Когда они, наконец, снова встретились, как-только Зиба села в машину, Азик стал страстно целовать её. Естественно, они поехали на квартиру.
Но ни в тот день, ни на следующий, ни на протяжении ещё нескольких месяцев, Азик ни разу не обмолвился о том, что не обсудил с Зибой... Он молчал, а Зиба не спрашивала...
Время шло.. Лето сменилось осенью.. Наступила зима.. После всего, что случилось, Зиба сильно похудела, но это нисколько её не портило. А грусть, появившаяся в глазах и поселившаяся в них уже навсегда, словно бросала тень на всё её лицо. Зиба не помнила уже, когда в последний раз смеялась от души, громко.. Даже улыбалась она как-то очень печально..
- А потом, представляешь, словно сговорившись, родственники и знакомые стали наперебой приглашать нас в гости, на всякие торжества, и к нам стали приходить всё чаще. Естественно, что на этих мероприятиях присутствовало немало парней,чьи матери хотели бы видеть их женатыми на воспитанной,чистой девушке из скромной семьи. - сказала Зиба, с улыбкой глядя на Милу..
Теперь, глядя на подругу, Мила понимала - почему у той улыбка всегда чуть печальная и откуда эта вечная грусть в глазах.
- Это уж точно. - ответила Мила, качая головой, потому, что ей, конечно, всё это было знакомо далеко не понаслышке. Ей самой приходилось когда-то немало отбиваться от таких вот мероприятий, когда на каком-то торжестве, когда собирается куча родственников и знакомых, обязательно заходила речь о том, что кто-то хочет женить сына. И порядочный, и зарабатывает, ну, и просто мечта любой девушки. Тут же кто-то выдаёт информацию, что у таких-то есть дочка – умница-крассавица-рукодельница-хозяйка и, само собой разумеется, скромница. И начинается процесс, в котором парень и девушка –предполагаемые будущие жених и невеста – естественно, «совершенно случайно» - оказываются на очередном торжестве. А иногда вариантов несколько и парню показывают сразу всех кандидаток в жёны. Обычно, девушки тоже в курсе этих манипуляций, но, иногда, и вправду бывают в полном неведении. В случае,если всё идёт по-плану – т.е., девушка нравится парню, а главное –его родителям –сценарий развивается согласно установленным традициям..
Зиба понимала весь ужас того,что в любой момент может произойти непоправимое – она может «подойти» кому-то в качестве девушки, которая достойна стать женой, невесткой.
- В моём случае большим минусом было то, что родители мои были в разводе. Ты же знаешь,как к этому настороженно относятся даже сейчас,а тогда.. Почти ..ой-ёй.. сколько лет назад...надо же, как же время пролетело...Ой,лучше не думать об этом.. Так вот, тот факт,что мои родители были разведены был большим минусом,к тому же,слухи о поведении Камиллы, её образе жизни не прибавляли баллов в шкале оценок. Одним словом, в нашем доме только и было слышно – как удачно вышла замуж дочь кого-то из наших многочисленных родных и близких. И мама ужасно переживала. Мне было "уже" за двадцать,а я - кошмар!! – «ещё» не была замужем!! Мил, ну, скажи, что за идиотизм??
- Не знаю, дорогая.. Этот вопрос тоже из серии тех, на которые ответов нет..
- Ну, да ладно.. Не хочу начинать философствовать, а то меня опять занесёт…
Зиба каждый раз под разными предлогами пыталась избежать таких «выходов в свет». Камилла подшучивала надо ней, рисовала ей «яркую» перспективу семейной жизни, предрекая Зибе участь веника, который будет стоять там, куда его швырнут,а в лучшем случае – по прогнозам Камиллы –Зибу ожидал выводок детей, муж-гуляка и вся её жизнь пройдёт между кухонной плитой и стиральной машиной.
- Если, конечно, тебе дадут её в приданое. - добавляла Камилла, подмигивая Зибе.
Обычно, Зиба шутливо отмахивалась от неё, но, иногда, возмущалась и спрашивала:
- Кама, ну почему ты так говоришь? Может, муж будет меня любить и баловать!
- Нет, не будет. - безапелляционно заявляла Камилла. – И знаешь почему?
- И почему?
- Потому, что ты - курица,понимаешь? Ты – красивая, умная, но.. не тем умом, который нужен по жизни.. Ты учишься в институте на одни пятёрки, а реальная жизнь – дорогая моя - это далеко не институт. Жизнь - это борьба на выживание. Ну, хорошо, вот я сейчас открою любой из твоих тяжёлых учебников, ткну пальцем в какую-нибудь теорему и ты мне её блестяще докажешь. Класс! Молодец! Хвалю. Но!! Зюзя, в реальной жизни тебе это теорема на фиг не нужна будет!! Ладно, сама поймёшь. Вот, когда жизнь тебя за ж.. ой, прости, за мягкое место схватит, посмотрим, какая из твоих теорем тебе поможет от неё отделаться..
- Ну, а, если, не дай Бог, жизнь схватит твоё мягкое место?
-Хм, Зюзя, это будет ой, как сложно сделать! Хотя бы потому, что у меня этого самого мягкого места, в принципе нет!
Камилла повертелась перед сестрой, красуясь идеальной фигурой.
- Ну, а если и попытается схватить, то я вцеплюсь ей в глотку.. Но, знаешь, жизнь, такая сука, что больнее и чаще всего она отвешивает пощёчины именно тем, кто не может дать ей отпор. А таким, как я, она предпочитает отвешивать реверансы..
Зибе нечего было возразить.. Особенно, в свете последних событий, произошедших с ней, Зиба понимала - Камилла, хоть и младше неё, была гораздо сильнее, чем она сама..
- Знаешь, Мила, я очень хотела рассказать Камилле про Азика, ещё в самом начале знакомства с ним, но почему-то не рискнула сделать это.. А потом.. Чем больше проходило времени, тем меньше становилось это желание. И причина была в не том, что я не доверяла сестре, нет, конечно.. Просто, я понимала, что Камилла, своей безаппеляционностью, не щадя моих чувств, скажет то, в чём я сама себе боялась признаться.. - Зиба замолчала…
Мила прекрасно поняла, что хотела сказать Зиба. То, что Азик её просто использовал, что он никогда и не собирался на ней жениться.
Но самое интересное это то,что именно Камилла, в отличии от мамы,заметила перемены,произошедшие с сестрой..
- Мужика, что ли, себе завела? – спросила она у Зибы как-то вечером, когда они
сидели вдвоём на кухне. Зиба пила чай, а Камилла – пиво.
Зиба поперхнулась и, естественно, вспыхнув до корней волос, ответила:
- Нет,что за глупости, Кама? С чего ты вообще взяла?
- Да, ладно тебе.. Ты же с каждым днём буквально на глазах расцветаешь.. –
сказала Камилла, и насмешливо прищурив один глаз и отпивая пиво из горлышка бутылки, добавила: – Предохраняться-то не забывай..
Зиба покачала головой, не желая продолжать опасный разговор и, допив потерявший вкус чай, встала из-за стола. Единственной её мыслью в тот момент было то,что судя по её словам, Кама уже давно вступила во взрослую жизнь..Больше они с ней никогда к этой теме не возвращались.. Но этот разговор глубоко засел в мыслях Зибы.. Она думала о том, что если сестра, видевшая её, практически, постоянно, тем не менее,заметила в ней внешние изменения в лучшую сторону и поняла, что это связано с тем,что в её жизни появился мужчина,значит, у Камиллы самой довольно большая практика и опыт.. Зибе очень хотелось –в глубине души – поделиться с ней, поговорить. Но она так и не решилась....А больше всего Зибу мучило то, почему же мама ничего не замечает?
-Бедная женщина.. Она просто радовалась тому, что я, как сказала Кама, расцветала буквально на глазах. Боже, с какой гордостью мама смотрела на меня, когда кто-то из родных и близких хвалил меня, говорил комплименты в мой адрес. А мне в этот момент хотелось только одного - исчезнуть..
… Зиба замолчала, удручённо качая головой. Она закурила очередную сигарету.. Только выкурив почти до половины, Зиба продолжила :
- Знаешь, Мила, чего я себе никогда не смогу простить?
- Кажется, догадываюсь.
- Ну- ка, скажи.
- Зная тебя, нынешнюю, и узнавая ту, о которой ты мне сейчас рассказываешь, мне кажется, что ты не сможешь простить себе того, что твоя мама так искренне гордилась тобой, находясь в неведении по поводу истиной причины того, что ты хорошела с каждым днём. Ведь ей и в голову не пришла бы мысль о том, что эти изменения во внешности своей юной, незамужней дочери (которая, в отличии от младшей, совершенно безбашенной и уже давно отбившейся от рук, всегда отличалась благоразумием и строгостью нравов), связаны как-раз с тем, что в твоей жизни появился мужчина и всё зашло слишком далеко..
Время летело с неумолимой скоростью.. В отношении Азика Зиба стала замечать некоторые изменения. Не то,чтобы он остыл,нет..Но встречаться они стали реже.. Он объяснял это тем, что отец постепенно передавал ему весь свой бизнес и Азик часто уезжал не только из города, но и за границу. Иногда, они не виделись по две-три недели. Это убивало Зибу. И ещё.. ей казалось иногда, что Сабина хочет что-то сказать, но не решается.. Объяснить это чувство Зиба никак не могла – просто внутри что-то подсказывало ей и всё..Когда изредка они собирались вчетвером, Зиба остро ощущала какую-то напряжённость между ними троими. Ильгар,Сабина и Азик, словно, избегали друг друга, не было уже той лёгкости в общении.. Тогда Зиба не прислушалась к внутреннему голосу, мысленно ругая себя за необоснованную подозрительность. Это уже потом, гораздо позже, она зареклась – всегда прислушиваться к своей интуиции, к своим ощущениям и никогда об этом не жалела..
Приближался Новый Год.Камилла уже давно отмечала этот праздник не дома. И Зиба с тоской ожидала,что и этот Новый Год пройдёт так же скучно –они с мамой вдвоём, дома,у телевизора.. Зиба хотела уговорить маму разрешить ей отметить Новый Год у Сабины. Камилла посоветовала ей поступить так, как делала она сама – просто поставить маму перед фактом. Но Зиба так не могла..К тому же,в глубине души, она не хотела, чтобы мама проводила Новый Год одна. Поэтому, решила ничего не менять..
До Нового Года оставалось две недели.. И уже неделю от Азика не было ни слуху,ни духу.. Зиба решила пойти к Сабине –та немного приболела..
Ильгар был дома, но он собирался уходить и очень обрадовался приходу Зибы, потому что не хотел, чтобы Сабина оставалась до вечера одна. Ильгар уже почти всё время жил у Сабины, но полностью нёс заботу о больной жене и детях. Сабина детей рожать не могла.Она ещё в школе перенесла сложную операцию, в результате которой у неё не могло быть детей. Ильгар был её первым и единственным мужчиной. Его семья знала о Сабине, жена – уже полностью прикованая к постели – даже звонила ей как-то и сказала,что просит Сабину об одном – после её смерти заботиться о детях..
Поделившись институтскими новостями, Зиба спросила – не видел ли Ильгар Азика, или, может, они хотя бы созванивались. Ильгар как-то замялся, сказал что не видел Азика уже десять дней и вдруг, Сабина, полулежавшая в постели, вскочила и закричала :
- Всё!!! Хватит!! Или тыскажешь сам ..или я нарушу клятву..Сволочь!!!Ты такая же
сволочь, как и он!! – она набросилась на Ильгара с кулаками.Он схватил её в охапку.
У Сабины была истерика.Она плакала, кричала, и, пытаясь вырваться из его рук,она заехала Ильгару локтём по носу..От боли он ослабил хватку и Сабина, вырвавшись, бросилась в ноги Зибы и обняв её колени, рыдая, говорила:
- Зиба, прости.. ради всего святого, если можешь – прости..Ильгар заставил меня
поклясться могилой матери и я не могла..Но..я думаю,что мамина душа меня простит..прости и ты,если сможешь.. – она говорила всё это и рыдала..Ильгар стоял бледный..
Зиба уже поняла - произошло что-то очень плохое для неё.. Она сказала Сабине, что прощает её заранее за всё, только пусть она отпустит её ноги и встанет с пола.. Сабина отпустила ноги Зибы, но встать с пола ей явно было тяжело – температура ослабила её, а нервная вспышка почти лишила её сил. Ильгар взял её на руки и перенёс на диван..Сабина лежала бледная,с полуприкрытыми глазами, слёзы медленно скатывались по её щекам из-под мокрых ресниц..Бледными губами,не открываая глаз,она прошептала:
- Ильгар..не заставляй меня нарушить клятву..
- Хорошо..- сказал Ильгар и повернулся к Зибе. - Зиба.. ты, наверное, меня не
простишь. Но Сабину, прошу, не вини.. Это я взял с неё клятву..В общем..не буду ходить вокруг да около..Азик женился..два месяца назад. ... Всё..
Сказав это, он вышел из комнаты.. Всё это время Зиба стояла, прислонившись к косяку двери, не всилах отойти от него. Ноги словно были налиты свинцом.. По лицу катились слёзы..
.... Зиба уговорила Сабину и Ильгара не говорить Азику о том,что они рассказали ей правду. Они знали - как сильно она любила Азика и поверили в то,что она хотела оставить всё так,как есть...Зиба сказала, что хочет услышать правду от Азика и будет ждать столько времени,сколько ему понадобится. Ильгар убеждал Зибу в том, что Азик любит только её, и это - брак по расчету. Его жена - дочь компаньона отца Азика.
- Ну, и скоты же вы.. – Сказала ему Сабина.
А Зиба стала оправдывать Азика... Сабина смотрела на Зибу с подозрением и спросила – не задумала ли она ничего «такого».
- Ну, что ты, Сабина? С ума сошла?
- Поклянись, что ты ничего плохого с собой не сделаешь!!!
- Клянусь, что я ничего плохого с собой не сделаю.
Сказала Зиба вслух, а сама подумала: «Разве можно сделать что-то ещё хуже?»..
- Кажется, в ту ночь я выплакала все слёзы... Той ночью я поклялась,что никогда больше не позволю себе любить кого-то больше себя, что никогда больше не позволю чувствам доминировать над рассудком. Я поклялась,что всегда буду прислушиваться к внутреннему голосу. И поклялась,что никогда больше я не заплачу из-за мужчины и не позволю кому-то обманывать меня. И до сих пор я не нарушила ни одну из этих клятв..
Мила смотрела на Зибу.. Глаза её были сухими, голос - ровным.. А у Милы в горле стоял ком..Если сейчас, ей, взрослой женщине, так тяжело слушать это, то как же больно было тогда Зибе, юной девушке? Неужели это произошло с ней, с Зибой, которую Мила знала уже десять лет, такой уверенной, очень самодостаточной женщиной, которая нередко удивляла Милу, да и всех окружающих, своей рассудительностью и твёрдостью, иногда граничащей с жестокостью, но по прошествии времени все понимали, что Зиба действовала правильно и благодаря жестокости принятого ею решения, были предотвращены какие-то неблагоприятные последствия..
- А утром я сказала маме, что было бы неплохо отметить Новый Год в Москве, у тёти. Мама, к счастью, согласилась. Лететь самолётом было бы очень накладно, поэтому, мы решили поехать поездом. Благодаря соседке, работавшей в железнодорожной кассе, маме удалось достать билеты на тот же вечер....
Ночью, в поезде, Зиба, лёжа с открытыми глазами, чувствовала, как с каждой минутой, увозящей её от прошлого, под мирный стук колёс поезда, в г её руди растёт пустота…
Москва встретила Зибу нарядными ёлками, неоновыми огнями, предновогодней суетой.. И снегом... Зиба сняла перчатку с руки и несколько крупных снежинок, кружась в волшебном вальсе и искрясь в свете фонарей, упали ей на ладонь, и мгновенно растаяли. Всё вокруг было белым-бело..
Зиба закрыла глаза и перед мысленным взором появилась улица, которая была сейчас в тысячах километрах отсюда, в её родном Баку. Она думала о том, что там, на этой улице, остались акации, которые снова расцветут … и снова в воздухе будет плыть аромат, который сведёт с ума ещё многих и многих.. и снова будут кружить в волшебном вальсе осыпающиеся лепестки. И никому невдомёк, что среди этих лепестков кружатся разбитые сердца…
КОНЕЦ!!!