Найти тему
Чудесные истории

Женщины во Флоренции эпохи Возрождения. Часть 6

Предыдущая часть:

Первая часть:

Многие артефакты флорентийского дома свидетельствуют о важности деторождения.

Часто во время свадебных торжеств ребенка торжественно помещали на руки невесты, а "святые куклы", обычно одетые как Младенец Христос или святая, составляли часть приданого юных невест.

Деталь картины Bernardino di Antonio Detti
Деталь картины Bernardino di Antonio Detti

Они были предназначены для того, чтобы привести женщин и детей к Богу через игру, в которой они почувствовали бы и заново пережили детство Иисуса, приобретая в то же время навыки материнства; они также служили оберегом, с помощью которого молодая женщина надеялась магическим образом родить ребенка с достоинствами святого человека, представленного этой куклой.

В домашних описях и дневниках мужей зафиксированы значительные расходы на многие предметы.

Некоторые из них, например стульчики для родов и пеленки, имели практическое значение.

Но большинство предназначались для украшения матери, ребенка и спальни в честь торжественного события.

Были специальные одежды, которые мать могла носить во время лежания, и другие, более роскошные, для приема поздравительных визитов. Кровать застилалась специальными простынями для родов, а затем богатыми покрывалами в честь успешного исхода.

Ребенку преподносились серебряные ложки, а также украшенная майоликой посуда, изображающая это событие.

Мужья закупали большое количество дичи — роскошного продукта, который считается особенно полезным для беременных женщин и кормящих матерей.

После рождения ребенка гостям предлагались сладости и вино.

-2

Неизменным символическим предметом, связанным с родами, был расписной деревянный поднос для церемониального вручения матери еды и питья после родов; они появляются в большинстве флорентийских описей спален.

На многих подносах изображались сцены успешных и идеализированных родов, вероятно, чтобы успокоить тревогу будущих матерей.

На лицевой стороне самого раннего из сохранившихся подносов для родов работы Бартоломео ди Фруозино мать, одетая в искусно украшенные одежды и сидящая в постели, застеленной роскошными простынями, получает поднос и развлекается женщиной-арфисткой, в то время как снаружи к дому приближается процессия посетителей с подарками (см. рис. внизу).

-3

Эти визиты были обязанностью женщин по отношению друг к другу; на семейных фресках Торнабуони в Санта-Мария-Новелла также изображены женщины, присутствующие при родах. Такие идеализированные сцены являются посредниками между реальным и идеальным мирами; они также представляют собой одни из наиболее полных изображений женщин в их домашнем окружении.

Фрески в Санта-Мария-Новелла
Фрески в Санта-Мария-Новелла

Непонятый с медицинской точки зрения, процесс родов был загадочным и опасным.

Значительная часть смертей молодых женщин была вызвана деторождением, и столь же большое количество новорожденных умирало в течение нескольких дней после рождения.

Будущая мать часто писала завещание до наступления срока, и родственники страховали её, чтобы покрыть потерю своего приданого, если она умрет во время родов.

Флорентийцы использовали талисманы и ритуалы, призванные контролировать процесс деторождения.

Опасаясь "визуального заражения", они защищали беременных женщин от ужасающих сцен и вместо этого пытались "визуально запечатлеть" позитивные образы, такие как красивые обнаженные мужчины и женщины, изображенные на внутренней стороне крышек кассоне, чтобы невеста могла их созерцать в надежде, что её ребенок будет создан по их подобию.

Кассоне. Фото с сайта https://bigenc.ru/c/kassone-902bda?ysclid=lq3z91redr172909401
Кассоне. Фото с сайта https://bigenc.ru/c/kassone-902bda?ysclid=lq3z91redr172909401

На оборотной стороне родильного подноса, нарисованного Бартоломео ди Фруозино, изображен ребенок-талисман мужского пола, носящий на шее коралловый амулет; он представляет собой образ плодородия с семейным гербом и надписью, призывающей удачу:

Да дарует Бог здоровье каждой рожающей женщине и отцу... Пусть [ребенок] родится без усталости и опасностей. Я младенец, который живет на [скале?], и я делаю мочу из серебра и золота
-6

Продолжение: