуге - здесь были медистые песчаники, которые они разрабатывали, чтобы делать оружие.

Следы фатьяновцев прослеживаются и в поздних культурах эпохи развитой бронзы и раннего железа. Несомненно, фатьяновская культура вошла одним из важных компонентов в состав последующих культур лесной полосы Восточной Европы. Пережитки фатьяновской культуры, прослеживаются в Волго-Окском междуречье вплоть до исторических времен, особенно в культуре ярославской мери.

Вопросов остаётся много. Обидно также, что при обилии артефактов фатьяновской культуры практически отсутствуют их музейные фотографии в высоком качестве. Приходится пользоваться рисунками из книг Крайнова 50-летней давности!

Уважаемые академики РАН! Пора сделать хороший каталог с отснятыми предметами этой важной для мировой истории культуры! Уже пришло время для создания ещё одной исторической парадигмы Русской равнины. Нужны отдельные музеи и материалы для школьников, у которых, в этом случае, исчезнет лакуна в знаниях о том, что было «между динозаврами и славянами» в Центральной части России.

Материалы:

  • Колёсов А.А. Фатьяновская археологическая культура и ДНК-генеалогия. Исторический формат №2, 2020 г.
  • Крайнов Д.А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура II тысячелетия до н.э. М.: Издательство АН СССР, 1972 г.
  • Крайнов Д.А. Фатьяновская культура // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М.: Наука, 1987. С. 58-76.
  • Белов А.И. Арийское прошлое земли русской. Мифы и предания древнейших времен. 2017 г.
  • Андрей Никитин. На холмах российского ополья. Журнал «Вокруг света», 26.01.2007 г.
На холмах российского ополья | Публикации
  • Antony, David W. (2010). The Horse, the Wheel, and Language: How Bronze-Age Riders from the Eurasian Steppes Shaped the Modern World. Princeton University Press.
  • The New York Times, рецензия на книгу Дэвида У. Энтони «Лошадь. Колесо. Язык», 2008 г.
Giddyap (Published 2008)